Философия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание

Каждое предприятие имеет свою философию. Слово «Философия» происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, «фило», происходит от «филео» - «люблю», и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. «София» - слово, обозначающее мудрость, знание, понимание.
Таким образом, когда человек пытается найти ответ на вопрос, каково его предназначение в жизни, стремится к пониманию сути вещей, выступает философом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
1. Понятие и основные элементы философии предприятия…………. 4
1.1. Японская модель……………………………………………… 8
1.2. Американская модель………………………………………… 10
2. Зарубежный и Российский опыт……………………………………… 13
2.1. Японский опыт………………………………………………… 13
2.2. Американский опыт…………………………………………… 21
2.3. Российский опыт………………………………………………. 28
3. Философия компании ОАО «АвтоВАЗ»……………………………… 33
3.1. Общая характеристика предприятия…………………………. 33
3.2. Анализ философии предприятия……………………………... 34
3.3. Зарубежный опыт философии предприятия на примере
компании Toyota……………………………………………………. 36
Заключение………………………………………………………………… 40
Список литературы………………………………………………………... 41

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение …………………………………………………………………. 3

  1. Понятие и основные элементы философии предприятия…………. 4

         1.1. Японская модель……………………………………………… 8

         1.2. Американская модель………………………………………… 10

2. Зарубежный  и Российский опыт……………………………………… 13

          2.1. Японский опыт………………………………………………… 13

          2.2. Американский опыт…………………………………………… 21

          2.3. Российский опыт………………………………………………. 28

3. Философия  компании ОАО «АвтоВАЗ»……………………………… 33

          3.1. Общая характеристика предприятия…………………………. 33

          3.2. Анализ философии предприятия……………………………... 34

          3.3. Зарубежный опыт философии предприятия на примере

          компании Toyota……………………………………………………. 36

Заключение………………………………………………………………… 40

Список литературы………………………………………………………... 41 
 
 
 
 
 

Введение

      Каждое предприятие имеет свою  философию. Слово «Философия»  происходит из древнегреческого  языка и обозначает любовь  к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова,  «фило», происходит от «филео»  - «люблю», и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. «София» - слово, обозначающее мудрость, знание, понимание.

    Таким  образом, когда человек пытается  найти ответ на вопрос, каково  его предназначение в жизни, стремится к пониманию сути вещей, выступает философом.

   Предприятие,  компания, корпорация, да и любая  организация в целом - это тот  же живой организм, который, как  и человек, рождается, развивается,  взрослеет, испытывает сложности,  достигает успеха. И так же ищет ответы на вопросы: «Какова цель существования компании?», «Какой организация будет через 10-15-20 лет?», «Какие обязательства несет предприятие перед обществом?» Отвечая на эти вопросы, предприятие формулирует свою философию - идеологическую основу. Это помогает ей определить свою уникальность на рынке, обозначить приоритеты в деятельности и развитии, обеспечить единое понимание целей, стоящих перед организацией.

    Философия  предприятия - это совокупность  смыслов, ценностей и целей деятельности работающих в ней людей, это основополагающие установки, в соответствии с которыми организация осуществляет свою деятельность. Она может включать в себя такие составляющие, как миссия, видение компании, ценности, ключевые компетенции компании, обязательства компании перед заинтересованными группами.

     И  руководители организаций, и предприниматели  все чаще говорят о необходимости  для возглавляемых ими структур  иметь сильную, продуманную корпоративную  идеологию. Они считают ее одним  из важнейших факторов роста организации. И это естественно, так как идеи в силу направленности на интеллектуальное восприятие служат формой представления и разъяснения целей, принципов и задач управления, ценностей, норм, правил, стереотипов поведения и взаимоотношений в коллективе. С их помощью формируются настроения, вкусы, предпочтения и иные элементы социальной психологии на предприятии.

   В своей курсовой работе я постаралась понять для себя и раскрыть в целом понятие философии предприятия, ее основные элементы. Также изучить ее на примере российской автомобилестроительной компании. 
 

 1. Понятие и основные  элементы философии  предприятия. 

   Издавна  известно, что общество не может  существовать без законов и  морали, подобно ему и организация  не в состоянии эффективно функционировать без собственной морали и внутренних законов (это уставы, положения, правила, инструкции и др.).

   Разработка  философии предприятия является  новым и достаточно сложным  делом для российских менеджеров  и бизнесменов.

   Философия предприятия – это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом предприятия.[1]

Говоря проще  – это «моральный кодекс поведения на предприятии». Соблюдение философии предприятия гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге – эффективное развитие предприятия. А ее несоблюдение ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, поставщиками и потребителями, к снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем даже к краху и разорению предприятия, так как люди – главное ее богатство.

    Философия  организации описывает: хозяйственную  систему организации - кто мы? Цель организации - чего мы хотим? Сферу деятельности - что мы делаем? В философии организации конкретизируются основные ценности, которые для сотрудников должны служить ориентиром всей их деятельности.

  Необходима  ли отдельная философия организации,  ведь на предприятии и так  множество нормативных документов? Несомненно, да. Аргументами «за» являются:

  • на предприятии существует текучесть кадров, и новые сотрудники обязаны быстро изучить систему моральных ценностей и требования администрации;
  • не существует одинаковых людей, но отношения между персоналом должны строго регламентироваться общими  принципами для всех;
  • следует четко определить взгляды на выборность, единоначалие, самоуправление, роль трудового коллектива, централизацию управления;
  • собственник (владелец, хозяин) предприятия хочет проводить свою политику в отношении персонала, иногда отличную от общепринятой и государственной;
  • менеджеры организации и руководители могут меняться, но это не должно сильно «раскачивать корабль» предприятия, работники должны жить по общим правилам;

________________

[1] Егоршин А.П. Основы управления персоналом. М., 2006. – 109с.

  • разнообразие вероисповеданий влияет на отношение людей к работе, поведению, пище, семье, привычкам, поэтому предприятию нужно иметь свои универсальные правила.

Но существуют и «против» разработки философии организации:

    • разработка философии предприятия и ее корректировка отнимают много времени и сил, поэтому не стоит тратить время и средства на разработку еще одного нормативного документа;
    • на современном этапе развития в России сложилась двойная мораль, и часть людей полагают, что лучше не фиксировать систему взаимоотношений в коллективе («в мутной воде рыбка лучше ловится»);
    • неформальные группы сами разрабатывают нормы поведения, и не стоит их административно регулировать;
    • людям в коллективе свойственно разрабатывать свои правила поведения и быстро к ним адаптироваться. Разработать можно лишь «микрофилософию» для небольшого коллектива.
 

     При  разработке философии необходимо  учитывать особенности функционирования  предприятия: национальный состав сотрудников; региональная специфика (область, город); тип производства; отрасль народного хозяйства; количественный состав; уровень жизни работников; культурный уровень персонала; взгляды и позицию собственника (владельца, хозяина); личные убеждения директора.

  Исходными  при разработке философии предприятия  являются:

  • Конституция (Основной Закон) РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Декларация прав человека;
  • основные постулаты религиозных писаний – Библии, Корана;
  • программа правящей партии;
  • устав организации;
  • опыт лучших предприятий и организаций.
 

    Каждая  промышленно развитая страна  мира имеет свои отличительные  особенности в формулировании  философии бизнеса. В российских  условиях лишь крупные предприятия,  сохранившиеся или созданные на базе государственной собственности, имеют свою историю приоритеты работы с персоналом, традиции четкой дисциплины, социальные гарантии. Для большинства организаций малого и среднего бизнеса характерно полное отсутствие собственной философии, что способствует жесткому и не всегда гуманному отношению к персоналу со стороны собственника и максимальному ограничению демократизации управления.

Примерная философия  организации, как правило, определяет:

  • цели и задачи организации,
  • декларацию прав сотрудника,
  • что поощряется и запрещается,
  • деловые и нравственные качества,
  • условия труда и организацию рабочих мест,
  • оценку и оплату труда,
  • социальные блага и гарантии,
  • возможности реализации увлечений, условия отдыха.
 

    Опыт  процветающих организаций свидетельствует о том, что основной замысел деятельности организации часто имеет большее значение, чем технология, финансовая база и организационная структура.

    Предпринимательская  философия в сочетании с мотивационной  идеей определяет основные направления  развития организации. Послание, устанавливающее границы деятельности, обычно публикуется в печати. В нем указывается область деятельности, отвечающая запросам потребителей, описываются рынки сбыта продукции и технология ее изготовления. Послание также может содержать изложение способов финансирования организации, осуществления инноваций, перечень прав работников и акционеров и т.п.

Основной замысел  и философия организации необходимы для установления стратегических целей  владельцев организации, ее менеджеров, работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникал конфликт их интересов. Кроме того, стратегические цели крупных организаций должны учитывать влияние общего и непосредственного окружения.

     Четко  сформулированное послание, предпринимательская  философия и основной замысел  - не единственные источники информации  для формирования стратегических  целей. Чрезвычайно важна информация  о внутренней и внешней среде,  предполагаемой динамике рынка,  конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки.

 
 

Рис.1. Основные элементы философии  организации [2] 
 

  Философия  предприятия включает в себя  также следующие элементы: 

1. Основной замысел,  отражающий цели предприятия,  его стратегию и направленность деятельности; важнейшим элементом здесь является миссия организации.

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды  общее представление о том, что  собой представляет организация, к  чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей  деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды. Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

  • миссия делает ясной для сотрудников общую цель, предназначение организации;

_____________

[2] Егоршин А.П. Основы управления персоналом. М., 2006. – 111с.

  • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию себя с организацией;
 
  • миссия  способствует установлению определенного  климата в организации, так как  через нее до людей доводятся  философия организации, ее ценности и принципы;

   Миссия  не должна нести в себе конкретные  указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем ее членам.

Информация о работе Философия предприятия