Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа
Каждое предприятие имеет свою философию. Слово «Философия» происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, «фило», происходит от «филео» - «люблю», и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. «София» - слово, обозначающее мудрость, знание, понимание.
Таким образом, когда человек пытается найти ответ на вопрос, каково его предназначение в жизни, стремится к пониманию сути вещей, выступает философом.
Введение …………………………………………………………………. 3
1. Понятие и основные элементы философии предприятия…………. 4
1.1. Японская модель……………………………………………… 8
1.2. Американская модель………………………………………… 10
2. Зарубежный и Российский опыт……………………………………… 13
2.1. Японский опыт………………………………………………… 13
2.2. Американский опыт…………………………………………… 21
2.3. Российский опыт………………………………………………. 28
3. Философия компании ОАО «АвтоВАЗ»……………………………… 33
3.1. Общая характеристика предприятия…………………………. 33
3.2. Анализ философии предприятия……………………………... 34
3.3. Зарубежный опыт философии предприятия на примере
компании Toyota……………………………………………………. 36
Заключение………………………………………………………………… 40
Список литературы………………………………………………………... 41
2. Описание предприятия
- его история, параметры,
3. Философия
заказчиков - целевые группы, их интересы,
сбытовая политика. Задача этого
раздела - построение налаженных
связей с клиентами, как
4. Внутрифирменная
политика - основы управления
5. Связи с партнерами - капиталовложения, финансовая политика, снижение уровня риска, распределение прибыли. Главное в этом разделе - повышение доверия к фирме со стороны ее партнеров и прочих заинтересованных организаций.
6. Отношение
с другими организациями - выполнение
обязательств, обеспечение стабильности
в работе, охрана окружающей среды, вложения
в развитие региона.
Философия менеджмента – те принципы и идеи, которые заложены в основу
деятельности организации. Актуальность этого вопроса возрастает с каждым
днем. Не имея четкой цели организации, не сформулировав ясных и понятных
принципов, организация обречена на медленное вымирание.
Наиболее ярко философия менеджмента проявляется, прежде всего, в
Японии. Японская модель менеджмента до сих пор находит своих сторонников во
многих странах мира и вызывает всесторонний интерес, как модель
государства, сделавшего огромный рывок в своем развитии за столь короткий
срок.
Японская система менеджмента — одна из самых эффективных в мире. Главное ее достоинство — умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её
исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он
непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские
методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не
значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что
основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных
плоскостях, имея
очень немного точек
Как правило, история развития
управленческой мысли
совершенствования систем управления на практике. Поэтому, изучая позитивный
опыт системы управления в Японии, было бы возможным изыскать пути
совершенствования управления общественным производством в любой стране
мира. В условиях рыночных отношений необходимо иметь в виду, что достижения
в управленческой науке одного государства являются неотъемлемой составной
частью мировой управленческой мысли, поэтому необходимо рассматривать
модель японского менеджмента как звено всей управленческой системы мирового
хозяйства. Если говорить любимым японцами языком сравнений, то экономика
всего мира - это хороший автомобиль, в движении которого главную роль
играют не колеса, не руль, не дизайн, а водитель. Если водитель не знает
правил дорожного движение, устройства и тонкостей своего автомобиля -
перспектива поездки может быть мрачной, а то и непоправимой. Японский опыт
в работе с персоналом позволяет выделить те конкретные идеи, способные
обеспечить и ускорить выход экономики многих стран из кризиса, дает
возможность научить работника и руководителя так, чтобы он смог направить
свою экономику по нужной траектории развития. Понимание японского
менеджмента наверняка поможет российским хозяйственникам, экономистам,
бизнесменам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, даст
возможность к
совершенствованию
работающие «по-японски» уже созданы в США, Великобритании, Малайзии,
Таиланде и во многих других странах. Один из примеров – германский концерн
«Порше», оказавшийся к 1992 году на грани банкротства. Помощь японской
консалтинговой фирмы, состоящей из бывших служащих «Тойоты», дала блестящий
результат: выпуск автомашин увеличился, численность персонала уменьшилась
на 19%, занимаемая территория – на 30%, появилась прибыль, увеличился
ассортимент продукции.
Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса становиться еще
более очевидной. Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой
специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким
развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в
процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только
преуспеть, но и
хотя бы существовать.
Американская модель была одной из первых, поэтому оказала значительное влияние на развитие остальных моделей менеджмента. Исследование данной модели интересно еще и тем, что американские компании представлены во многих странах мира, и их стиль управления, и организации особенно интересен.
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира.
Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.
Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915). Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Америка является великой державой, имеющей огромный опыт ведения бизнеса во всех отраслях народного хозяйства. Нигде в мире нет такого большого числа международных корпораций и компаний. В США зародилась и сложилась уникальная система подготовки менеджеров и бизнесменов в университетах и школах бизнеса, целый ряд оригинальных теорий управления. Фамилии крупных менеджеров и бизнесменов, внесших большой вклад в теорию и практику бизнеса. Широко известны в мире: Г.Форд – президент “Ford Motors Company”; А.Слоун-младший - президент “General Motors”, Ли Якокка – президент “Chrysler”.
Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом — индивидуализм. Во многом это связано с историей США, которые, в отличие от большинства крупных стран, были образованы лишь в 1776 г. Иммигранты и их потомки сформировали в американском обществе психологию человека, который, чтобы выжить в новых для себя условиях существования, вынужден был надеяться только на себя.
Поэтому неслучайно в деловых вопросах американцы традиционно предпочитали ставить вопросы дела на первый план, порой даже в ущерб нормальным человеческим отношениям. Необходимо подчеркнуть, что этот стиль больше характерен для старшего поколения менеджеров, которые привыкли руководствоваться правилом: «Делай, что тебе сказано, а не то...». Именно старшее поколение менеджеров предпочитает авторитарный (основанный на безусловном подчинении власти руководителя) стиль управления.
После второй мировой войны быстро восстановившая свою экономику Япония сумела обогнать США по росту производительности труда, качеству и надежности продукции. Основой успехов японцев стала эффективная система менеджмента. Необходимо отдать должное американским менеджерам, которые сделали все возможное, чтобы изучить передовой японский опыт управления
Поэтому в настоящее время в США достаточно типичной является ситуация, когда менеджеры предпочитают называть своих подчиненных коллегами, игроками одной команды. Современные, особенно молодые, менеджеры склоняются к более человечному, демократическому стилю управления.
Жесткая конкуренция на рынке труда требует от каждого сотрудника максимальной отдачи и ответственности. Особое внимание уделяется нормальным рабочим отношениям.
Если на работе
двое сотрудников не уживаются, то считается,
что лучше уволить обоих, чем
разбираться в причинах склоки. Если
станет известно, что кто-то плохо
отозвался о человеке другой национальности
или цвета кожи, то его не только
наверняка выгонят, но и сделают все
для того, чтобы найти другую работу ему
было очень сложно. Утрата же работы у
американцев ассоциируется с потерей
свободы, т.е. главной жизненной ценности.
2. Зарубежный и Российский опыт.
2.1. Японский опыт.
Философия японского менеджмента находится в сильнейшей зависимости от культуры этой страны. Поэтому первоначально целесообразно остановиться на чертах японского менталитета, наиболее примечательной особенностью, которого является групповое сознание. Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего, как член группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого. Видимо, поэтому одной из примечательных черт японского менеджмента является высокая степень лояльности работников своей организации. Однако, групповизм наряду с положительными последствиями, имеет и негативные: он создал как бы самоизолирующуюся культуру, которая привела к утрате гибкости прежней эффективности.
Другими
важными чертами японского
образом [3] :
1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношения между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
2. Гласность
и ценности корпорации. Когда
все уровни управления и