Философия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание

Каждое предприятие имеет свою философию. Слово «Философия» происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, «фило», происходит от «филео» - «люблю», и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. «София» - слово, обозначающее мудрость, знание, понимание.
Таким образом, когда человек пытается найти ответ на вопрос, каково его предназначение в жизни, стремится к пониманию сути вещей, выступает философом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
1. Понятие и основные элементы философии предприятия…………. 4
1.1. Японская модель……………………………………………… 8
1.2. Американская модель………………………………………… 10
2. Зарубежный и Российский опыт……………………………………… 13
2.1. Японский опыт………………………………………………… 13
2.2. Американский опыт…………………………………………… 21
2.3. Российский опыт………………………………………………. 28
3. Философия компании ОАО «АвтоВАЗ»……………………………… 33
3.1. Общая характеристика предприятия…………………………. 33
3.2. Анализ философии предприятия……………………………... 34
3.3. Зарубежный опыт философии предприятия на примере
компании Toyota……………………………………………………. 36
Заключение………………………………………………………………… 40
Список литературы………………………………………………………... 41

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

- коррумпированность  государственных и местных органов  регулирования экономики;

- хроническая  асимметричность информационного  пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование  сделок;

- неразвитость  рыночных отношений, инфраструктуры рынка, информационной среды; высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг;

- высокий уровень  криминализации экономики, незащищенность  предпринимателей от криминальных  структур. [8]

   Формирование  российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению.

   Российское  предприятие, становясь самостоятельным  объектом товарно-денежных отношений,  полностью отвечающим за результаты  своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого

  ______________________

[8] Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. - М.:

 Издательско-торговая копорация «Дашков и К°», 2003. 

положения на рынке.

 По сравнению  со старой системой управления, существовавшей много лет на  российских предприятиях, в новых  условиях появляются новые функции:  разработки стратегии и политики  развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

   В этих  условиях резко возросли требования  к российским менеджерам за  своевременность и качество принимаемых  решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.

Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации.

   Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.

Российские так  называемые «новые коммерческие структуры» - пока не деловые, а чисто спекулятивные  предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа.

Подход с позиций  человеческого фактора для России, имеющей многолетний опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен. [9]

   Российский  менеджмент - творческое осмысление  зарубежного опыта с учетом  российской специфики, т.е. синтез  мирового опыта эффективного  управления и существующего отечественного  опыта на базе национально-исторических  особенностей 

________________________

[9] Картавый М.А., Нехашкин А.Н. Методологические принципы

 формирования  российского менеджмента // Менеджмент  в России и за  рубежом, №  3, 1999.  

нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.

   По моему  мнению, определение путей использования  японского и американского опыта  в целях совершенствования работы  отечественных предприятий невозможно  без сопоставительного анализа достоинств и недостатков обеих моделей. Поэтому проведем такой сравнительный анализ, подытоживая его оценкой выраженности того или иного подхода в российской практике.

1. В японской  фирме имеет место более низкая  степень специализации, по сравнению с американской. Американская фирма стремится к эффективности путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей, в то время как японская фирма акцентирует внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы. Для России наиболее характерен американский принцип в данном вопросе.

2. В американской  фирме задачи координации и  непосредственного управления производством,  как на цеховом, так и на  межцеховом уровнях четко разделены  и специализированы, в то время как в японской фирме эти две задачи имеют тенденцию интегрироваться в одну. Отсутствие централизованной службы для контроля и распределения потока материалов между цехами является отличительной чертой сборочного завода японской фирмы. Хотелось, чтобы в России присмотрелись к японскому подходу, т.к. я считаю его более характерным.

3. В американской  фирме размер вознаграждения  рабочего определяется категорией  рабочего места. Японская фирма  пытается стимулировать работников  посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних; продвижением по службе отдельных работников на основе их индивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием «пожизненный найм»). Для России следует избрать политику стимулирования работников посредством заработной платы, хотя в данный момент прогрессирует тенденция американских фирм на отечественных предприятиях.

4. В японской  фирме поведение работника формируется  с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации. Американская же фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей. Конечно, для России лучше избрать второй вариант, но нередко он бывает недоступен.

5. Заключение  на рынке труда Японии контракта  о постоянном найме отличается  значительно более высокой неопределенностью  относительно теории полноценных трудовых контрактов, используемых в США. Их продолжительность может составлять несколько лет, сама же работа по таким контрактам стандартизована под контролем со стороны профсоюза.

6. Количество  уровней управления в японской  промышленности более чем в два раза меньше, чем в американской, что является одной из причин более высокой производительности. Так в японской автомобильной промышленности имеется всего лишь пять уровней управления по сравнению с 11-12 уровнями управления в американском автомобилестроении. Таким образом, хорошее управление- причина ведущей роли Японии в области производительности труда. В нашей стране следует приглядеться к тенденции японцев.

7. Лидирующему  положению в мировой экономике  Японии способствовали три важных  принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания. Введение в наши системы менеджмента этих методов скорее всего дало бы более чем положительные результаты.

8. Использование  американскими фирмами системы  «поточного производства» является  мощнейшим рычагом поддержания  американской экономики в лидирующей  группе мировых экономически  развитых стран.

9. На японских  заводах ответственность за решение производственных проблем фактически находится в среднем более чем на одну ступень ниже в управленческой пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью, что коренным образом отличается от ситуации на американских заводах.

10. Степень «формальной»  институционализации межфункциональных  отношений более высока среди  американских компаний, хотя по  остальным показателям они проявляют  более высокую степень иерархической  централизации предприятий.

11. В США подавляющее  большинство коллективных соглашений в обрабатывающей промышленности достигаются на уровне предприятия, в то время как в Японии соглашения на уровне предприятий одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов. 

   Таким  образом, можно сделать вывод о том, что российские предприятия в большей степени нуждаются во внедрении японского опыта. Этому, вероятно, может способствовать и сходство менталитетов (например, тот же коллективизм).

  1. Философия компании ОАО «АвтоВАЗ»

    3.1. Общая характеристика  предприятия 

   ОАО «АВТОВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ».

   В 2010 год ОАО «АвтоВАЗ» произвел 70% российских легковых автомобилей и контролировал 42% рынка легковых автомобилей РФ. В 2008 году завод произвел 717 981 тыс. автомобилей, в первом полугодии 2009 года - 335 тыс. автомобилей. Выручка компании в 2008 г. по МСФО (Международная система финансовой отчетности) составила 160,54 млрд руб., чистая прибыль - 4,5 млрд руб. 

Рис.2. Статистика производства автомобилей (в шт.) 

   В 2010 году в России было продано 517 147 автомобилей LADA. По сравнению с 2009 годом реализация автомобилей LADA в России выросла на 48 %. По программе утилизации в 2010 году было продано 221 584 автомобиля. На экспорт отправлено за 2010 год 41 577 автомобилей. [10]

   ОАО «АвтоВАЗ» производит легковые автомобили В, С классов («Калина», семейство «2110», семейство «Самара-2» и др.) и полноприводные легковые автомобили «Нива».

Все производственные мощности сосредоточены на одном  заводе в городе Тольятти

____________________________

[10], [11] Официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ»: http://www.lada-auto.ru

Самарской области. На этом заводе выполняются все этапы изготовления автомобиля - начиная с получения заготовок (металлургическое производство) и заканчивая сборкой.

Также в состав ОАО «АвтоВАЗ» входят подразделения, обеспечивающие разработку новых моделей  автомобилей (департамент технического развития) и подразделения, которые занимаются сбытом и техническим обслуживанием автомобилей. 

  • 3.2. Анализ философии предприятия 
  •    Корпоративная философия ОАО «АвтоВАЗ»:

    Наши  основатели - акционеры и инвесторы. Они доверяют нам свой капитал и оценивают эффективность нашей деятельности. 

    Наш главный ресурс - персонал. Акционерное общество представляет собой коллектив рабочих, служащих и менеджеров, в котором все работают над решением общей задачи - эффективность и прибыльность бизнеса по производству современного, качественного и максимально безопасного автомобиля. 

    Наши  автомобили - это материальное воплощение производственной культуры акционерного общества и профессионализма его персонала. 

    Наши  поставщики - это часть нашего коллектива. Мы развиваем долгосрочные производственные связи с поставщиками на принципах сотрудничества, уважения, справедливости и взаимной выгоды. 

    Наши  покупатели ''платят'' нам заработную плату - наши успехи зависят от них. Их мнение - главный приоритет в деятельности акционерного общества. 

    Наши  конкуренты - это сектор нашего особого внимания. Мы готовы к открытой и честной конкуренции - как одному из главных факторов наиболее полного удовлетворения потребностей наших покупателей. 

    Информация о работе Философия предприятия