Формирование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

В современных условиях рыночной экономики каждому предприятию предоставлена полная свобода выбора вида деятельности в рамках закона. Производители сами решают, какую им выпускать продукцию, в каком количестве, для какого контингента потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1 Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятии……………………………………………………………………….6
1.1Сущность прибыли и её роль в экономике…………………………………..6
1.2 Функции прибыли…………………………………………………………...10
1.3 Формирование прибыли предприятия……………………………………..12
1.4 Направления распределения прибыли на предприятиях различных организационных форм………………………………………………………….20
Глава 2 Состояние прибыльности предприятия ОАО «Когалымпассажиравтотранс»………………………………………………….24
2.1 Организационно–экономическая характеристика предприятия………….24
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.......26
Глава 3 Пути увеличения прибыли предприятия……………………………...38
3.1 Совершенствование структуры производства в соответствии с конъюнктурой рынка……………………………………………………………38
3.2 Плановые мероприятия по увеличению прибыли………….……………...43
Выводы и предложения…………………………………………………………46
Библиографический список……………………………………………………..48

Работа состоит из  1 файл

Экономика Организации.docx

— 93.01 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1 Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятии……………………………………………………………………….6

1.1Сущность прибыли и  её роль в экономике…………………………………..6

1.2 Функции прибыли…………………………………………………………...10

1.3 Формирование прибыли  предприятия……………………………………..12

1.4 Направления распределения  прибыли на предприятиях различных организационных форм………………………………………………………….20

Глава 2 Состояние прибыльности предприятия ОАО «Когалымпассажиравтотранс»………………………………………………….24

2.1 Организационно–экономическая  характеристика предприятия………….24

2.2 Анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.......26

Глава 3 Пути увеличения прибыли  предприятия……………………………...38

3.1 Совершенствование структуры  производства в соответствии  с конъюнктурой рынка……………………………………………………………38

3.2 Плановые мероприятия  по увеличению прибыли………….……………...43

Выводы и предложения…………………………………………………………46

Библиографический список……………………………………………………..48

 

 

 

 

Введение

В современных условиях рыночной экономики каждому предприятию  предоставлена полная свобода выбора вида деятельности в рамках закона. Производители сами решают, какую  им выпускать продукцию, в каком  количестве, для какого контингента  потребителей. Будучи предоставлены  сами себе, производители хорошо понимают, что завтрашнее состояние их предприятия  зависит только от того, как они  ведут деятельность сегодня.

Хозяйственная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет  какой-либо итог, результат. В качестве финансового результата деятельности предприятия выступает прибыль  или убытки. Прибыль является важнейшей  категорией рыночной экономики. Прибыль, или ее максимизация, - это непосредственная цель производства в любой отрасли  национальной экономики. Она создает  определенные гарантии для дальнейшего  существования предприятия, поскольку  только ее накопление в виде различных  результативных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с  реализацией товаров на рынке. Примечательно, что в то же время в странах  с развитой экономикой существует значительное количество так называемых бесприбыльных  организаций.

Именно благодаря своей  основополагающей роли в рыночной экономике, прибыль является объектом экономической  теории уже не одно столетие. Первыми  ее истолкователями были меркантилисты, которые считали, что прибыль  возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль  создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы  приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Рикардо обосновали идею создания прибавочной стоимости  в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет  из продукта труда рабочего в пользу капиталиста. К. Маркс называл прибыль приращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников. Тем не менее, несмотря на столь длительное и пристальное внимание экономистов к проблеме прибыли, на сегодняшний день не существует какого-либо общего мнения о ее природе, не смолкают жаркие дебаты о сущности и формах прибыли. В многочисленных учебниках по экономике, в научных книгах и статьях категория “прибыли” неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Различные трактовки прибыли, ее источников даются в книгах, вышедших в одном и том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.


С другой стороны, невзирая на всю неоднозначность проблемы прибыли, никто из экономистов не отрицает важности ее роли как в  теории экономического анализа, так  и в повседневно-практической деятельности предприятий и организаций. Из этого  следует необходимость уделения особого внимания проблеме увеличения прибыли предприятия.

Целью работы является изучение теоретических и аналитических  вопросов эффективности функционирования промышленных предприятий, а также  разработка рекомендаций по повышению  эффективности деятельности предприятия  в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось сформулировать и решить следующие задачи:

- изучить экономическую  сущность прибыли и ее роль  в обеспечении эффективности  функционирования предприятия;

- изучить функции, виды  прибыли;

- проанализировать хозяйственную  деятельность предприятия;

- выявить резервы увеличения  прибыли и рентабельности;

- разработать мероприятия  по повышению эффективности деятельности  ОАО  «Когалымпассажиравтотранс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Планирование прибыли и порядок ее распределения  на предприятии

 

1.1Сущность прибыли и её роль в экономике

 

Современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  в качестве дохода от использования  факторов производства, т. е. труда, земли  капитала. На сегодняшний день можно  выделить следующие, имеющие хождение в учебной литературе определения  прибыли: во-первых, - это плата за услуги предпринимательской деятельности; во-вторых, - это плата за новаторство, за талант в управлении предприятием; в-третьих, - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской  деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального  решения, с тем или иным вариантом  климатических условий, различными непредсказуемыми обстоятельствами. Результаты риска могут быть кардинально  различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение  фирмы. В настоящее время разработана  теория риска, с помощью которой  можно рассчитать степень риска, особенно финансового. В-четвертых, это  так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном  положении производителя (продавца) на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль  по большей части неустойчива [8].

В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора  производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим  фактором, так как в отличие  от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций  довольно трудно определить количественно  полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие  прибыль определяется как величина, определяемая как разница между  общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Прибыль бывает: нормальная, бухгалтерская, экономическая (чистая). Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) - альтернативная стоимость использования  предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то её доход полностью расходуется  на покрытие всех затрат фирмы. Бухгалтерская  прибыль представляет собой общую  выручку фирмы за вычетом внешних  издержек. Однако экономисты определяют прибыль иначе. Экономическая прибыль-это  общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль предприятия).

Являясь важнейшей экономической  категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии  означает, что полученные доходы превышают  все расходы, связанные с его  деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано  с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие  заинтересованно в получении  максимальной прибыли, так как это  является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

На рынке предприятия  выступают как обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они  реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Если выручка больше себестоимости, финансовый результат свидетельствует  о получении прибыли. Предприятие  всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка  равна себестоимости, то удается  лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах больших, чем выручка, предприятие  превышает установленный объем  затрат и получает убытки – отрицательный  финансовый результат, что ставит предприятие  в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротства [8].

Для предприятия большое  значение имеет размер прибыли. Чтобы  судить о размерах прибыли, необходимо договориться о способах ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно  к обороту или величине активов  предприятия ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд. долл. для  предприятия с капиталом в 10 млрд. долл. – это весьма неплохо, но ничтожно мало для предприятия с капиталом  в 1000 млрд. Поэтому величину прибыли  за год сопоставляют или с годовым  оборотом предприятия, или с ее капиталом. Анализ статистических данных показывает, что динамика прибылей ведущих корпораций ведущих индустриальных стран мира весьма неустойчива, и здесь трудно выделить какую-то единую закономерность. Даже то, что в отдельные периоды  фирмы терпят убытки, и весьма значительные, не означает их банкротства. В числе  фирм, потерпевших убытки в разные периоды, такие всемирно известные  колоссы, как “Дженерал моторс”  и “Форд мотор”, продукция которых  пользуется всеобщим признанием. Убыточность  свидетельствует, что их руководители недостаточно учитывают потребности  рынка. Другим фактором, повлекшим убытки, является конверсия военной промышленности США: предприятия этих фирм выпускали  большое количество военной техники.

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

Производственные  факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные  факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через “качественные” изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта.

При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все эти  факторы находятся в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости. “Прямое” влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы – ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90% [ 14].

 

1.2 Функции прибыли

 

Как конечный результат функционирования производства на уровне предприятия  прибыль является элементом взаимоотношений  всех участников производственного  процесса. На функционирующем предприятии  прибыль выполняет определенные функции. В отечественной литературе нет единого мнения по вопросу  о функциях прибыли; в разных источниках насчитывается от двух до шести функций. Большинство экономистов выделяют три функции, наиболее соответствующие  природе прибыли.

В соответствии с первой функцией - функция обобщающего оценочного показателя деятельности, прибыль характеризует  результат деятельности хозяйствующего субъекта, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производительных фондов, организации управления, материально-технического снабжения и прочих доходов, а  главное – от того, насколько  эта продукция удовлетворяет  потребности потребителя, то есть, имеет  ли она спрос. Величина прибыли отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Необходимо, однако, подчеркнуть  противоречивость прибыли как обобщающего  показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться следствием не только эффективной деятельности. Он, может быть, достигнут, например, за счет монопольного положения производителя.

Информация о работе Формирование прибыли