Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа
В современных условиях рыночной экономики каждому предприятию предоставлена полная свобода выбора вида деятельности в рамках закона. Производители сами решают, какую им выпускать продукцию, в каком количестве, для какого контингента потребителей.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1 Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятии……………………………………………………………………….6
1.1Сущность прибыли и её роль в экономике…………………………………..6
1.2 Функции прибыли…………………………………………………………...10
1.3 Формирование прибыли предприятия……………………………………..12
1.4 Направления распределения прибыли на предприятиях различных организационных форм………………………………………………………….20
Глава 2 Состояние прибыльности предприятия ОАО «Когалымпассажиравтотранс»………………………………………………….24
2.1 Организационно–экономическая характеристика предприятия………….24
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.......26
Глава 3 Пути увеличения прибыли предприятия……………………………...38
3.1 Совершенствование структуры производства в соответствии с конъюнктурой рынка……………………………………………………………38
3.2 Плановые мероприятия по увеличению прибыли………….……………...43
Выводы и предложения…………………………………………………………46
Библиографический список……………………………………………………..48
Вторая функция прибыли – воспроизводственная. В этой функции прибыль выступает как один из основных источников ресурсов расширенного воспроизводства.
Наряду с оценочной
и воспроизводственной
Заинтересованность в
росте прибыли означает заинтересованность
в комплексном исполнении всех направлений
и методов улучшения
В условиях командно-административной системы хозяйствования стимулирующая функция прибыли практически отсутствовала. Целью производства было не получение максимальной прибыли, а выполнение и перевыполнение плана. Инициатива отдельных предприятий в решении вопросов по ведению хозяйственной деятельности была минимальной. У предприятий отсутствовал стимул для получения возможно большей прибыли, т.к. прибыль независимо от результатов перераспределялась между всеми предприятиями, как эффективно ведущими свою деятельность, так и убыточными. В подобных условиях будущее положение предприятия зависело не от его прибыли, а от централизованного распределения. Отсюда возникали такие проблемы командно-административной системы, как нерациональное использование ресурсов, незаинтересованность хозяйствующих субъектов во внедрении инноваций, в ускорении НТП и внедрении его результатов в производство [8].
В результате перехода к
рыночной системе хозяйствования роль
стимулирующей функции прибыли
значительно возросла. У производителей
появились реальные причины для
того, чтобы наибольшее внимание обращать
на увеличение прибыли и наиболее
эффективное ее распределение. В
условиях конкуренции как с
1.3 Формирование прибыли
На предприятии прибыль
образуется в результате реализации
продукции. Ее величина определяется разницей
между доходом, полученным от реализации
продукции, и издержками на ее производство
и реализацию. Общая масса получаемой
прибыли зависит, с одной стороны,
от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых
на продукцию, а с другой - от того,
насколько уровень издержек производства
соответствует общественно-
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции), внереализационных доходов (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) за минусом внереализационных расходов (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.) и прибыли от реализации прочих товарно-материальных ценностей.
На каждом предприятии
формируются различные
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый – это монопольное
положение предприятия по выпуску
той или иной продукции или
уникальность продукта. Поддержание
этого источника на относительно
высоком уровне предполагает проведение
постоянной новации продукта. Здесь
следует учитывать такие
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:
Балансовая прибыль включает три основных элемента и определяется по формуле 1.1.
ПБ = ПР + ПВН
+ ППР,
где ПР - прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
ПВН - финансовые результаты от внереализационных операций;
ППР - прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации и нового имущества предприятия.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.
На многих предприятиях существуют
подразделения экономических
Увеличение объема реализации
продукции в натуральном
Не требует капитальных
затрат ускорение оборачиваемости
оборотных средств, которое также
ведет к росту объемов
Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.
Ценные бумаги приобретаются
предприятием с разными целями. Поскольку
они относятся к ликвидным
средствам, то предприятие, быстро обратив
их в деньги, может совершать платежи
и расчеты, погашать обязательства.
При покупке ценных бумаг важен
их правильный выбор. Приобретать ценные
бумаги можно лишь в том случае,
если имеется обоснованная уверенность
в росте их курсовой стоимости, тогда
их продажа даст положительный финансовый
результат. При падении курсовой
стоимости реализовать эти
В составе внереализационных
операций наиболее доходными могут
быть финансовые вложения. Важно, чтобы
они осуществлялись не в ущерб
основной деятельности предприятия. Конкретные
направления и структура
Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться, по меньшей мере, два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов.
Важнейшим вопросом управления
процессом формирования прибыли
является планирование прибыли и
других финансовых результатов с
учетом выводов экономического анализа.
Главной целью при планировании
является максимизация доходов, что
позволяет обеспечивать финансирование
большего объема потребностей предприятия
в его развитии. При этом важно
исходить из величины чистой прибыли.
Задача максимизации чистой прибыли
предприятия тесно связана с
оптимизацией величины уплачиваемых налогов
в рамках действующего законодательства,
предотвращением
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, исключают также экспортные тарифы:
Прп = Врп
- ( НДС + А + С/б + ЭТ),
По реализации продукции, имеющей натурально вещественную, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции в натуральном выражении:
где Пон – прибыль в нереализованных остатках готовой продукции на начало периода;
Пвп - прибыль от выпуска товарной продукции отчетного периода;