Формирование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

В современных условиях рыночной экономики каждому предприятию предоставлена полная свобода выбора вида деятельности в рамках закона. Производители сами решают, какую им выпускать продукцию, в каком количестве, для какого контингента потребителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1 Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятии……………………………………………………………………….6
1.1Сущность прибыли и её роль в экономике…………………………………..6
1.2 Функции прибыли…………………………………………………………...10
1.3 Формирование прибыли предприятия……………………………………..12
1.4 Направления распределения прибыли на предприятиях различных организационных форм………………………………………………………….20
Глава 2 Состояние прибыльности предприятия ОАО «Когалымпассажиравтотранс»………………………………………………….24
2.1 Организационно–экономическая характеристика предприятия………….24
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.......26
Глава 3 Пути увеличения прибыли предприятия……………………………...38
3.1 Совершенствование структуры производства в соответствии с конъюнктурой рынка……………………………………………………………38
3.2 Плановые мероприятия по увеличению прибыли………….……………...43
Выводы и предложения…………………………………………………………46
Библиографический список……………………………………………………..48

Работа состоит из  1 файл

Экономика Организации.docx

— 93.01 Кб (Скачать документ)

Вторая функция прибыли  – воспроизводственная. В этой функции  прибыль выступает как один из основных источников ресурсов расширенного воспроизводства.

Наряду с оценочной  и воспроизводственной функциями  прибыль выполняет функцию стимулирования. Эта функция наиболее важна, т. к. она проявляется не только в направлении  части прибыли на экономическое  стимулирование, а связана со всем процессом формирования, распределения  и использования прибыли. При  этом прибыль служит как бы “узлом”  взаимосвязи интересов общества, организации и отдельных работников. Иногда распределяющую функцию прибыли  выделяют отдельно, подразумевая под  ней создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры  капитала, сведение к минимуму риска  банкротства.

Заинтересованность в  росте прибыли означает заинтересованность в комплексном исполнении всех направлений  и методов улучшения результатов  хозяйственной деятельности, снижение издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более  полной мобилизации внутренних резервов. Кроме того, прибыль заинтересовывает не просто в производстве продукции  с возможно меньшими индивидуальными  затратами, а той продукции которая  удовлетворяет потребности в  ней общества, имеет спрос.

В условиях командно-административной системы хозяйствования стимулирующая  функция прибыли практически  отсутствовала. Целью производства было не получение максимальной прибыли, а выполнение и перевыполнение плана. Инициатива отдельных предприятий  в решении вопросов по ведению  хозяйственной деятельности была минимальной. У предприятий отсутствовал стимул для получения возможно большей  прибыли, т.к. прибыль независимо от результатов перераспределялась между  всеми предприятиями, как эффективно ведущими свою деятельность, так и  убыточными. В подобных условиях будущее  положение предприятия зависело не от его прибыли, а от централизованного распределения. Отсюда возникали такие проблемы командно-административной системы, как нерациональное использование ресурсов, незаинтересованность хозяйствующих субъектов во внедрении инноваций, в ускорении НТП и внедрении его результатов в производство [8].

В результате перехода к  рыночной системе хозяйствования роль стимулирующей функции прибыли  значительно возросла. У производителей появились реальные причины для  того, чтобы наибольшее внимание обращать на увеличение прибыли и наиболее эффективное ее распределение. В  условиях конкуренции как с иностранными, так и отечественными аналогами, предприятия вынуждены постоянно  проводить различные мероприятия  для снижения себестоимости продукции  и организации более эффективного производства. Причиной этого служит, прежде всего, то, что высокая эффективность  хозяйствования определяет высокий  уровень прибыли. Следовательно, больше средств можно использовать для  финансирования расширенного воспроизводства, социального развития и материального  поощрения участников хозяйственной  деятельности [5].

 

1.3 Формирование прибыли предприятия

 

На предприятии прибыль  образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых  на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым  затратам.

Вместе с тем прибыль  на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции), внереализационных доходов (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) за минусом внереализационных расходов (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.) и прибыли от реализации прочих товарно-материальных ценностей.

На каждом предприятии  формируются различные показатели прибыли, существенно различающиеся  по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой  всех расчетов служит балансовая (общая) прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, являющаяся разницей между доходами и расходами до уплаты налогов. Валовая прибыль учитывает выручку от реализации основного капитала и другого имущества предприятия. Часть дохода предприятия, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков, называется бухгалтерской прибылью. Она включает только явные издержки и игнорирует временные (скрытые) издержки. Экономисты, в отличие от бухгалтеров, используют термин “прибыль” для обозначения разности между совокупными доходами фирмы, включая все виды издержек и налоговых платежей. Этот вид прибыли получил название чистой (экономической) прибыли. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности [4].

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных источника  получения прибыли.

Первый – это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальность продукта. Поддержание  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий.

Второй источник связан с  производственной и предпринимательской  деятельностью, поэтому касается практически  всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

  • от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
  • от создания кнкурентноспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
  • от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
  • от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Балансовая прибыль  включает три основных элемента и  определяется по формуле 1.1.

 

ПБ = ПР + ПВН + ППР,                                           (1)

 

где ПР - прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

ПВН - финансовые результаты от внереализационных операций;

ППР - прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации и нового имущества предприятия.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли  предприятия. Ее величина формируется  под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую  продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в  структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости  очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости  продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в  масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные  процессы в экономике.

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным  анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией  и ростом цен на исходное сырье  и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен  и недостатка собственных оборотных  средств у предприятий возможность  прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении  при прочих равных условиях ведет  к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с  помощью капитальных вложений, что  требует направления прибыли  на покупку более производительного  оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен  или почти невозможен по причине  инфляции, роста цен и недоступности  долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями  для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует капитальных  затрат ускорение оборачиваемости  оборотных средств, которое также  ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные  средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая  их часть, неплатежи покупателей  и требуемая предоплата отвлекают  значительную часть средств из оборота  покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных  средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная  цена определяется способностью приносить  доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или  покупкой нематериальных активов с  учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Ценные бумаги приобретаются  предприятием с разными целями. Поскольку  они относятся к ликвидным  средствам, то предприятие, быстро обратив  их в деньги, может совершать платежи  и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен  их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность  в росте их курсовой стоимости, тогда  их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который  можно сравнить с номинальной  стоимостью этих ценных бумаг.

В составе внереализационных  операций наиболее доходными могут  быть финансовые вложения. Важно, чтобы  они осуществлялись не в ущерб  основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги.

Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать  хранение денег на депозитном счете  или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться, по меньшей мере, два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о  приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов.

Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли  является планирование прибыли и  других финансовых результатов с  учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что  позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия  в его развитии. При этом важно  исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли  предприятия тесно связана с  оптимизацией величины уплачиваемых налогов  в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат [10].

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, исключают также экспортные тарифы:

 

                         Прп = Врп - ( НДС + А + С/б + ЭТ),                                   (2)

 

По реализации продукции, имеющей натурально вещественную, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции в натуральном выражении:

 

                                 Прп = Пон + Пвп + Пок ,                                                 (3)

 

где Пон – прибыль в нереализованных остатках готовой продукции на начало периода;

Пвп - прибыль от выпуска товарной продукции отчетного периода;

Информация о работе Формирование прибыли