Формирование производственной программы предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы: дать понятие производственной программы и ее показателей; исследовать практику формирования производственной программы на основе конкретного предприятия; дать предложения по оптимизации производственной программы предприятия.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть тему на основе конкретного предприятия и дать практические предложения и рекомендации по проблемам экономики и менеджмента для руководства и специалистов предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 5
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 12
2.1. Основные задачи анализа показателей производственной программы 13
2.2. Организационная характеристика столовой швейной фабрики 18
2.3. Исследование производственной программы столовой швейной фабрики 21
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
Минимизация затрат через планирование выпуска продукции 29
Управление производственной программой путем формирования портфеля заказов 36
Оптимизация ассортиментной программы производственного предприятия с использованием операционного анализа 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Производственная программа предприятия 43

Работа состоит из  1 файл

!Курсовая 2_Формирование производственной программы предприятия в современных условиях.doc

— 421.00 Кб (Скачать документ)

Внутрипроизводственный оборот (ВПО) — это объем продукции, произведенный для внутренних нужд предприятия,

где  — количество сборочных цехов предприятия.

Относительные показатели характеризуют  динамику изменения абсолютных показателей: темпы роста абсолютных показателей ( ) и темпы прироста абсолютных показателей ( ). При этом выделяют три периода: плановый, базисный, отчетный.

 или  или или или или

Выполнение плана по номенклатуре ( )

где  — объем производства по плану;  — объем производства фактический, но скорректированный по плану.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ 
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Эффективность хозяйственной  деятельности во многом можно предопределить, произведя анализ производственной программы (плана по выпуску) на предстоящий период. Большое внимание производственной программе стали уделять после принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, находящихся в ведении или входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома» (с изменениями и дополнениями; далее — постановление № 873).

На основании постановления № 873 предприятия должны разработать бизнес-план, составной частью которого является утвержденный план производства (производственная программа). С производственной программой в расчетах согласовывается потребность в сырье, материалах, топливе, электроэнергии и других затратных статьях, определяется ожидаемая выручка, прибыль, рентабельность.

Необходимо отметить, что одним из недостатков в  работе экономических служб многих предприятий является отсутствие «управления» производственной программой. Речь в данном случае идет не о планировании объема выпуска, а скорее о структуре выпуска продукции и структуре производственной программы. Изменяя структуру, но при этом, не меняя объем производства, можно спланировать максимальную прибыль или же минимальную себестоимость произведенной продукции в зависимости от того, какую цель преследует предприятие.

 

2.1. Основные задачи анализа показателей производственной программы

Основными задачами экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия и организации являются:

  • изучение результатов выполнения плана;
  • исследование реальности плановых показателей, разрабатываемых предприятиями;
  • контроль за выполнением плана;
  • изучение и распространение передового опыта.

Экономический анализ представляет собой комплексное изучение во взаимосвязи всех этапов производственно-торгового процесса предприятий, и в зависимости от решения конкретных задач, целей и объема анализа он может классифицироваться на отдельные виды. В наиболее общей форме экономический анализ подразделяется на предварительный и последующий. При тематическом анализе изучаются отдельные стороны производственно-торгового процесса, т.е. анализируются такие направления деятельности предприятия, которые в данный момент требуют глубокого рассмотрения, чтобы выявить неиспользованные резервы и устранить допущенные недостатки.

Планирование показателей  производственной программы и товарооборота производится на основе анализа выполнения плана по выпуску и реализации различных видов продукции в отчетный период.

В процессе анализа осуществляются следующие задачи:

  • выявляется степень выполнения плана по объему и составу товарооборота, выпуску продукции и ее ассортименту;
  • изучается динамика развития показателей в течение ряда предшествующих лет;
  • анализируется равномерность выполнения плана выпуска и реализации продукции в течение года;
  • выявляется степень удовлетворения спроса потребителей.

В результате анализа  изыскиваются неиспользованные резервы  и разрабатываются конкретные мероприятия для изучения работы предприятия с целью наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на продукцию общественного питания и достижения высокой эффективности использования производственных цехов и залов.

При анализе товарооборота  в начале сравнивают ожидаемое выполнение объема товарооборота с установленным планом, а затем с фактическим выполнением в прошлом году. Это позволит выявить степень выполнения плана товарооборота в текущем году и темп его роста за анализируемый период. В этом же порядке сопоставляются все составные части товарооборота: розничного и оптового оборота, оборота продукции собственного производства и покупных товаров. При анализе необходимо учесть, что наиважнейшее значение имеет выполнение плана розничного товарооборота и особенно планового задания по обороту продукции собственного производства, поскольку основной целью предприятий общепита является обеспечение населения горячей пищей.

Выпуск продукции собственного производства должен расти опережающими темпами по сравнению, с реализацией покупных товаров. Одновременно должен повышаться удельный вес продукции собственного производства в товарообороте за счет снижения доли покупных товаров. При анализе состава оборота по продукции собственного производства наибольшее внимание должно быть направлено на выпуск блюд, так как этот вид продукции является основным.

Предварительный анализ используется при составлении продуктов  плана. Это своего рода прогноз итогов хозяйственной деятельности предприятия  в форме расчетов ожидаемого выполнения плана, сопоставимой базы по объему товарооборота, оборота по продукции собственного производства и другим плановым показателям.

Последующий анализ позволяет  глубоко и всесторонне изучить экономику предприятия, объективно оценить его деятельность и достигнутые экономические результаты, выявить внутрихозяйственные резервы и установить конкретные пути их реализации. Последующий анализ в свою очередь подразделяется на текущий или оперативный и периодический.

Оперативный анализ хозяйственной деятельности — это анализ работы столовой, ресторана, закусочной за определенный короткий период времени — день, пятилетку, декаду.

Оперативный анализ используется для оперативного управления предприятием в форме ежедневного контроля за выполнением основных плановых заданий — план товарооборота, оборота по продукции собственного производства и т.д., а также для устранения недостатков и принятия необходимых мер по мобилизации резервов.

Периодический анализ проводят за отчетный период. Выполнение установленных плановых показателей является основным критерием при оценке результатов хозяйственной деятельности каждого предприятия, его филиалов или отдельного производства Значение этого вида анализа заключается в том, что изучение деятельности предприятия ведется комплексно и всесторонне на основе итоговых данных выполнения плановых показателей за определенный отчетный период времени.

По пространственному  признаку экономический анализ подразделяется на внутрихозяйственный и межхозяйственный. При внутрихозяйственном анализе изучается деятельность только анализируемой организации и его подразделений. Сравнительный анализ позволяет сопоставить показатели хозяйственной деятельности анализируемого предприятия с показателями других предприятий. Он направлен в основном на выявление различий в работе сопоставимых предприятий, что позволяет перенять и распространить передовой опыт, полнее выявить результаты и дать объективную оценку эффективности деятельности анализируемых предприятие. Особенно большое значение сравнительный анализ имеет в экономической работе организаций общественного питания. По степени охвата деятельности предприятия экономический анализ подразделяется на комплексный и тематический. При комплексном анализе изучаются все итоги производственно-торговой деятельности предприятия, в целях оценки достигнутых экономических результатов.

При анализе используют материалы бухгалтерской и статистической отчетности о реализации и отпуске продукции, в которых содержатся плановые и фактические данные об объеме товарооборота, реализации продукции собственного производства и покупных товаров. Использованный при анализе статистический "Отчет по общественному питанию" отражает расход сырья и товаров, выработку и реализацию полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, а также выпуск обеденной продукции. Используются также данные лабораторных анализов, книги жалоб и предложений, материалы ревизий, протоколы производственных совещаний и др.

Анализ проводится за 2-3 месяца до окончания текущего года, когда отчетных данных за год еще нет, поэтому возникает необходимость в установлении ожидаемых показателей.

Ожидаемое выполнение плана за предплановый год определяется на основе данных о его фактическом выполнении за истекшее время с учетом планового задания на период, оставшийся до конца года.

Вначале сравнивают ожидаемое  выполнение объема товарооборота с установленным планом, а затем — с фактическим выполнением в прошлом году. Эго позволит выявить степень выполнения плана товарооборота в текущем году и темп его роста за анализируемый период.

В этом же порядке сопоставляют все составные части товарооборота: розничного и оптового оборота, оборота по продукции собственного производства и покупным товарам.

При анализе необходимо учесть, что наибольшее значение имеет выполнение плана розничного товарооборота и особенно планового задания по обороту продукции собственного производства, поскольку основной целью предприятий общественного питания является обеспечение населения горячей пищей. Выпуск продукции собственного производства должен расти опережающими темпами по сравнению с реализацией покупных товаров. Одновременно должен повышаться удельный вес продукции собственного производства в товарообороте за счет снижения доли покупных товаров.

При анализе состава  оборота по продукции собственного производства наибольшее внимание необходимо направить на выпуск блюд, так как этот вид продукции является основным.

Анализ выпуска продукции  собственного производства позволяет  определить степень удовлетворения спроса потребителей на готовые блюда, кулинарные и кондитерские изделия, выявить резервы увеличения этой продукции в планируемом периоде. Для анализа данных показателей должен быть обеспечен количественный учет продукции.

Анализ производственной программы начинают с анализа  общего выпуска блюд. Для этого ожидаемое выполнение текущего года сравнивают с планом и фактическими данными прошлого года, после чего изучают равномерность выполнения плана выпуска блюд в течение года.

Анализируя выполнение производственной программы, необходимо сопоставить степень выполнения плана оборота по обеденной продукции и выпуска блюд. Если при перевыполнении плана оборота по обеденной продукции плановое задание по выпуск блюд оказалось не выполненным, это значит, что предприятие увеличило продажу дорогостоящих блюд. Этот же факт подтверждается ростом средней цены одного блюда, которая рассчитывается делением стоимости реализованной обеденной продукции ни количество выпущенных блюд.

При изучении объема и  структуры обеденной продукции  положительно оценивают производственную деятельность предприятия в том  случае, если выпуск блюд растет как по сравнению с планом, так и по сравнению с прошлым годом, а также, если меду отдельными группами блюд соблюдается правильное соотношение. При анализе структуры вторых блюд следует установить соотношение между реализацией блюд их сравнительно дорогих видов сырья и блюд более дешевых, но не менее полноценных. Хорошим показателем работы предприятия является увеличение объема реализации рыбных блюд, овощных, крупяных блюд за счет снижения удельного веса мясных блюд.

Целью этого анализа является изучение изменения удельного веса прочей продукции в общем обороте собственной продукции, а также исследование структуры прочей продукции собственного производства.

При оценке результатов анализа следует исходить из того, что увеличение объема реализации прочей продукции собственного производства способствует лучшему использованию производственной мощности предприятия, однако се удельный вес в обороте по продукции собственного производства не должен расти за счет снижения удельного веса обеденной продукции.

При анализе ассортимента прочей продукции собственного производства внимание уделяется выпуску полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий. Их удельный вес в общем объеме реализации дайной продукции должен систематически расти.

Изучение показателей производственной программы и товарооборота заканчивают анализом объема реализации и структуры ассортимента покупных товаров. При оценке результатов исходят из того, что покупные товары только дополняют ассортимент продукции собственного производства и поэтому объем их реализации данной продукции.

При анализе структуры  ассортимента покупных товаров наибольшее внимание уделяется реализации кондитерских изделий, безалкогольных напитков и фруктов. В то же время продажа пива, винно-водочных изделий должна постоянно сокращаться.

2.2. Организационная характеристика столовой швейной фабрики

Информация о работе Формирование производственной программы предприятия в современных условиях