Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа
Задачи курсовой работы: дать понятие производственной программы и ее показателей; исследовать практику формирования производственной программы на основе конкретного предприятия; дать предложения по оптимизации производственной программы предприятия.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть тему на основе конкретного предприятия и дать практические предложения и рекомендации по проблемам экономики и менеджмента для руководства и специалистов предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 5
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 12
2.1. Основные задачи анализа показателей производственной программы 13
2.2. Организационная характеристика столовой швейной фабрики 18
2.3. Исследование производственной программы столовой швейной фабрики 21
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
Минимизация затрат через планирование выпуска продукции 29
Управление производственной программой путем формирования портфеля заказов 36
Оптимизация ассортиментной программы производственного предприятия с использованием операционного анализа 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Производственная программа предприятия 43
Основным
показателем производственной деятельности
предприятия общественного
Данная столовая относится к предприятиям 3 категории. Она имеет свой расчетный счет в Национальном банке. Предприятие обслуживает контингент посетителей швейной фабрики с общей численностью 458 человек. Количество рабочих дней в году 267, при 8 часовом рабочем дне с 2-мя выходными. Столовая работает в одну смену с 11 до 15 часов. Предприятие имеет 1 торговый зал на 50 мест. В столовой применяется самообслуживания с последующей оплатой. Средняя продолжительность приема пищи одним потребителем 23 минуты. Среднее количество блюд приходится на потребителя 2,3 блюда.
Продолжительность работы горячего цеха — 6 часов, емкость котлов — 60 литров, продолжительность одной варки — ПО минут, простой по организационно — техническим причинам — 60 минут, время на проведение подготовительно — заключительные работы — 10 минут.
Пиво и винно-водочные изделия реализуют только во время банкетов, а также в выездных буфетах. Хлеб и хлебобулочные изделия в основном подаются вместе с обеденной продукцией, поэтому стоимость хлеба, включается в оборот по обеденной продукции. Вместе с тем хлеб и хлебобулочные изделия частично реализуются через буфет, в этом случае его стоимость включается в товарооборот по покупным товарам. Фрукты, ягоды, мороженое, реализуются не только в пределах столовой фабрики, но и вне ее.
Более 80 % общего выпуска продукции собственного производства составляет обеденная продукция. Остальные виды продукции собственного производства (полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, горячие напитки, бутерброды, молоко и молочные продукты).
Выпуск продукции
собственного производства в производственной
программе выражается как в натуральных,
так и в стоимостных показателя
Объем реализации обеденной и прочей продукции собственного производства, выраженной в стоимостных показателях, составляет оборот по продукции собственного производства общественного питания.
Для полного удовлетворения спроса потребителей планируется продажа покупных товаров. К ним относятся товары, приобретенные в других организациях и отпускающиеся населению без кулинарной обработки.
Реализация покупных товаров отражается в плане только в стоимостных показателях, т.е. в виде оборота по покупным товарам. Реализация населению продукции собственного производства и покупных товаров составляют розничный товарооборот предприятия общественного питания. Основное место занимает оборот по продукции собственного производства, удельный вес которого составляет от 60 до 90 %. Чем выше удельный вес, тем лучше выполняет предприятие свою основную задачу.
Наряду с розничным товарооборотом существует оптовый товарооборот. Оптовый оборот представляет собой реализацию готовой продукции или полуфабрикаты одними предприятиями другим предприятиям и организациям для дальнейшей переработки или продажи. Оптовый и розничный товарооборот составляет валовой товарооборот, характеризующий весь объем их производственно-торговой деятельности.
При расчете валового товарооборота организации в него не включают ту часть суммы оптового товарооборота подведомственных предприятий, который образуется при продаже их продукции предприятиям этой же организации. Иначе эта сумма в товарообороте организации будет учтена дважды: в оптовом обороте предприятия, продавшего полуфабрикат и в розничном обороте предприятия, которое реализовало готовую продукцию.
При планировании производственной программы и плана товарооборота используют следующие материалы: данные с выполнением плана товарооборота и выпуска продукции за отчетный период; материалы анализа выполнения плана товарооборота и выпуска продукции собственного производства за предшествующий период; указание вышестоящих органов по изысканию и использованию внутренних ресурсов для увеличения объема реализации продукции.
2.3. Исследование производственной программы столовой швейной фабрики
Таблица 1. Объем и структура выпуска обеденной продукции
Показатели |
Ед. измерения |
2009 |
2010 |
Текущий год |
Отклонение ожидаемого выполнения | ||||
План |
Ожид. выполнение |
% выполнения |
Ожид. в % к прошлому году |
От плана (+,-) |
От прошлого года (+,-) | ||||
Розничный товарооборот (всего) |
тыс. руб. |
4420 |
4423 |
4430 |
4443 |
100,3 |
100,5 |
+13 |
+20 |
В том числе: |
|||||||||
- оборот по продукции собственного производства |
тыс. руб. |
3765 |
3778,8 |
3801,6 |
3805 |
100,1 |
100,7 |
+3,4 |
+26,2 |
- оборот по обеденной продукции |
тыс. руб. |
3335 |
3340,2 |
3363 |
3369 |
100,2 |
100,9 |
+6 |
+28,8 |
- оборот по прочей продукции собств. производства |
тыс. руб. |
438,6 |
438,6 |
438,6 |
436 |
99,4 |
99,4 |
-2,6 |
-2,6 |
- оборот по покупным товарам |
тыс. руб. |
646 |
644,2 |
628,4 |
638 |
101,5 |
99,0 |
-9,6 |
-6,2 |
Удельный вес оборота: |
|||||||||
- по продукции собств. производства |
% |
85,2 |
85,4 |
85,8 |
85,6 |
- |
- |
-0,2 |
+0,2 |
- по обеденной продукции |
% |
75,5 |
75,5 |
75,9 |
75,8 |
- |
- |
-0,1 |
+0,3 |
- по выкупным товарам |
% |
14,6 |
14,6 |
14,2 |
14,4 |
- |
- |
+0,2 |
-0,2 |
Согласно данной таблице предприятие проработало год удовлетворительно. Товарооборот в текущем году возрос на 0,3% , а по сравнению с прошлым годом товарооборот возрос на 0,5%. В текущем году темп роста по продукции собственного производства был небольшим и возрос на 0,1% и составил (100,1%). Оборот по обеденной продукции возрос на 0,2% (100,2%) к проценту выполнения, и на 0,9% (100,9%) к ожидаемому в процентах к прошлому году. В целом анализируя данную таблицу можно сказать, что товарооборот за последние 3 года вырос.
Таблица 2. Данные о равномерности выполнения годового плана товарооборота и его состава по кварталам
Показатели |
Ожид. выполнение за год (тыс. руб.) |
Оборот по кварталам, в том числе к годовому |
Итого, % | |||||||
I |
II |
III |
IV | |||||||
Сумма |
% |
Сумма |
% |
Сумма |
% |
Сумма |
% | |||
Розничный товарооборот (всего) |
4443 |
1115,2 |
25,1 |
1021,9 |
23 |
1177,4 |
26,5 |
1128,5 |
25,4 |
100 |
В том числе: |
||||||||||
-оборот по продукции собственного производства |
3805 |
985,5 |
25,9 |
852,3 |
22,4 |
985,5 |
25,9 |
981,7 |
25,8 |
100 |
-оборот по обеденной продукции |
3369 |
929,8 |
27,6 |
724,3 |
21,5 |
896,1 |
26,6 |
818,7 |
24,3 |
100 |
-оборот по прочей продукции собственного производства |
638 |
155,2 |
24,33 |
173,2 |
27,14 |
195,4 |
30,62 |
114,3 |
17,91 |
100 |
Вычислим коэффициент ритмичности:
;
;
Анализируя таблицу № 2 можно сказать, что розничный товарооборот в I, II, III кварталах превышал ожидаемые результаты, зато во II квартале не был выполнен. Это можно объяснить тем, что большое количество работников во II квартале уходило в отпуск. Оборот по продукции собственного производства также был выполнен в I, III, IV кварталах, а во втором квартале план не был выполнен соответственно (22,4 %). Общий коэффициент ритмичности составил 0,98, т.е. план не был выполнен из-за II квартала. По обеденной продукции план был выполнен во втором и четвертом кварталах. Также план во втором и четвертом кварталах был выполнен по прочей продукции собственного производства. А вот по покупным товарам план был выполнен только во втором и третьем кварталах. Высокие показатели по обеденной продукции (27,6 и 26,6) можно связать с тем, что полуфабрикаты были приготовлены заранее, а в другие периоды они небыли выполнены из-за того, что была плохо организована доставка продуктов в предприятие.
Таблица 3. Выполнение плана по выпуску обеденной продукции
Показатели |
Ед. измерения |
2009 |
2010 |
Текущий год |
Отклонение ожид. выполнения | ||||
План |
Ожид. выполнение |
% выполне-ния |
Ожид. в % к прошлому году |
От плана (+,-) |
От прошло-го года (+,-) | ||||
Первые |
Тыс.бл. |
52,5 |
52,56 |
52,6 |
57,0 |
108,4 |
108,5 |
+4,4 |
+4,44 |
Вторые |
Тыс.бл. |
24,4 |
24,54 |
125,0 |
126,0 |
100,8 |
101,2 |
+1,0 |
+0,46 |
В том числе: |
|||||||||
-мясные |
Тыс.бл |
76,3 |
76,58 |
78,0 |
78,48 |
100,6 |
102,5 |
+0,48 |
+1,9 |
-рыбные |
Тыс.бл |
16,1 |
16,40 |
16,0 |
16,42 |
102,6 |
100,1 |
+0,42 |
+0,02 |
-овощные |
Тыс.бл |
2 |
2,06 |
2,5 |
2,0 |
80 |
97,08 |
-0,5 |
-0,06 |
-мучные и крупяные |
Тыс.бл |
23,7 |
24,02 |
24,0 |
24,4 |
101,6 |
101,5 |
+0,4 |
+0,38 |
-прочие |
Тыс.бл |
5,2 |
5,48 |
4,5 |
4,7 |
104,4 |
85,76 |
+0,2 |
-0,78 |
Сладкие |
Тыс.бл |
14,9 |
15,32 |
16,0 |
16,2 |
101,25 |
105,7 |
+0,2 |
+0,88 |
Холодные |
Тыс.бл |
19,6 |
19,96 |
20,0 |
19,98 |
99,9 |
100,1 |
-0,02 |
+0,02 |
Выпуск блюд (всего) |
Тыс.бл |
375 |
381 |
213,6 |
219,18 |
102,61 |
103,2 |
5,58 |
6,8 |
Средняя цена одного блюда |
Руб. |
17-79 |
17-79 |
17-79 |
17-36 |
- |
- |
-0,43 |
-0,43 |
Средняя численность потребителей |
Чел. |
340 |
346 |
348 |
357 |
- |
- |
+9 |
+11 |
Кол-во рабочих и служащих потребляющих обеды (из общего числа работающих на фабрике) |
% |
75,4 |
75,54 |
75,98 |
77,9 |
- |
- |
+1,92 |
+2,36 |
Таблица № 3 показывает, что первые, вторые, мясные, мучные, сладкие, рыбные блюда план выполнили. И только лишь овощные и холодные блюда с планом не справились. Так, к примеру, процент выпуска первых блюд в текущем году возрос на 8,4% , а к ожидаемому выполнению на 8,5%. Процент выполнения овощных блюд в текущем году составил 80%, а холодных блюд 99,9%, т.е. план не был выполнен. К ожидаемому выпуску овощные блюда возросли до 97,08% , а холодные блюда до 100,1 % это говорит о том, что овощные блюда пользуются у потребителей переменным успехом, а холодные блюда по уровню спроса остаются примерно на одном уровне. Цена же в свою очередь снизилась на 43 коп. и составило в прошлом году 17-97 руб., а в текущем 17-36 руб.
Таблица 4. Объем и структура обеденной продукции
Наименование блюда |
Удельный вес в % | |||
2009 |
2010 |
Текущий год | ||
План |
Ожидаемое выполнение | |||
Первые |
24,65 |
24,74 |
24,6 |
26 |
Вторые |
58,4 |
58,6 |
58,5 |
57,48 |
В том числе: |
||||
- мясные |
35,9 |
36,05 |
36,5 |
35,8 |
-рыбные |
7,6 |
7,72 |
7,49 |
7,49 |
-овощные |
1,2 |
0,96 |
1,17 |
0,9 |
-крупяные и мучные |
11,25 |
11,3 |
11,23 |
11,13 |
-прочие |
2,51 |
2,58 |
2,1 |
2,14 |
Сладкие |
7,19 |
7,21 |
7,5 |
7,39 |
Холодные |
9,37 |
9,39 |
9,36 |
9,11 |
Итого (%): |
100 |
100 |
100 |
100 |
При исследовании таблицы № 4 стало известно, что первые блюда в ожидаемом выпуске составили больше плана на 1,4 % и больше прошлого года на 1,26%. Глядя на таблицу можно сказать, что первые блюда пользуются спросом, и спрос на них постоянно растет. Так же возрос спрос на прочую продукцию. А вот вторые, мясные, овощные, крупяные, мучные, сладкие, холодные блюда пользуются у посетителей наименьшим спросом. Так, например, мясные блюда в ожидаемом выполнении 35,8% меньше плана на 0,7% и меньше по сравнению с прошлым годом на 0,25%. Так же сократился удельный вес на холодные блюда по сравнению с прошлым годом (9,39%), он упал на 0,28% и стал в свою очередь 9,11%.
Информация о работе Формирование производственной программы предприятия в современных условиях