Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:10, дипломная работа
Целью работы является разработка мероприятий по повышению эффективности использования труда на примере ООО «МИМ».
Задачи дипломной работы. Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1. изучить понятие и значение трудовых ресурсов;
2. изучить управление трудовыми ресурсами предприятия;
Введение 2
1 Теоретические аспекты использования трудовых ресурсов предприятия 4
1.1 Сущность и роль трудовых ресурсов в работе предприятия 4
1.2 Управление трудовыми ресурсами предприятия 13
1.3 Понятие, показатели и факторы роста эффективности использования трудовых ресурсов 24
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 33
2.1 Нормативно –правовая база деятельности 33
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 37
2.3 Анализ наличия и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 48
3 Основные направления повышения эффективности труда персонала 55
3.1 Анализ производительности труда и выявление резервов роста 55
3.2 Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала 59
3.3 Мероприятия по повышению эффективности труда и их экономическая эффективность 64
Заключение 70
Список использованной литературы 72
ее реализовать в условиях жесткой технологии. Реорганизация может оказаться неудачной, если руководство не определит вначале, положительно ли относятся к ней работники организации.
1.3 Понятие, показатели и факторы роста эффективности использования трудовых ресурсов
Эффективность (анг. ‑ efficiency) — это результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования компании [5, C. 268].
В процессе анализа эффективности использования трудовых ресурсов изучается:
- обеспеченность рабочих мест производственных подразделений персоналом;
- использование трудовых ресурсов (рабочего времени) в процессе производства;
- эффективность использования трудовых ресурсов (изменение выработки продукции на одного работающего и на этой основе изменение производительности труда;
- анализ производительности труда.
Основными показателями, характеризующими использование труда на предприятии, являются: использование рабочей силы, рабочего времени, производительность труда, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.
На пути решения задачи повышения эффективности управления трудовыми ресурсами существует множество препятствий, как объективных, связанных с действием внешних сил, так и субъективных. Субъективные препятствия выражаются в ошибочных установках и приоритетах, в ряде заблуждений, присущих руководителям при работе с трудовыми ресурсами. Среди наиболее распространенных заблуждений можно выделить следующие:
- не следует вплотную заниматься кадровыми проблемами, пока не решены другие, более важные с точки зрения руководителей вопросы (производственные, финансовые и др.);
- вопросы, связанные с управлением трудовыми ресурсами, следует отложить до тех пор, пока не прояснится внешняя ситуация (заключение договоров, получение доходов и т.д.);
- не имеет смысла разрабатывать какие-либо программы по более эффективному управлению трудовыми ресурсами, так как никаких сложностей в этой сфере не существует и есть взаимопонимание между руководством и коллективом;
- в соответствии с такими убеждениями работа с трудовыми ресурсами не является важнейшим приоритетом, она призвана обслуживать более важные задачи;
- с точки зрения интересов, конечной целью организации управления трудовыми ресурсами является достижение высокой производительности и качества труда. В этой связи в качестве прибыли от реализации мер по управлению персоналом можно рассматривать прирост объема произведенной продукции (Vпр) в стоимостном выражении, вызванный ростом производительности труда, и отдачу от затрат на трудовые ресурсы.
Расчет Vпр производится с использованием методики анализа интенсификации производства. Исходные данные и формулы используемые для расчета, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Исходные показатели для расчета эффективности принятых решений по управлению трудовыми ресурсами
Показатель | Значение показателя до реализации кадровой политики | Значение показателя после реализации кадровой политики | Отклонение (%) |
1.Объем продукции (Q), руб. | Q0 | Q1 | (Q1/Q0)*100% |
2.Среднегодовая численность персонала, чел. | Ч0 | Ч1 | (Ч1/Ч0)*100% |
3.Размер фонда оплаты труда, руб. | Ф0 | Ф1 | Ф1/Ф0*100% |
4.Среднегодовая зарплата одного работника, руб. | З0=Ф0/Ч0 | З1=Ф1/Ч1 | (З1/З0)*100% |
5.Относительная экономия за счет численности персонала, руб. | Экп=(Ч1-Ч0*Q)*З1 | ||
6.Относительная экономия за счет роста отдачи зарплаты, руб. | Экз=Ф1-Ф0*Q | ||
7.Прирост выпуска продукции за счет роста производительности труда и отдачи затрат на персонал, руб. | Vпр=Экп+Экз |
В состав затрат на разработку и реализацию мер по управлению персоналом, (Зуп) целесообразно включить:
- заработную плату и премиальные выплаты персонала;
- оплату услуг специалистов, привлекаемых из сторонних организаций для формирования кадровой политики;
- затраты на дополнительные мероприятия по социальной защите и обеспечению работников предприятия, не применявшиеся до реализации системы мер по управлению персоналом (например, дополнительные выплаты из фонда потребления – ссуды молодым семьям, оплата счетов на оказание медицинских услуг, абонементы в бассейн, выделение средств на ремонт стадиона, материальная помощи к отпуску и т.д.)
- затраты на улучшение условий труда (закупка дополнительного оборудования, программного обеспечения и т.д.)
- дополнительные затраты на переобучение и повешение квалификации, связанные с реализацией мероприятий по управлению персоналом (это – оплата за ученичество, за практикантов, премии работникам предприятия, проводившим занятия по повышению квалификации, оплата обучения в специальном учебном центре);
- иные расходы (например, бумага, представительские расходы, обусловленные работой с ВУЗами и т.д.) [10, C. 87].
Оценка социальных последствий реализации любого проекта, в том числе и по управлению персоналом, относится к наиболее сложным в методологическом аспекте проблемам эффективности. В качестве основных видов социальных результатов выделены:
- изменение количества и структуры рабочих мест;
- улучшение жилищных, и культурно-бытовых условий;
- изменение структуры персонала;
- изменение уровня здоровья;
- рост доли свободного времени.
Перечисленные показатели, в основном, позволяют оценить эффективность преобразований с точки зрения интересов народного хозяйства в целом. Но в их число не включен такой важных для организации показатель социальной эффективности, как изменение удовлетворенности персонала, вызванное осуществлением мероприятий по совершенствованию управления персоналом. В этой связи в качестве социального эффекта необходимо рассматривать рост удовлетворенности персонала различными аспектами трудовой деятельности, являющийся следствием реализации системы мер по управлению персоналом, а также результаты, достигнутые в области социального обеспечения и защиты работников.
Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала (отношение прибыли к среднесписочной численности).
Прибыль от реализации продукции и услуг
Rппп =
Среднесписочная численность
Таким образом, оценка эффективности системы мер по управлению трудовыми ресурсами организации позволяет комплексно оценить не только экономические, но и социальные результаты ее реализации, выделить в общем доходе, полученном организацией в период проведения мероприятий по формированию и реализации системы управления трудовыми ресурсами, долю дохода, обусловленную оптимизацией кадровой сферы, и на ее основе обосновать размеры необходимых инвестиций и их интенсивность, оценить уровень отдачи, а также выделить долю эффекта, полученного от отдельных мероприятий кадровой политики [15, C. 146].
Для диагностики эффективности принятых решений по управлению трудовыми ресурсами предлагается использовать систему кадрового аудита, кадровый консалтинг и мониторинг управления персоналом.
Под кадровым аудитом (англ. Audit-проверка или ревизия отчетности) мы понимаем своеобразный инструмент диагностики и управления кадровыми процессами, в какой-то мере подобный финансовому или бухгалтерскому аудиту. Кадровый аудит – это совокупность методов количественной и качественной оценки трудовых ресурсов в целом и их отдельных параметров. Цель кадрового аудита – выявить не только слабые и сильные стороны коллектива, но и тенденции его развития и возможные варианты поведения в изменившейся обстановке.
Сущность кадрового аудита в организации сводится к диагностике причин, возникающих по вине персонала проблем, а также оценке их важности и возможностей решения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства и кадровой службы учреждения по их устранению. Кадровый аудит включает анализ факторов, влияющих на возникновение производственных рисков, связанных с неправильным подбором и использованием персонала, и выработку предложений по снижению их воздействия. Предметом кадрового аудита являются следующие составляющие процесса кадровой деятельности:
- расчет потребности в рабочей силе;
- составление штатного расписания;
- поиск, подбор и наем работников;
- административное управление персоналом;
- выработка и осуществление политики профессионального роста работников, а также социальные вопросы - социальная защита;
- социальное страхование;
- управление доходами;
- регулирование потоков восходящей и нисходящей информации;
- совершенствование условий труда и техники безопасности;
- социальные отношения в коллективе;
- контакты с внешними организациями (инспекциями по труду, юридическими органами и адвокатурой, вышестоящими организациями, отраслевыми профсоюзами, учреждениями образования, местными органами исполнительной власти и т.д.) [17, C. 129].
Эффективным методом помощи и оценки деятельности кадровой службы предприятия является кадровый консалтинг (англ. consulting, от consult – советоваться, консультироваться) – интегрированная система консультационных услуг, оказываемая руководителям организаций, фирм, работникам кадровых служб по вопросам организации, содержания, методологии и осуществления программ набора и отбора трудовых ресурсов, оценки рационального использования как привлекаемого, так и работающего персонала. Это новый для России вид услуг по вопросам работы с персоналом. Агентства, специализирующиеся в этой области, не занимаются непосредственно подбором и подготовкой трудовых ресурсов, а специализируются лишь на определении профессионально важных качеств, которыми должен обладать работник, необходимый для исполнения тех или иных функций.
Оценке деятельности кадровой службы и повышению ее эффективности будет способствовать также мониторинг управления трудовыми ресурсами (англ. monitoring, от лат. monitor – напоминающий, надзирающий)- способ проведения специальных наблюдений в системе управления трудовыми ресурсами.
Целью мониторинга является постоянное отслеживание, контроль и регулирование социально-экономических, организационно-правовых, профессиональных факторов, влияющих на повышение эффективности деятельности персонала организаций.
Задачами мониторинга являются: выбор продуктивных методов принятия решений и форм контроля как функционирования соответствующего управленческого аппарата в целом, так и содержания функций, процедур, операций и действий каждого специалиста. При этом особо внимательно выявляются факторы (причины) высокой или низкой эффективности работы персонала обследуемой организации. В ходе мониторинга управления трудовыми ресурсами подробно исследуются предпосылки совершенствования организации труда работников, изыскиваются дополнительные резервы повышения его эффективности и качества.
Предметом мониторинга управления трудовыми ресурсами на практике является изучение динамики, профессиональной реализации (становление, адаптация, служебный рост, повышение квалификации, переподготовка и т.п.) трудовых ресурсов. Среди многочисленных вопросов, которые контролируются в ходе мониторинга значатся не только проблемы найма, обучение, развитие, карьерного продвижения персонала, но и формы материального и морального поощрения, стиль управления трудовыми ресурсами, расходы на его содержание, баланс трудовых ресурсов, уровни потерь и текучесть персонала, степень удовлетворенности работой и т.д. [16, C. 143].
Информация о работе Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов организации