Экономическая значение и роль расширения производства в повышении эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение повышения эффективности деятельности предприятия на основе расширения производства.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- изучить особенности и специфику развития отрасли на современном этапе;
- описать и дать характеристики показателей оценки деятельности предприятия.
- провести анализ эффективности деятельности предприятия и пути ее совершенствования на основе расширения производства.

Содержание

Введение
1. Экономическая значение и роль расширения производства в повышении эффективности деятельности предприятия
1.1. Особенности и специфика развития отрасли на современном этапе
1.2. Методика расчета показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия
1.3. Основные направления совершенствования эффективности деятельности предприятия
2. Анализ деятельности ОАО «Молоко Бурятии»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели
2.2. Анализ ассортимента и объема выпускаемой продукции предприятия
2.3. Анализ технического состояния
2.4. Пути повышения эффективности деятельности ОАО «Молоко Бурятии» на основе расширения производства. Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

расширение производства2.doc

— 540.50 Кб (Скачать документ)

Порядок исчисления себестоимости продукции переработки  молока зависит от особенностей производственного цикла. На практике он обычно состоит из нескольких технологических стадий (переделов). Так, молочная продукция проходит следующие перерабатывающие цехи:

 Сначала  молоко попадает в аппаратный  цех, в котором его доводят  до базисной жирности и пастеризуют.  Полученный полуфабрикат можно  использовать для дальнейшей  переработки или передать в  цех розлива для упаковки. В  цехе розлива молоко фасуют  в пакеты, коробки или бутылки, получая готовую продукцию. Ее себестоимость складывается из затрат на розлив и стоимости полуфабриката, поступившего из аппаратного цеха. Другой вид готовой продукции (кефир, простоквашу и т. п.), расфасованной в тару, получают в цехе кисломолочных продуктов. Здесь к себестоимости полуфабриката из аппаратного цеха прибавляют затраты на сквашивание и розлив молочнокислых продуктов. В творожном цехе получают готовую основную продукцию – сметану, творог, творожную массу, а также побочную продукцию – обезжиренное молоко и сыворотку. К себестоимости полуфабриката, полученного из аппаратного цеха, необходимо прибавить затраты по сепарации молока, сквашиванию обрата, приготовлению сметаны и творога. Из полученных затрат вычитается стоимость побочной продукции в принятой оценке.

  При организации  производств по переработке молока  необходимо учитывать требования  принятого в 2008 году Технического  регламента на молоко и молочную  продукцию (Федеральный закон  от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ).

 Так, согласно  его статье 43, молоко и молочная продукция подлежат обязательному подтверждению соответствия в установленном порядке. То есть повышенное внимание должно быть уделено технологии производства, структурному и качественному составу производимых продуктов.

Структура затрат

Переработка сельскохозяйственной продукции для хозяйств относится  к промышленным производствам. Примерная  номенклатура статей затрат может включать в себя:

 – основную  и дополнительную оплату труда  производственных рабочих с отчислениями  на социальные нужды;

 – сырье  и основные материалы (в качестве  сырья отражается использованное  для переработки молоко, а к  материалам относятся различные  немолочные добавки – сахар,  изюм, сухофрукты, ванилин, какао-порошок  и т. п.);

 – возвратные  отходы – побочные продукты переработки молока, стоимость которых вычитается при расчете себестоимости продукции;

 – вспомогательные  материалы (ферменты, дезинфицирующие  и моющие средства, упаковочные  материалы);

 – содержание  основных средств (амортизация,  расходы на ремонт);

 – топливо  и электроэнергию на технологические  цели;

 – работы  и услуги сторонних организаций;

 – прочие  затраты.

При переработке  молока объектами калькуляции выступают  конкретные виды или однородные группы продуктов, по которым исчисляется  себестоимость.

 Себестоимость  одного центнера отдельных видов  продукции переработки молока  определяют делением затрат по  каждому виду продукции на  их массу. При этом из общей  суммы затрат вычитают стоимость  использованного обрата, сыворотки,  пахты и другой побочной продукции по ценам возможной реализации. Оставшуюся сумму затрат распределяют по отдельным видам продукции пропорционально их стоимости по ценам реализации.

Проведем анализ себестоимости продукции:

 

Таблица 2.2. Анализ себестоимости продукции

Затраты, тыс. руб.

2009

2010

2011

Отклонение

Материальные затраты

89521

100357

84521

- 15836

Затраты на оплату труда

20548

23470

17319

-6151

Отчисления на социальные нужды

5348

6014

4465

-1549

Амортизация

4531

4902

4007

-895

Прочие затраты

7852

6741

5585

-1156

Итого

127800

141484

115897

-25587


 

Из таблицы видно, что в 2011 году произошло снижение затрат в целом на 25587, в том числе материальных затрат на 15836 тыс. руб., затраты на оплаты труда -6151 тыс. руб. и снижение прочих затрат. Такое снижение объясняется снижением выпуска в 2011 году и отрицательно сказывается на деятельности предприятия. 

Таким образом, проанализировав основные технико-экономические показатели деятельности предприятия (за период с 2009 по 2011 годы), было выявлено следующее. За анализируемый период наблюдалось уменьшение выручки от продажи продукции. Это уменьшение связано с тем, что за эти годы увеличились затраты предприятия на производство продукции. Также было заметено значительное снижение себестоимости, которое объясняется увеличением затрат на производство продукции. Убыток от реализации продукции в 2010 и 2011 году объясняется тем, что затраты на производство продукции превышали показатель реализованной продукции за данный период.

Сегодня производственная мощность завода – 215 тонн молока в смену. Однако, из-за отсутствия качественного сырья, мощности не загружаются полностью. В молочном производстве поставка сырья самое важное. Поэтому в 2012 году планируется создание собственных фермерских хозяйств.

2.2. Анализ ассортимента и объема выпускаемой продукции предприятия

 

Основными видами деятельности ОАО «Молоко Бурятии» являются:

  • заготовка, переработка и реализация продуктов сельского хозяйства;
  • выпуск цельномолочной продукции,  творожных изделий;

Основными покупателями молочной продукции являются жители г. Улан-Удэ. Более 65 % молочной продукции реализуется в торговые точки г. Улан-Удэ, остальная реализуется в других районах.

На долю собственной  розницы ОАО «Молоко» приходится 17% от общего объема продаж.

Конкуренты  продукции ОАО «Молоко»: На сегодняшний день на продовольственном рынке молочной продукции Республики Бурятия широко представлены производители из Иркутской области, Красноярского края и т.д.. Основными конкурентами на рынке сбыта являются производители из г. Иркутск и г. Ангарск, основную долю молока занимают компании ООО «Арта» (ТМ Утро, День, Полдень, Вечер и и т.д.), ООО «Милко» Красноярского края (ТМ Селенга, Милко и т.д.), ОАО «Вимм-Билль-Данн» Московской области (ТМ Био-Макс, ТМ Домик в деревне, ТМ Чудо, ТМ Рыжий АП и т.д.). Конкурентным преимуществом ввозимой продукции является длительный срок хранения продукции; высокая степень узнаваемости каждого из брэндов; дорогостоящие маркетинговые бюджеты, использующие широкий ряд мер ATL и BTL-рекламы; большой ассортимент продукции; яркая и красочная упаковка.

Доля молочной продукции ОАО «Молоко Бурятии» составляет:

масло – около 60%,

цельномолочная  продукция  – 35%,

сыр – свыше 20%,

йогурт – 2%.

Целевая аудитория: Покупателей продукции можно  условно разделить на две большие группы: индивидуальные потребители и организации. Организации, в свою очередь делятся на несколько групп:

    • торговая сеть ОАО «Молоко»;
    • промышленные предприятия;
    • муниципальные и государственные учреждения здравоохранения, образования и т.д.;
    • сетевые магазины;
    • мелкорозничные магазины.

Наиболее перспективным  сегментом для расширения рынка  сбыта является собственная сеть ОАО «Молоко». На долю собственной  розницы ОАО «Молоко» приходится 17% от общего объема продаж. Приоритетной задачей на ближайший период отдела сбыта является расширение собственной розницы магазинов, переход на более современный формат магазинов (самообслуживания).

На сетевые  магазины приходится самый большой  объем продаж (38,5%). В связи с  активным развитием потребительского рынка Республики Бурятия, расширением сети магазинов торговых групп «Абсолют», «Титан» и т.д. в данном сегменте также ожидается расширение географии сбыта. Основными покупателями продукции ОАО «Молоко» являются ПК «Титан» (ИП Бредний Р. И., ИП Назарова Т. Н., ООО «Продукты от Титана»), ООО «Семья», ООО «Либерти», ТГ «Стам», ТГ «Абсолют», ООО «МегаМаг» (супермаркет «Два кита»), ООО «Амик кэш энд Керри» (супермаркет «Бонус»), ТГ «Спутник» (ООО «Веста», ООО «Фелма»). Со всеми организациями заключены договора с индивидуальными условиями отсрочки платежа (в среднем 7-14 дней в зависимости от объемов продаж и соблюдения графика платежей), скидки, возврата с истекшим сроком хранения продукции,

17% продаж приходится  на участие в тендерах на  поставку продукции в учреждения  г. Улан-Удэ: муниципальные дошкольные учреждения г. Улан-Удэ, муниципальные учреждения здравоохранения г. Улан-Удэ, государственные образовательные учреждения Министерства образования и науки РБ, городской комбинат школьного питания г. Улан-Удэ, ГУЗ лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения РБ. Постоянным покупателем продукции ОАО «Молоко» является Улан-Удэнский ордена Ленина ЛВРЗ филиала ОАО «РЖД».

Рассмотрим  анализ динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста:

 

Таблица 2.3. Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства продукции, тыс.руб.

Темпы роста, %

Объем реализации

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2008

151 635

109,8

109,8

151 600

110,2

110,2

2009

162 081

117,4

106,7

161 185

117,1

106,3

2010

132 248

95,8

81,6

131 753

95,8

81,7


 

Из таблицы  видно, что за три года объем производства возрос на 17,4%, а объем реализации - на 17,1%. Если за три года темпы роста  производства и реализации возрастали, то на четвертый год темпы роста производства снизился соответственно на 4,2%, что свидетельствует о понижении объемов производства.

Проанализируем баланс товарной продукции.

 

Таблица 2.4.Анализ факторов изменения объема реализации продукции

 

                           Показатель

Сумма в плановых ценах,  т.руб.

план

факт

+, -

                                  1

    2

     3

     4

1. Остаток готовой  продукции на начало года

2167

2949

+782

2. Выпуск товарной  продукции

162081

132248

-29833

3. Остаток готовой  продукции на конец года

4680

4826

-146

4. Отгрузка продукции  за год (п.1+п.2-п.З)

159568

130371

-28947

5. Остаток товаров,  отгруженных покупателям: 

5.1. на начало года 

5.2. на конец года

 

1252

 

354

1145

381

-107

+27

6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2)

160466

131135

-29331


 

        Из таблицы видно, что план  реализации продукции не был  выполнен. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

На данный момент предприятие выпускает 87 наименований молочной продукции. Наряду с традиционными  продуктами здесь постоянно появляются новинки, изобретаемые главным консультантом председателя совета директоров Г. Н. Мохно. Разработками Гавриила Николаевича являются: «Творог от Мохно», сыр «Домашний от Мохно» и брынза «Богатая», планируется наладить серийное производство майонеза, пасты белковой «Ксюша», сыров твердых сортов, национального напитка «Напиток Кочевника» и др.

Информация о работе Экономическая значение и роль расширения производства в повышении эффективности деятельности предприятия