Экономическая значение и роль расширения производства в повышении эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение повышения эффективности деятельности предприятия на основе расширения производства.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- изучить особенности и специфику развития отрасли на современном этапе;
- описать и дать характеристики показателей оценки деятельности предприятия.
- провести анализ эффективности деятельности предприятия и пути ее совершенствования на основе расширения производства.

Содержание

Введение
1. Экономическая значение и роль расширения производства в повышении эффективности деятельности предприятия
1.1. Особенности и специфика развития отрасли на современном этапе
1.2. Методика расчета показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия
1.3. Основные направления совершенствования эффективности деятельности предприятия
2. Анализ деятельности ОАО «Молоко Бурятии»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели
2.2. Анализ ассортимента и объема выпускаемой продукции предприятия
2.3. Анализ технического состояния
2.4. Пути повышения эффективности деятельности ОАО «Молоко Бурятии» на основе расширения производства. Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

расширение производства2.doc

— 540.50 Кб (Скачать документ)

Необходимым элементом  аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и  фактического выпуска продукции  по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл.2.5.

 

Таблица 2.5. Выполнение плана по ассортименту

Изделие 

ТП в план. ценах,  

тыс. руб.

Выполнение плана, %

ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, 

тыс. руб.

План.

Факт.

Творог от Мохно

28800

25200

87,5

25200

Сыр «Домашний»

33600

33264

99,0

33264

Брынза «Богатая»

19200

23176

120,7

19200

Итого:

81600

81640

100,049

77664


 

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

· по способу  наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);

· по удельному  весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска  продукции (33,3%);

· по способу  среднего процента по формуле ВПа = ВП: ВПх 100%,

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;

ВП– сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП- плановый выпуск продукции.

Для нашего примера  ВПа = 77664 : 81600 х 100% = 95,2%.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или  не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

В целях изучения зависимости между изменениями  объёма продаж, расходов и чистой прибыли  проводят анализ безубыточности, что  трактуется иногда как анализ критической  точки (точки безубыточности или  порога рентабельности). Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (СVР-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки.

Критической считается  такая величина объёма продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции, то есть еще не имеет прибыли, но уже не имеет убытка.

Точку безубыточности можно определить по методу маржинальной прибыли:

Метод маржинальной прибыли основывается на следующей формуле:

Маржинальная  =  Выручка от    - Переменные затраты

прибыль   реализации продукции  на этот же объём продукции

Критический объем  реализации может быть определен  как объем реализации, при котором  маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе в терминах единиц продукции будет следующее:

Критическая точка      =       Постоянные затраты

   _______________________________

                                                    Маржинальная прибыль

 

Таблица 2.6 Расчет точки безубыточности ОАО «Молоко Бурятии» за 2008-2010 гг.

№ п/п

Показатели

2008г.

2009 г.

2010 г.

1

Выручка (нетто) от продажи  продукции, тыс. руб.

162081

132 248

94 695

2

Полная себестоимость  реализованной продукции, тыс. руб.

150697

128 796

92 065

3

Валовая прибыль, тыс. руб.

11384

3 452

2 630

4

(-) Переменные издержки

150218

126 778

91 165

5

(=) Сумма маржинального  дохода (п.1 – п.4), тыс. руб.

11863

5 470

3 530

6

Доля маржинального  дохода в выручке, %

5,32

4,14

3,73

7

(-) Постоянные издержки, тыс. руб.

479

436

603

8

Безубыточный объем  продаж, тыс. руб. (п.7 / п.6)

9544

10 531

16 166

9

(=) Прибыль от продаж (п.5 – п.7)

2895

5 034

2 927


 

Как показал расчет, в 2010 году безубыточный объем продаж ОАО «Молоко Бурятии» был равен 16 166 тыс. руб.  Фактически выручка составила 94 695 тыс. руб., что выше критической суммы на 82,9 %. Это и есть зона безубыточности организации. В отчетном году запас финансовой устойчивости немного уменьшился. В такой ситуации организация может выдержать снижение выручки на 82,9 % без угрозы для своего финансового положения. При более значительном снижении выручки организация получит убыток, будет «проедать» собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка организации.

Необходимо  отметить, что для удержания своих  позиций на рынке предприятию  ОАО «Молоко Бурятии» необходимо поддерживать широкий ассортимент предлагаемой продукции, вести тщательно обдуманную ценовую политику, выбирать наиболее оптимальных поставщиков и, конечно же, применять все возможные методы формирования и стимулирования спроса покупателей.

Таким образом, своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

Для обеспечения  наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но также и по ассортименту (номенклатуре).

Изучение ассортимента продукции проводится с целью  уточнения среднего числа видов  продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкурентное преимущество.

 

2.3. Анализ технического состояния

 

Основные фонды  занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.

Основные фонды  являются наиболее значимой составной  частью имущества предприятия и  его внеоборотных активов.

Основные средства – это средства труда, которые  неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания.

Основные средства – один из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. Рациональное использование основных фондов способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, трудоемкости изготовления.

Задачами анализа  использования основных средств на предприятии являются:

  1. изучение состава и динамики основных средств (фондов), технического состояния и темпов обновления активной их части, технического перевооружения и реконструкции предприятия, внедрение новой техники, модернизации и замены морально устаревшего оборудования;
  2. определение показателей использования основных производственных фондов - фондоотдачи и фондоемкости, а также факторов, влияющих на них;
  3. установление степени эффективности применения средств труда, характеристика интенсивности и экстенсивности работы важнейших групп оборудования.

Одним из важнейших  факторов увеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными  средствами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное использование.

 

Таблица 2.7. Анализ структуры основных средств

Наименование основных фондов

2009 год

2010 год

2011 год

2010 г. в % к

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

2008 г

2009 г

Здания

11295

19,9

11295

19,6

11295

20,0

100,0

100,0

Сооружения

2493

4,4

2493

4,3

2493

39,8

100,0

100,0

Машины и оборудование

36230

63,7

39143

67,9

38876

68,8

107,3

99,3

Транспортные средства

5443

9,6

3375

5,8

2148

3,8

39,5

63,6

Производственный и  хозяйственный инвентарь

406

0,7

387

0,7

387

0,7

95,3

100,0

Другие виды основных фондов

921

1,6

921

1,6

1270

2,2

137,9

137,9

Всего основных фондов

56788

100

57614

100

56469

100

99,4

98,0


 

               В течение года основные средства  не выбывали, снижение стоимости  основных средств на 4594 тысячи  рублей было вызвано его износом.

Проанализируем  эффективность использования оборудования по производительности, определим влияние  загрузки оборудования на выпуск продукции.

 

Таблица 2.8. Исходная информация для анализа

Показатели

План

Факт

Отклонение

1

2

3

4

1. Товарная продукция, тыс. руб

168651

139623

-29028

2. Среднегодовое количество  станков

300

280

-20

3. Продолжительность  работы 1 станка

4380

4120

-260

4. Выработка за 1 станко-час

0,128

0,121

-0,007


 

Выраб.за 1ст.час=ТП/(Сред.год.кол.раб.ст×прод.раб.1станка)

∆ТПкол стан=(280-300)×4380×0,128=- 11212,8

∆ТПпро.раб.1стан=280×(4120-4380) ×0,128=-9318,4

∆ТПвыр.за1стан.час=280×4120×(0,121-0,128)=-8075,8

ТП=- 11212,8-9318,4-8075,8=-29028

В 2010 году выработка товарной продукции снизилась за счет уменьшения количества работающих станков,  уменьшения продолжительности работы одного станка.

Для обобщающей характеристики эффективности использования  основных средств служат показатели рентабельности (отношение прибыли  к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоотдачи (отношение стоимости произведенной или реализованной продукции после вычета НДС, акцизов к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи) удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции.

Рассчитывается  также относительная экономия основных фондов:

                           (27)

где ОПФо, ОПФ1 - соответственно среднегодовая стоимость  основных производственных фондов в  базисном и отчетном годах;

1ВП - индекс  объема производства продукции.

При расчете  среднегодовой стоимости фондов учитываются не только собственные, но и арендуемые основные средства и не включаются фонды, находящиеся  на консервации, резервные и сданные  в аренду.

Информация о работе Экономическая значение и роль расширения производства в повышении эффективности деятельности предприятия