Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы: оценить внешнеэкономическую деятельность и конкурентоспособность продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» и выработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию форм работы на внешних рынках.
Задачи работы:
определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
проанализировать хозяйственную деятельность ОАО «Пинский мясокомбинат»;
оценить конкурентоспособность мяса и мясопродуктов на внешних рынках;
разработать рекомендации по совершенствованию государственного механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
сформулировать пути развития внешнеторговой деятельности ОАО
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
АПК на международном рынке……………………………………………….8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции………………8
1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов………………………..11
2. Экономическая оценка уровня развития предприятия…………………….16
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО
«Пинский мясокомбинат»………………………………………………...16
2.2 Маркетинговый анализ товарной политики ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………...20
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции на внешних рынках………24
3. Обоснование экономической эффективности и направлений развития
внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики………..32
3.1 Совершенствование механизма государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности……………………………………..32
3.2 Пути развитие внешнеторговой деятельности ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………………………...42
В самом общем виде
конкурентоспособность в
Конкурентоспособность
- сложная экономическая
Наиболее изучена
И. А. Спиридонов подчеркивает, что понятие конкурентоспособности товара шире понятия качества и соответствия техническим параметрам, которые лишь являются одними из главных составляющих конкурентоспособности.
Таблица 1.1 - Характеристика уровней конкурентоспособности
Уровень конкурентоспособности |
Объект или субъект конкурентоспособности
|
Некоторые факторы конкурентоспособности |
Товарный |
Товары (работы, услуги) |
Соответствие потребительскому спросу. |
Микроуровень |
Товаропроизводитель (организация, фирма) |
Сравнительная конкурентоспособность продукции. Эффективность производственной деятельности. Финансовые показатели деятельности. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля. |
Мезоуровень |
Объединение предприятий, отрасли |
Внутренняя структура отрасли. Влияние внешней среды. Конкурентоспособность отдельных элеменов. Взаимодействие между элементами. |
Макроуровень |
Народное хозяйство в целом, страновая конкурентоспособност |
Инвестиционный климат. Научно-технический уровень. Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом. |
Примечание - Источник: собственная разработка по материалам литературы.
Ряд других авторов, наоборот, не считают качество подчиненной категорией по отношению к конкурентоспособности и рассматривают ее как комплексный показатель качества любого экономического объекта в рыночной среде, характеризующий потенциал данного объекта. Однако, по нашему мнению, данная точка зрения довольно спорная, так как в экономической науке качество рассматривается как набор характеристик, обуславливающих способность товара удовлетворять потребности.
При анализе понятия «конкурентоспособность товара» рассматриваются, помимо качества, такие характеристики, как цена товара и условия ее реализации. Отечественными авторами широко используется подход к определению конкурентоспособности, основанный на сравнении качественных и стоимостных характеристик. Так, в работе В. Д. Андрианова под конкурентоспособностью товара понимается «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке».
Таким образом, конкурентоспособность товара определяется совокупностью его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.
Конкурентоспособность на микро- (предприятия, организации) и мезоуровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.
Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования. Данная точка зрения разделяется как зарубежными, так и отечественными авторами.
Основная предпосылка
конкурентоспособности
Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги.
Вопросы, касающиеся конкурентоспособности отрасли и объединений предприятий, проработаны недостаточно. Наиболее подробный анализ конкурентоспособности отрасли и факторов, ее определяющих, проведен профессором Гарвардского университета М. Портером. По его мнению, она определяется наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.
На следующем макроуровне
конкурентоспособность
Наконец, можно рассматривать конкурентоспособность страны в целом, при этом единого подхода в данном направлении не выработано. С одной стороны, подчеркивается его важность, т. к. конкурентоспособность представляет собой «концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны», с другой стороны, выражается сомнение в связи с использованием данного термина по отношению к странам. Так, М. Портер считает, что единственно разумной концепцией на национальном уровне является изучение производительности, и подчеркивает внимание на том, что необходимо «фокусировать внимание не на экономике в целом, а на определенных отраслях и сегментах отрасли».
Исходя из представленного ниже анализа определений понятия «конкурентоспособность», были выявлены признаки, раскрывающие сущность данной категории:
Конкурентоспособность обладает многоуровневостью (микро-, мезо- и макроуровень, на каждом из которых используется свой набор характеристик для определения конкурентоспособности).
1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов
Прирост мирового потребления мяса в 2009 году немного замедлился, но в ближайшие 10 лет будет увеличиваться как производство, так и объемы торговли. При этом наибольший прирост в производстве и потреблении будет наблюдаться по мясу птицы.
В Беларуси эксперты прогнозируют общее увеличение объемов производства мяса. Наибольший прирост ожидается по мясу птицы и свинине, в том числе за счет сокращения доли говядины, в промышленной переработке.
Согласно аналитическому отчету "Сельскохозяйственный обзор 2009-2018", в основе которого лежат исследования международной Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЕСВ), Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (РАО), Министерства сельского хозяйства США (ШБА), а также Института по исследованию аграрной и продовольственной политики (Г АРЫ), мировое потребление мяса на протяжении следующих 10 лет будет постепенно увеличиваться.
Главными причинами будущего роста потребления аналитики называют увеличение населения планеты и экономическое развитие. В 2009 году прирост мирового потребления может составить 1,9%, тем самым показав некоторое замедление по сравнению с 2008 годом (+2,1%).
Согласно прогнозу, мировое производство мяса к 2018 году вырастет до 328 млн. тонн, причем годовой прирост производства мяса птицы значительно - на 2,3% - превысит показатели по производству свинины и баранины (на 1,8%), а также говядины (1,3%). Вместе с тем, доля потребления мяса птицы (37%) впервые превысит потребление свинины - 36%.
В краткосрочной пёрспективе мировой экономический кризис негативно скажется на мировой торговле, хотя объемы продаж будут отличаться в зависимости от вида мяса. По прогнозам, мировые объемы торговли мясом в текущем году сократятся и до 2012 года не превысят уровня, зафиксированного до снижения.
В долгосрочной перспективе - до 2018 года - предполагается ежегодный рост торговли мясом на 2,4%. Бразилия, согласно подсчетам, увеличит свою долю в мировом экспорте мяса до 64% и станет крупнейшим игроком на мировом рынке.Что касается мировых цен на мясо - если до 2018 года не произойдет каких- либо непредсказуемых изменений - предполагается постепенное их повышение на протяжении всего периода - с 2009 по 2018 год.
Исходя из данных официальной статистики выращивания, производства и реализации скота и птицы за 2009 год, а также импорта мяса и производства мясопродуктов, прогнозируется, что общее производство мяса в 2010 году в РБ увеличится на 5% по сравнению с годом ранее.
Кроме того, прогнозируется снижение спроса и внутреннего потреблении мяса в текущем году.
Рисунок 1.1 - Производство мяса, включая субпродукты 1 категории на душу населения в год в Республике Беларусь и Российской Федерации, кг
Примечание - Источник: собственная разработка.
В 2009 году произведено мяса в расчете на душу населения 98 кг, что на 9 кг больше, чем в 2008 году или составляет 112,6%.
Говядина: по прогнозам экспертов, сократится доля говядины в промышленной переработке и несколько увеличится переработка свинины.
На 1 января 2010 год поголовье крупного рогатого скота в РБ по хозяйствам всех категорий составляло 4130,5 тысяч голов, прогноз на 2010 год - 4151 тысяча голов.
Свинина: на 1 января 2010 года поголовье свиней в РБ по хозяйствам всех категорий составляло 3704 тысячи голов, прогноз на 2010 год - 3788,5 тысяч голов.
Реализация скота и птицы на убой в живом весе в 2009 году составила 1335 тысяч тонн, что на 126 тысяч тонн больще, чем в 2008 году.
Предприятия пищевой промышленности Беларуси в январе 2010 года увеличили объем производства продукции на 4% по сравнению с январем 2009 года до 1,665 трлн.бел.руб.
Этот рост обеспечен в основном за счет увеличения объемов производства молочной и мясной промышленности, которые соответственно выросли на 2,6% до 548,1 млрд. бел.руб. и на 11,2% до 393,6 млрд. бел.руб.
В январе 2010 года по сравнению с январем 2009 года увеличилось производство мяса и субпродуктов первой категории в натуральном выражении - на 11,5% до 46,1 тыс.т. Колбасных изделий и копченостей произведено на 4,4% больше до 18,2 тыс.т.
Запасы готовой продукции предприятий пищевой промышленности на 1
февраля 2010 года составили 1,234 трлн.бел.руб. (75,5% к среднемесячному объему производства) и возросли по сравнению с 1 января 2010 года на 4,6 процентного пункта.
Организации Министерства
сельского хозяйства и продовол
Увеличились отгрузки в
натуральном выражении
Преобладающими в товарной структуре экспорта сельхозорганизаций являются молокопродукты (60,8%), мясо и мясопродукты (31,9%), казеин (1,4%), яйцо (1,8%).
Увеличение экспортных поставок в стоимостном выражении в 2010 году связано в основном с ростом экспортных цен на основные виды продукции. Так, средние экспортные цены в январе 2010 года по сравнению с январем 2009 года на свинину увеличились - на 4,2%, говядину - на 4,3%, мясо птицы - на 4,5%.
Россия является основным внешнеторговым партнером организаций, подведомственных Минсельхозпроду. В январе 2010 года в Россию поставлено продукции на $129,6 млн., или 144,2% к аналогичному периоду 2009 года. Удельный вес Российской Федерации в объеме экспорта составил 92,3% и увеличился по сравнению с январем 2009 года на 5,3 процентного пункта. Импортировано российских товаров за указанный период на $2,2 млн., или 122,3% к январю прошлого года. Сальдо в торговле с Россией сформировалось положительное в размере $127,5 млн.