Экономическое обоснование конкурентоспособности продукции АПК на международном рынке (на материалах ОАО « Пинский мясокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: оценить внешнеэкономическую деятельность и конкурентоспособность продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» и выработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию форм работы на внешних рынках.
Задачи работы:
определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
проанализировать хозяйственную деятельность ОАО «Пинский мясокомбинат»;
оценить конкурентоспособность мяса и мясопродуктов на внешних рынках;
разработать рекомендации по совершенствованию государственного механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
сформулировать пути развития внешнеторговой деятельности ОАО

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
АПК на международном рынке……………………………………………….8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции………………8
1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов………………………..11
2. Экономическая оценка уровня развития предприятия…………………….16
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО
«Пинский мясокомбинат»………………………………………………...16
2.2 Маркетинговый анализ товарной политики ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………...20
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции на внешних рынках………24
3. Обоснование экономической эффективности и направлений развития
внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики………..32
3.1 Совершенствование механизма государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности……………………………………..32
3.2 Пути развитие внешнеторговой деятельности ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 599.50 Кб (Скачать документ)

В самом общем виде конкурентоспособность в экономической  науке понимается как способность  конкурировать с аналогичными объектами  на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.

Конкурентоспособность - сложная экономическая категория, которая может рассматриваться  на нескольких уровнях (таблица 1.1).

Наиболее изучена конкурентоспособность  товаров. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М. Г. Долинской и И. А. Соловьева, где авторы дают следующее определение конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение». В работе выделяются следующие признаки конкурентоспособности:

  • Тождество свойств качества и конкурентоспособности товара, т. е. последняя определяется сопоставлением его параметров с показателями товаров-аналогов и требованиями потребителей.
  • Различие свойств качества и конкурентоспособности товара, выражающееся в том, что при определении конкурентоспособности должны учитываться только те факторы, которые представляют интерес для потребителя и удовлетворяют его конкретную потребность.
  • Развитие категории качества, позволяющее производить оценку конкурентоспособности неоднородных товаров.

И. А. Спиридонов подчеркивает, что понятие конкурентоспособности товара шире понятия качества и соответствия техническим параметрам, которые лишь являются одними из главных составляющих конкурентоспособности.

Таблица 1.1 - Характеристика уровней конкурентоспособности

 

Уровень конкурентоспособности

Объект или субъект  конкурентоспособности

 

Некоторые факторы конкурентоспособности

Товарный

Товары (работы, услуги)

  • Качество продукции, соответствие нормам и стандартам.
  • Цена.

Соответствие потребительскому спросу.

Микроуровень

Товаропроизводитель (организация, фирма)

Сравнительная

конкурентоспособность продукции. Эффективность

производственной деятельности. Финансовые показатели деятельности. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля.

Мезоуровень

Объединение предприятий, отрасли

Внутренняя структура  отрасли. Влияние внешней среды. Конкурентоспособность отдельных элеменов. Взаимодействие между элементами.

Макроуровень

Народное хозяйство  в

целом, страновая конкурентоспособность, конкурентоспособность регионов

Инвестиционный климат. Научно-технический уровень. Конкурентоспособность промышленности и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.


 

Примечание - Источник: собственная разработка по материалам литературы.

Ряд других авторов, наоборот, не считают качество подчиненной категорией по отношению к конкурентоспособности и рассматривают ее как комплексный показатель качества любого экономического объекта в рыночной среде, характеризующий потенциал данного объекта. Однако, по нашему мнению, данная точка зрения довольно спорная, так как в экономической науке качество рассматривается как набор характеристик, обуславливающих способность товара удовлетворять потребности.

При анализе понятия  «конкурентоспособность товара» рассматриваются, помимо качества, такие характеристики, как цена товара и условия ее реализации. Отечественными авторами широко используется подход к определению конкурентоспособности, основанный на сравнении качественных и стоимостных характеристик. Так, в работе В. Д. Андрианова под конкурентоспособностью товара понимается «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке».

Таким образом, конкурентоспособность  товара определяется совокупностью его характеристик, которые учитываются потребителем, и проявляется в результате сравнения с товарами-аналогами.

Конкурентоспособность на микро- (предприятия, организации) и  мезоуровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.

Понятие конкурентоспособности  применительно к организациям и  предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования. Данная точка зрения разделяется как зарубежными, так и отечественными авторами.

Основная предпосылка  конкурентоспособности предприятий - производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается «текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения». Во многих работах конкурентоспособность предприятия - это «способность осуществлять прибыльную деятельность в условиях конкурентного рынка».

Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги.

Вопросы, касающиеся конкурентоспособности отрасли и объединений предприятий, проработаны недостаточно. Наиболее подробный анализ конкурентоспособности отрасли и факторов, ее определяющих, проведен профессором Гарвардского университета М. Портером. По его мнению, она определяется наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.

На следующем макроуровне  конкурентоспособность рассматривается применительно к регионам и странам. Конкурентоспособность региона зависит от того, насколько эффективно в нем используются имеющиеся ресурсы, и может быть выражена в таком понятии как валовой региональный продукт. Так, Селезнев А. 3. в это понятие вкладывает положение региона на внешнем и внутреннем рынке, обусловленное экономическими, политическими, социальными и другими факторами.

Наконец, можно рассматривать  конкурентоспособность страны в  целом, при этом единого подхода в данном направлении не выработано. С одной стороны, подчеркивается его важность, т. к. конкурентоспособность представляет собой «концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны», с другой стороны, выражается сомнение в связи с использованием данного термина по отношению к странам. Так, М. Портер считает, что единственно разумной концепцией на национальном уровне является изучение производительности, и подчеркивает внимание на том, что необходимо «фокусировать внимание не на экономике в целом, а на определенных отраслях и сегментах отрасли».

Исходя из представленного  ниже анализа определений понятия  «конкурентоспособность», были выявлены признаки, раскрывающие сущность данной категории:

  1. Конкурентоспособность проявляется на рынке.
  2. Понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна в целом).

Конкурентоспособность обладает многоуровневостью (микро-, мезо- и макроуровень, на каждом из которых используется свой набор характеристик для определения конкурентоспособности).

  1. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования находится в динамичном и неустойчивом состоянии в связи с постоянно меняющейся конкурентной средой.
  2. Конкурентоспособность величина относительная, где базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов.
  3. Конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями, так как предприятие является опосредованным носителем конкурентоспособности через свои товары и услуги, вместе с тем конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности продукции.

1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов

Прирост мирового потребления  мяса в 2009 году немного замедлился, но в ближайшие 10 лет будет увеличиваться  как производство, так и объемы торговли. При этом наибольший прирост в производстве и потреблении будет наблюдаться по мясу птицы.

   В Беларуси эксперты прогнозируют общее увеличение объемов производства мяса. Наибольший прирост ожидается по мясу птицы и свинине, в том числе за счет сокращения доли говядины, в промышленной переработке.

Согласно аналитическому отчету "Сельскохозяйственный обзор 2009-2018", в основе которого лежат исследования международной Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЕСВ), Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (РАО), Министерства сельского хозяйства США (ШБА), а также Института по исследованию аграрной и продовольственной политики (Г АРЫ), мировое потребление мяса на протяжении следующих 10 лет будет постепенно увеличиваться.

Главными причинами  будущего роста потребления аналитики называют увеличение населения планеты и экономическое развитие. В 2009 году прирост мирового потребления может составить 1,9%, тем самым показав некоторое замедление по сравнению с 2008 годом (+2,1%).

Согласно прогнозу, мировое  производство мяса к 2018 году вырастет до 328 млн. тонн, причем годовой прирост производства мяса птицы значительно - на 2,3% - превысит показатели по производству свинины и баранины (на 1,8%), а также говядины (1,3%). Вместе с тем, доля потребления мяса птицы (37%) впервые превысит потребление свинины - 36%.

В краткосрочной пёрспективе  мировой экономический кризис негативно скажется на мировой торговле, хотя объемы продаж будут отличаться в зависимости от вида мяса. По прогнозам, мировые объемы торговли мясом в текущем году сократятся и до 2012 года не превысят уровня, зафиксированного до снижения.

В долгосрочной перспективе - до 2018 года - предполагается ежегодный  рост торговли мясом на 2,4%. Бразилия, согласно подсчетам, увеличит свою долю в мировом экспорте мяса до 64% и  станет крупнейшим игроком на мировом рынке.Что касается мировых цен на мясо - если до 2018 года не произойдет каких- либо непредсказуемых изменений - предполагается постепенное их повышение на протяжении всего периода - с 2009 по 2018 год.

Исходя из данных официальной статистики выращивания, производства и реализации скота и птицы за 2009 год, а также импорта мяса и производства мясопродуктов, прогнозируется, что общее производство мяса в 2010 году в РБ увеличится на 5% по сравнению с годом ранее.

Кроме того, прогнозируется снижение спроса и внутреннего потреблении мяса в текущем году.

 

Рисунок 1.1 - Производство мяса, включая субпродукты 1 категории на душу населения в год в Республике Беларусь и Российской Федерации, кг

 

 



Примечание - Источник: собственная разработка.

 

В 2009 году произведено  мяса в расчете на душу населения 98 кг, что на 9 кг больше, чем в 2008 году или составляет 112,6%.

Говядина: по прогнозам экспертов, сократится доля говядины в промышленной переработке и несколько увеличится переработка свинины.

На 1 января 2010 год поголовье крупного рогатого скота в РБ по хозяйствам всех категорий составляло 4130,5 тысяч голов, прогноз на 2010 год - 4151 тысяча голов.

Свинина: на 1 января 2010 года поголовье свиней в РБ по хозяйствам всех категорий составляло 3704 тысячи голов, прогноз на 2010 год - 3788,5 тысяч голов.

Реализация скота и  птицы на убой в живом весе в 2009 году составила 1335 тысяч тонн, что  на 126 тысяч тонн больще, чем в 2008 году.

Предприятия пищевой  промышленности Беларуси в январе 2010 года увеличили объем производства продукции на 4% по сравнению с  январем 2009 года до 1,665 трлн.бел.руб.

Этот рост обеспечен  в основном за счет увеличения объемов  производства молочной и мясной промышленности, которые соответственно выросли на 2,6% до 548,1 млрд. бел.руб. и на 11,2% до 393,6 млрд. бел.руб.

В январе 2010 года по сравнению с январем 2009 года увеличилось производство мяса и субпродуктов первой категории в натуральном выражении - на 11,5% до 46,1 тыс.т. Колбасных изделий и копченостей произведено на 4,4% больше до 18,2 тыс.т. 

Запасы готовой продукции  предприятий пищевой промышленности на 1

февраля 2010 года составили 1,234 трлн.бел.руб. (75,5% к среднемесячному объему производства) и возросли по сравнению с 1 января 2010 года на 4,6 процентного пункта.

Организации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси в январе нынешнего года экспортировали товаров на $140,5 млн., или на 35,8% больше, чем в январе 2009 года.

Увеличились отгрузки в  натуральном выражении колбасных  изделий (в 1,65 раза), говядины (в 1,7 раза), мяса птицы (в 4,4 раза), мясных консервов (в 1,3 раза).

Преобладающими в товарной структуре экспорта сельхозорганизаций являются молокопродукты (60,8%), мясо и  мясопродукты (31,9%), казеин (1,4%), яйцо (1,8%).

Увеличение экспортных поставок в стоимостном выражении  в 2010 году связано в основном с ростом экспортных цен на основные виды продукции. Так, средние экспортные цены в январе 2010 года по сравнению с январем 2009 года на свинину увеличились - на 4,2%, говядину - на 4,3%, мясо птицы - на 4,5%.

Россия является основным внешнеторговым партнером организаций, подведомственных Минсельхозпроду. В январе 2010 года в Россию поставлено продукции на $129,6 млн., или 144,2% к аналогичному периоду 2009 года. Удельный вес Российской Федерации в объеме экспорта составил 92,3% и увеличился по сравнению с январем 2009 года на 5,3 процентного пункта. Импортировано российских товаров за указанный период на $2,2 млн., или 122,3% к январю прошлого года. Сальдо в торговле с Россией сформировалось положительное в размере $127,5 млн.

Информация о работе Экономическое обоснование конкурентоспособности продукции АПК на международном рынке (на материалах ОАО « Пинский мясокомбинат»)