Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы: оценить внешнеэкономическую деятельность и конкурентоспособность продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» и выработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию форм работы на внешних рынках.
Задачи работы:
определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
проанализировать хозяйственную деятельность ОАО «Пинский мясокомбинат»;
оценить конкурентоспособность мяса и мясопродуктов на внешних рынках;
разработать рекомендации по совершенствованию государственного механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
сформулировать пути развития внешнеторговой деятельности ОАО
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
АПК на международном рынке……………………………………………….8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции………………8
1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов………………………..11
2. Экономическая оценка уровня развития предприятия…………………….16
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО
«Пинский мясокомбинат»………………………………………………...16
2.2 Маркетинговый анализ товарной политики ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………...20
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции на внешних рынках………24
3. Обоснование экономической эффективности и направлений развития
внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики………..32
3.1 Совершенствование механизма государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности……………………………………..32
3.2 Пути развитие внешнеторговой деятельности ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………………………...42
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»
Основные финансовые показатели ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2006- 2009 гг. отражены в таблице 2.6
Таблица 2.6 - Стоимостные показатели функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2007-2009 гг.
Показатели |
Ед изм |
2009г. |
2008г. |
2007г. |
Отклонения 2009г к2007г |
Темп Роста,% |
Товарная прод. в сопост. ценах |
млн.руб |
150821 |
101776 |
66131 |
84690 |
228,1 |
Себестоимость товарной продукции |
млн.руб |
144046 |
100907 |
66419 |
77627 |
216,9 |
Экспорт |
тыс $ |
31325 |
22683 |
12663 |
18662 |
247,4 |
Выручка от реализации продукции. |
млн.руб |
155140 |
104920 |
70079 |
85061 |
221,4 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн.руб |
149246 |
103784 |
71167 |
78079 |
209,7 |
Прибыль (убыток) от реализации |
млн.руб |
5894 |
1136 |
-1088 |
6982 |
х |
Рентабельность реализации |
% |
3,9 |
1,1 |
-1,5 |
5,4 |
х |
Налогооблагаемая прибыль |
млн.руб |
5959 |
1184 |
-928 |
6887 |
х |
Чистая прибыль |
млн. руб |
2899 |
-211 |
-1843 |
4742 |
х |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»
По данным в таблицы 2.6 можно сделать выводы, что выручка от реализации продукции увеличивается с каждым годом, если по сравнению с 2009 г. к 2007 г. на 85061 млн. рублей, с 2008 к 2007 гг. - на 34841 млн. рублей, то с 2009 г. к 2008 г. - на 50220 млн. руб., то есть наша продукция пользуется спросом за счет расширенного ассортимента.
Вместе с тем, организация направляет все усилия на преодоление кризисной ситуации. На сегодняшний день увеличена рентабельность производства и реализованной продукции. А также в 2009 году ОАО «Пинский мясокомбинат» получил чистую прибыль в размере 2899 млн. руб.
Но одновременно видно, что и себестоимость реализованной продукции тоже увеличивается, если в 2007 г. - 71167 млн. руб., то в 2008 г.и 2009 г. уже достигла 103784 млн. руб. и 149246 млн. рублей соответственно. Увеличение себестоимости продукции связано с ростом закупочных цен по сравнению с прошлыми годами; из-за сокращения использования привозного сырья на промпереработку; из-за роста процентов за кредит, вызванный ростом задолженности по краткосрочным кредитам банкам.
Для выполнения поставленных задач необходимо тесно взаимоувязать несколько важных инструментов международного маркетинга: качество товара, цена, логистика, 100% выполнение обязательств внешнеторгового контракта, производство новых видов продукции, на которые на международном рынке имеется незаполненный сегмент, психологический контакт с потребителем товара.
Увеличить экспортные поставки ОАО «Пинский мясокомбинат» планирует в двух направлениях:
Увеличение удельного веса производства и реализации охлажденных продуктов, позволит повысить цену, уменьшить себестоимость продукта, реализовывать товары, которые в мороженном виде не продаются или продаются в незначительном количестве. Тем более, что ниша на сбыт охлажденных продуктов из Республики Беларусь заполнена на 50 - 60 %, а на некоторые товары 5 — 10 %.
Более тщательное разделение товара на позиции по видам скота позволит максимально увеличить прибыль по сделке. Например, говядина на кости 1 категории: коровы, быки, телки. Цена может быть различна от 0,5 до 15 российских рублей.
ОАО «Пинский мясокомбинат» в своей деятельности в незначительной степени использует косвенный экспорт, когда реализует товар внутренним посредникам, которые в свою очередь находят рынки для сбыта продукции. В нашем случае косвенный экспорт не мешает внешнеторговой деятельности, так как продаются специфические продукты, как эндокринно-ферментное сырье, кишсырье. Самостоятельно экспортировать такие продукты общество не может, так как это может быть связано с медицинской отраслью, где необходимо приобретать специальные знания, связывать свою деятельность с лицензированием и пр.
В некоторых случаях косвенный экспорт на традиционно экспортируемые товары помогает оперативно разгрузить склады, быстро вовлечь в оборот денежные средства, не влияя на экспортные поставки.
Большое внимание в настоящее время обществом уделяется экспорту. Удельный вес экспорта в общем объеме продаж составляет 50 – 60 %, что является очень весомым и значительным фактом. ОАО «Пинский мясокомбинат» подходит со всей важностью вопроса к экспортным отгрузкам. Четко налажена система поступления и распределения валютной выручки, организация отгрузки и оформления сопроводительных документов. Слаженная работа параллельных служб, таких как, отдел ВЭД, сырьевой отдел, ветеринарная служба, производственная лаборатория, технологическая служба, служба управления качеством, непосредственный и ежедневный контакт с цехами, выпускающими продукцию на экспорт, позволяет не только быстро и четко производить отгрузки качественного товара на экспорт, согласно плану, но и достигать роста экспорта до 140 %.
Из таблицы 2.7 видно что внешнеэкономическая деятельность комбината активна, производимая продукция экспортируется в различные страны мира.
Таблица 2.7 Экспортные поставки на ОАО «Пинский мясокомбинат» за январь-декабрь 2008 - 2009гг. по состоянию на 31/12/09г.
Наименование товара/ Страна-импортер |
Количество,т |
Ст-ть,тыс. долл. США |
План экспорта на 2010 г. | |||
2008г. |
2009г. |
2008г. |
2009г. |
Кол-во т |
стоим. тыс. долл. США | |
Говядина 1,2 кат /РФ |
4008 |
7975 |
15263 |
27179 |
4500 |
18000 |
Свинина /РФ |
1521 |
300 |
5119 |
764 |
1500 |
4500 |
Говядина блочн./РФ |
79 |
208 |
416 |
987 |
150 |
650 |
Шкуры крс /ПОЛЬША/ЛИТВА/Россия |
666 |
590 |
||||
Трахея, хрящ/ИСПАНИЯ |
9 |
2 |
4 |
1 |
10 |
2 |
Субпродукты /РФ |
49 |
201 |
78 |
283 |
50 |
80 |
Вырезка/РФ |
10 |
33 |
100 |
190 |
30 |
180 |
Жир (топл, сырец, гов. и св.) /РФ |
325 |
418 |
364 |
368 |
340 |
360 |
Рога, копыта/ЛИТВА,ГЕРМАНИЯ |
15 |
29 |
5 |
9 |
20 |
5 |
Альбумин/Украина |
32 |
42 |
165 |
213 |
30 |
150 |
Гов п/ф/ РФ |
37 |
46 |
243 |
265 |
30 |
150 |
Свин. п/ф РФ |
22 |
116 |
20 |
100 | ||
Колбасные изд./РФ |
7 |
36 |
||||
Колбасные изд./РФ/ фирменная торговля |
31 |
183 |
||||
КОСТЬ ПОД./ЛИТВА |
10 |
7 |
4 |
3 |
10 |
4 |
ПРОЧЕЕ |
10 | |||||
Итого: |
22126 |
31072 |
24191 | |||
По договору комиссии: гов. 1, 2 кат. мороженная |
76,4 |
557 |
253 |
|||
Всего: |
22683 |
31325 |
||||
Темп без комиссии: |
140,4% |
|||||
Темп с комиссией (по таможенным документам): |
138,1% |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»
Основной целью стратегии внешнеэкономической деятельности комбината является увеличение объемов экспортных поставок и обеспечение качественного и своевременного исполнения импортных поставок.
Хотелось бы расширить географию поставок и увеличить % экспорта в другие страны СНГ и дальнего зарубежья. Но на данном этапе лучшие партнерские отношения складываются с Российской Федерацией в силу того, что наши страны связаны между собой экспортно-импортными операциями на глобальном экономическом уровне, являются близкими в плане национально-культурных и законодательных аспектов. Чем более схожей становится национально-культурная среда стран, тем более тесно связаны они между собой отношениями внешней торговли. Таким образом, интересный в плане экономического сотрудничества Ближний восток, например Иран, не совсем готов к сотрудничеству. Мусульманская религия национально-этнические правила и законы к мясопродуктам пока не позволяют быстро и эффективно наладить внешнеэкономическую деятельность.
ГЛАВА 3
Обоснование экономической эффективности и направлений развития внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики
3.1 Совершенствование
механизма государственного
внешнеэкономической деятельности.
Сложившееся размещение организаций мясной промышленности не отвечает современным требованиям экономики. Изменение структуры потребления мясной продукции, появление принципиально новых продуктов и технологий их производства, значительное расширение ассортимента выпускаемой продукции как в Беларуси, так и в соседних, странах обуславливают необходимость переспециализации организаций и концентрации производства. Это позволит максимально эффективно использовать сырье в зависимости от конъюнктуры рынка на основе поэтапной модернизации перспективных организаций.
В целях повышения эффективности сбыта предусматривается активизация работы действующих и создание на кооперативной основе на уровне областей либо республики новых организационных структур, целенаправленно занимающихся поиском рынков сбыта, мониторингом внутреннего и мирового рынков, формированием спроса на продукцию посредством рекламы и другими направлениями, способствующими сбыту продукции отечественных товаропроизводителей.
Особое внимание должно
уделяться дальнейшему
Необходимо создать
систему информационного
Активизация экспорта и обеспечение его эффективности должны предусматриваться за счет создания торговых представительств, торговых домов, оптовых складов-магазинов на территории Российской Федерации и в приграничных районах республики.
Необходимо обеспечить централизованную пропаганду и рекламу белорусской продукции на российских рынках, в том числе в местной прессе и телесетях, а также посредством создания и распространения каталогов белорусских товаропроизводителей и их продукции.
Научно-техническое обеспечение мясной промышленности предусматривает комплексное решение научно-исследовательских, технологических и опытно- конструкторских задач по следующим основным направлениям:
- разработка новых технологических процессов и освоение оборудования для комплексной переработки животноводческого сырья и получения продуктов пищевого и кормового назначения;