Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы: оценить внешнеэкономическую деятельность и конкурентоспособность продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» и выработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию форм работы на внешних рынках.
Задачи работы:
определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
проанализировать хозяйственную деятельность ОАО «Пинский мясокомбинат»;
оценить конкурентоспособность мяса и мясопродуктов на внешних рынках;
разработать рекомендации по совершенствованию государственного механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
сформулировать пути развития внешнеторговой деятельности ОАО
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
АПК на международном рынке……………………………………………….8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции………………8
1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов………………………..11
2. Экономическая оценка уровня развития предприятия…………………….16
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО
«Пинский мясокомбинат»………………………………………………...16
2.2 Маркетинговый анализ товарной политики ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………...20
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции на внешних рынках………24
3. Обоснование экономической эффективности и направлений развития
внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики………..32
3.1 Совершенствование механизма государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности……………………………………..32
3.2 Пути развитие внешнеторговой деятельности ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………………………...42
Направление деятельности на современном этапе − производство мясных продуктов под общей торговой маркой «Пикант», изготовленных из высококачественного сырья, соответствующие здоровому образу жизни и натуральному питанию.
Объем производства мяса в год составляет порядка 15тыс. тонн, колбасных изделий − 5,5 тыс. тонн и 1,5 тыс. тонн мясных полуфабрикатов.
Из общего объема произведенного мяса 35% идет на промпереработку, около 60% − реализация на экспорт в Российскую Федерацию.
Годовой объем экспорта за 2009 год − 31 млн. дол.США.
Внешнеэкономическая деятельность мясокомбината имеет положительную динамику − 29,3 млн. дол. США за 2009 год.
Всего реализуется продукции в ассортименте до 250 наименований. С каждым годом увеличивается и расширяется ассортимент выпускаемой продукции, что связано с удовлетворенностью покупателя, как для элитных покупателей так и для малообеспеченных слоев населения.
Продукция выпускается под торговой маркой «Пикант».
ОАО «Пинский мясокомбинат» один из первых в мясной отрасли предприятий Республики Беларусь создал и зарегистрировал свой торговый знак в 2004 году в Государственном Патентном ведомстве Республики Беларусь (рис. 2.1). Он помогает стимулировать сбыт, а значит, завоевать популярность
Слоганы: «Пикант» -на пике истинного вкуса!
Продукты с маркою «Пикант» - мясного качества гарант!
«Пикант» - 65 лет с Вами и для Вас!
Рисунок 2.1 -Торговый знак ОАО «Пинский мясокомбинат»
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»
Объем валовой продукции за год − 7 млрд. рублей (2,4 млн. дол. США).
Продукция Пинского мясокомбината поставляется во все регионы Республики Беларусь и за ее пределы - в Российскую Федерацию.
Рис.2.2 отражает процентное соотношение отгрузки готовой продукции в 2009 году по регионам.
Рис 2.2– Отгрузка готовой продукции в 2009 году по регионам
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»
Данные таблицы 2.2 содержат информацию об объемах продаж готовой продукции ОАО «Пинский мясокомбинат" в 2009 году и план продаж на 2010 год.
Таблица 2.2 -Фактический и плановый объем продаж готовой продукции
ОАО «Пинский мясокомбинат» в 2009/2010 гг.
Название региона |
Объем продаж в 2009г. (тн) |
План продаж в 2010г. (тн) |
Рост продаж (%) |
Брестский |
3599 |
3627 |
101 |
Минский |
977 |
1000 |
102 |
Гомельский |
419 |
440 |
105 |
Могилевский |
167 |
200 |
120 |
Витебский |
161 |
160 |
100 |
Гродненский |
140 |
143 |
102 |
Экспорт |
7 |
30 |
428 |
Итого: |
5470 |
5600 |
102 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»
По сравнению с 2008 годом существует положительная динамика продаж продукции ОАО «Пинский мясокомбинат». Объем реализации продукции в 2009 году увеличен на 465 тонн и составил 109% по отношению к уровню прошлого года (рис.2.3.).
Рис. 2.3. – Объем реализации продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» в 2008 – 2009гг. и планируемый объем реализации в 2010.
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»
В 2010 году планируется поставить на рынок готовой продукции 5600 тонн, что на 130 тонн больше по отношению к уровню продаж 2009 года. Увеличение объема реализации планируется за счет расширения и углубления сбытовой сети, соответственно, за счет увеличения количества оптовых покупателей. Это означает, что рекламной продукции и рекламных мероприятий в натуральном и стоимостном выражении потребуется больше для того, чтобы удовлетворить требования новых и уже существующих покупателей.
Увеличить объемы производства и реализации готовой продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» до 109,5% удалось за счет снижения цен до конкурентоспособных на отдельные виды продукции, пользующихся спросом, а также применения скидок на колбасные изделия и копчености и выпуска колбас из мяса птицы.
Маркетинговыми исследованиями в январе 2010 года был выявлен средний уровень цен на готовую продукцию некоторых мясокомбинатов Республики Беларусь, в том числе и основных конкурентов – Брестского и Березовского мясокомбинатов (рис.2.4), который показал, что средняя цена на продукцию ОАО «Пинский мясокомбинат» - конкурентоспособна.
Рис.2.4- Средняя цена по ассортименту готовой продукции мясокомбинатов в январе 2010г.
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»
С увеличением производственных возможностей и уменьшением спроса на местном национальном рынке организация изыскивает возможность реализовать выпускаемую продукцию торговым организациям иных регионов (г.Молодечно, г.Гродно, г. Орша, г.Минск, г.Гомель, г.Могилев и др.). В таблице 2.3 показан удельный вес реализации продукции по рынкам сбыта.
Таблица 2.3- Удельный вес реализации продукции по рынкам сбыта за 2006-2009 гг.
Рынок |
Ед.изм. |
Год реализации | |||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | ||
Внутренний рынок |
% |
75 |
78 |
75 |
55 |
Ближнее зарубежье |
% |
24,5 |
20 |
23 |
45 |
Дальнее зарубежье |
% |
0,5 |
2 |
2 |
0,02 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»
Система товародвижения ОАО «Пинский мясокомбинат» построена на основе прямого и косвенного перемещения продукции:
- мясокомбинат – магазин;
- мясокомбинат – посредник (дилер, комиссионер) – магазин. Проанализировав данную систему товародвижения за 2009 год (при значительном объеме продаж, стоимость реализации через посредника плюс расходы на физическое распространение составляют довольно дорогую систему сбыта), в 2010 году планируется минимизировать расходы на услуги дилеров за счет сокращения некоторых.
В условиях острой конкуренции на рынке продуктов с одинаковыми потребительскими свойствами необходимо применять методы стимулирования потребителей, с целью внедрения на новые рынки сбыта, а также укрепления на имеющихся.
В 2010 году в качестве методов стимулирования потребителей продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» планирует:
- улучшить качество выпускаемой продукции;
- выпускать и реализовывать
новые виды колбас и
- ежемесячно применять
скидки на отдельные виды
- предоставлять скидки
на крупные партии продукции ча
- проводить совместную
рекламу (проведение
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции на внешних рынках.
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции организации на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых организацией товаров от товаров- конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.
Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до организаций-изготовителей продукции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет организацию-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику организации и ее результативность. Конкуренция заставляет организацию наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.
Разработка путей повышения конкурентоспособности товара напрямую зависит от его правильной и своевременной оценки. Оценка способностей товара конкурировать производился путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения обычно принимается аналогичный товар, уже имеющийся на рынке или потребность покупателя.
Образец это обычно товар имеющий максимальный объём продаж и наилучшие перспективы на будущее.
Если параметры продукции не имеют физической меры, то для оценки их характеристик используют метод их оценки в баллах.
Представляет интерес рассмотрение некоторых критериев оценки конкурентоспособности. К числу важнейших критериев относятся:
- степень новизны товара и качество его изготовления
- наличие материальной базы для его распространения информации о товаре
- наличие мер по стимулированию сбыта, динамизм сбыта
- возможности приспособления товара к требованиям конкретного рынка
- финансовые условия
Возможно также рассматривать конкурентоспособность по ценовым показателям, сравнительной стоимости и сравнительной прибыльности. В случае оценки ценовой конкурентоспособности продукция считается конкурентоспособной, если её цена, дизайн и качество не уступают аналогам.
При оценке конкурентоспособности по прибыльности предполагается, что чем выше прибыльность компании тем выше уровень конкурентоспособности её продукции. [26, с.209-210]
Наименование статей затрат |
Комбинаты | |||||||
Пинский |
Брестский |
Кобринский |
Березовский | |||||
Удельный вес ,% вес |
На един. тыс. руб. един. |
Удельный вес ,% вес |
На един. тыс. руб. |
Удельный вес ,% вес |
На един. тыс. руб. |
Удельный вес ,% вес |
На един. тыс. руб. | |
Сырье и основные материалы |
87,1 |
7291 |
86,4 |
7202 |
84,4 |
7292 |
87,7 |
7292 |
% за кредит |
2,6 |
215 |
1,4 |
117 |
4,3 |
375 |
2,6 |
218 |
Естественная убыль |
1,9 |
155 |
2,1 |
173 |
2,0 |
171 |
1,7 |
140 |
Транспортные расходы |
0,6 |
51 |
0,4 |
37 |
0,4 |
34 |
0,7 |
61 |
Вспомогательные материалы |
0,1 |
9 |
0,3 |
32 |
0,1 |
8 |
0,0 |
2 |
Топливо и электроэнергия |
3,0 |
248 |
1,1 |
91 |
2,9 |
247 |
1,4 |
116 |
Заработная плата |
1,0 |
83 |
1,3 |
110 |
1,3 |
108 |
1,0 |
84 |
Отчисл. на соц. нужды |
0,3 |
29 |
0,6 |
39 |
0,4 |
39 |
0,4 |
30 |
Расходы на содержание холодильника |
0,5 |
44 |
0,7 |
55 |
0,6 |
52 |
0,8 |
69 |
Общепроизводственные расходы |
1,7 |
: 142 |
3,1 |
262 |
1,6 |
139 |
2,6 |
216 |
Общехозяйственные расходы |
1,2 |
104 |
2,6 |
217 |
2,0 |
173 |
1,0 |
91 |
Производственная с/с |
100 |
8372 |
100 |
8335 |
100 |
8638 |
100 |
8319 |
Сопут. продукция |
368 |
393 |
360 |
374 | ||||
Производ. с/с б/c |
8004 |
7942 |
8278 |
7945 | ||||
Коммерческие расходы |
37 |
36 |
37 |
37 | ||||
Полная с/с |
8041 |
7978 |
8315 |
7982 |
Проведем анализ себестоимости свинины и говядины - основной продукции экспортируемой Пинским мясокомбинатом, по сравнению с конкурирующими предприятиями.
Таблица 2.4 Анализ себестоимости свинины за 2009 год
Как видно из таблиц 2.4-2.5 - значительную долю расходов в себестоимости ОАО «Пинский мясокомбинат» по сравнению с конкурентами составляют затраты на топливо и электроэнергию - 2,3-3,0%, а также уплата % за кредит - 2,3-2,6%.
Таблица 2.5- Анализ себестоимости говядины за 2009 год
Наименование статей затрат |
Комбинаты | |||||||
Пинский |
Брестский |
Кобринский |
Березовский | |||||
Удельный вес ,% вес |
На един. тыс. руб. един. |
Удельный вес ,% вес |
На един. тыс. руб. |
Удельный вес ,% вес |
На един. тыс. руб. |
Удельный вес ,% вес |
На един. тыс. руб. | |
Сырье и основные материалы |
88,0 |
8606 |
89,5 |
8583 |
85,6 |
8527 |
88,5 |
8566 |
% за кредит |
2,3 |
227 |
1,2 |
116 |
4,4 |
437 |
2,7 |
260 |
Естественная убыль |
2,1 |
204 |
2,3 |
221 |
1,9 |
186 |
1,7 |
165 |
Транспортные расходы |
0,6 |
61 |
0,7 |
65 |
0,3 |
31 |
0,7 |
65 |
Вспомогательные материалы |
0,1 |
9 |
0,3 |
31 |
0,1 |
7 |
0,1 |
12 |
Топливо и электроэнергия |
2,3 |
229 |
0,9 |
88 |
2,1 |
214 |
1,4 |
134 |
Заработная плата |
1,0 |
89 |
0,7 |
67 |
1,2 |
118 |
0,8 |
81 |
Отчисления на соц. нужды |
0,3 |
34 |
0,3 |
24 |
0,4 |
44 |
0,3 |
29 |
Расходы на сдерж. холодильника |
0,5 |
47 |
0,6 |
54 |
0,6 |
58 |
0,7 |
64 |
Общепроизводственные расходы |
1,6 |
153 |
1,7 |
160 |
1,5 |
151 |
2,2 |
209 |
Общехозяйственные расходы |
1,2 |
113 |
1,8 |
177 |
1,9 |
185 |
0,9 |
89 |
Производственная с/с |
100 |
9774 |
100 |
9586 |
100 |
9958 |
100 |
9674 |
Сопутствующая продукция |
760 |
724 |
636 |
665 | ||||
Производственная с/с б/c |
9014 |
8862 |
9322 |
9009 | ||||
Коммерческие расходы |
74 |
2 |
42 | |||||
Полная с/с |
9088 |
8864 |
9322 |
9051 |