Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель работы: оценить внешнеэкономическую деятельность и конкурентоспособность продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» и выработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию форм работы на внешних рынках.
Задачи работы:
определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
проанализировать хозяйственную деятельность ОАО «Пинский мясокомбинат»;
оценить конкурентоспособность мяса и мясопродуктов на внешних рынках;
разработать рекомендации по совершенствованию государственного механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
сформулировать пути развития внешнеторговой деятельности ОАО
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
АПК на международном рынке……………………………………………….8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции………………8
1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов………………………..11
2. Экономическая оценка уровня развития предприятия…………………….16
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО
«Пинский мясокомбинат»………………………………………………...16
2.2 Маркетинговый анализ товарной политики ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………...20
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции на внешних рынках………24
3. Обоснование экономической эффективности и направлений развития
внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики………..32
3.1 Совершенствование механизма государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности……………………………………..32
3.2 Пути развитие внешнеторговой деятельности ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………………………...42
-разработка технологий
производства продуктов
План мероприятий по совершенствованию экспорта Республики Беларусь
размещен в Приложении А.
3.2 Пути развитие
внешнеторговой деятельности
Стратегия конкуренции рассматривается как план действий организации, направленный на достижение успеха в конкурентной борьбе на данном рынке. Его следует непрерывно адаптировать в ответ на изменение рыночных и конкурентных условий и содержит мероприятия, предусматривающие реализацию как наступательных, так и оборонительных мер в целях преодоления конкуренции. ОАО «Пинский мясокомбинат» необходимо использовать стратегию, которая позволяла бы организации удерживать свое конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе на рынке, получать прибыль необходимую для развития организации.
В связи с этим одним из основных элементов формирования стратегии конкуренции является снижение себестоимости продукции. Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой хороший способ конкурировать на рынках мясной продукции. Цель состоит в том, чтобы непрерывно поддерживать преимущество перед конкурентами по издержкам и использовать его для установления более низких, чем у конкурентов цен, а также для расширения за их счет доли рынка или получения дополнительной прибыли. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны - в сентябре 2009 года введена в эксплуатацию собственная, котельная, что позволит снизить затраты на топливо в себестоимости продукции на 30 %, одними из перспективных направлений также являются: техническое перевооружение мясожирового цеха, внедрение скороморозильных аппаратов на холодильнике, реконструкция участка по производству сырокопченых колбас, обработка воды систем оборотного водоснабжения антинакипином, замена аммиачных компрессоров на новые энергоэффективные.
Следующим элементом, на котором может быть основана стратегия конкуренции мясокомбината является дифференциация продукции. Для успешной реализации данной стратегии организация должна изучать потребности и поведение покупателей, чтобы достаточно точно определить, что они полагают для себя ценным и особенно важным. Затем с учетом полученных результатов организация должна придать своей продукции один или несколько отличительных признаков, что сделает ее продукцию более привлекательной для покупателей по сравнению с конкурирующей продукцией. Конкурентное преимущество возникает, когда покупатели привязываются к качествам и характеристикам, которыми фирма наделила свою продукцию. В результате организация на отдельные товары может устанавливать повышенную цену, продавать большее количество единиц продукции, достигать большей степени лояльности покупателей фирменной марке. Кроме того, удачная дифференциация повышает барьер входа на рынок.
Наиболее привлекательными стратегиями дифференциации являются те, которые трудно или дорого имитировать. Если организация сможет использовать знания и умения, которые недоступны соперникам оно сможет использовать их в качестве основы удачной дифференциации. Наиболее вероятными областями для нашей организации является дифференциация на основе технического превосходства, а также дифференциация на основе качества.
Главной задачей службы маркетинга является расширение существующих сегментов и поиск новых рынков сбыта. Наиболее эффективный способ достижения целей - выезды специалистов отдела маркетинга в командировки по регионам республики и Российской Федерации - для налаживания деловых отношений с организациями торговли. Одновременно изучается сложившаяся на потребительском рынке экономическая в ситуация, спрос на выпускаемую продукцию, присутствие на рынке продукции организаций-конкурентов, уровень цен, качество и др. Все это позволит определить пути продвижения продукции, оперативно принимать необходимые действия в вопросах ассортимента, качества и ценообразования.
Проанализировав показатели предыдущих лет, задача службы маркетинга налаживание более тесных взаимоотношений с торговыми организациями, работавшие в прошлые годы, поиск новых торговых сетей и увеличение доли организации на потребительском рынке республики.
В соответствии с основополагающими законами реформы технического регулирования Российской Федерации, основными документами, которые будут законодательно обеспечивать выпуск качественной и безопасной продукции станут технические регламенты.
На сегодняшний день требуют пересмотра (39% от общего объема) стандарта на продукцию, что существенно влияет на конкурентоспособность мяса и мясных продуктов.
Для решения этой насущной проблемы, необходимо определить приоритетность некоторых направлений развития стандартизации мясной отрасли. По нашему мнению, такими направлениями должна служить разработка национальных стандартов на продукцию вида ТУ, а также разработка и гармонизация требований имеющихся стандартов на проведение испытаний продукции с действующими международными стандартами.
Приоритетным в направлении развития стандартизации мясной отрасли должна также стать и гармонизация требований национальных стандартов на методы испытаний с действующими международными стандартами ИСО.
Главными и отправными направлениями работ по стандартизации в мясной отрасли должны служить:
Эффективная торговая мясом, как на международном, так и на внутреннем рынке, зависит не только от качества мясного сырья, но и от принципов сортировки и разделки туш. Правильная разделка туш и сортировка мяса - это, прежде всего возможность его рационального использования и организации дифференцированной ценовой политики. Во всем мире уделяют большое внимание дифференцированной разделке туш для торговле. В каждой стране разработаны национальные схемы разделки туш и соответственно стандарты, которые существенно отличаются друг от друга, в том числе - от российских. При этом наряду с отличиями, обусловленными национальными особенностями и традициями потребления мяса и ассортиментом выпускаемых изделий в каждой стране, имеются и общие принципы. А именно: выделение лучших по пищевой ценности частей туши для продажи в натуральном виде; промыщленная подготовка некоторых отрубов для реализации и кулинарного использования; выпуск отрубов на кости, с частичным удалением костей, бескостных и с удалением лишнего жира. К числу общих принципов относится и использование дифференцированных цен в зависимости от пищевой, биологической ценности, функциональных, потребительских и кулинарных достоинств каждого отруба.
Внедрение новых стандартов, предусматривающих использование единых принципов и требований к разделке туш на отрубы, единой спецификации и названий отрубов, обеспечит возможность их многовариантного, рационального использования, будет способствовать международной торговле, предотвращая барьеры для ее осуществления, и определит общий торговый язык для продавцов и покупателей.
Для повышения экспорта продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» организации необходимо пересмотреть политику распределения своей продукции на внешних рынках. Система товародвижения ОАО «Пинский мясокомбинат» построена на основе прямого и косвенного перемещения продукции:
- мясокомбинат – магазин;
- мясокомбинат – посредник (дилер, комиссионер) – магазин.
Проанализировав данную систему товародвижения за 2009 год (при значительном объеме продаж, стоимость реализации через посредника плюс расходы на физическое распространение составляют довольно дорогую систему сбыта), в 2010 году планируется минимизировать расходы на услуги дилеров за счет сокращения некоторых.
Кроме того, ОАО «Пинский
мясокомбинат» можно
В настоящее время в Республике Беларусь юридически закреплено следующее определение понятия «товаропроводящая сеть» - это совокупность юридических лиц или обособленных подразделений производителя, осуществляющих реализацию и сервисное обслуживание Отечественных товаров.
Основными целями функционирования товаропроводящей сети являются обеспечение конкурентных преимуществ, Выражающееся в постоянной адаптации производства и сбыта продукции национальных организаций к изменениям внешней среды, достижение большей конкурентоспособности продукции и услуг, закрепление на существующих и завоевание новых рынков.
С целью повышения эффективности функционирования товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом целесообразно реализовать следующие мероприятия:
Создавать вместо традиционных элементов товаропроводящей сети корпоративные торгово-логистические центры.
Зарубежный опыт создания торгово-логистических центров показывает, что их размещают в основном в крупных транспортных узлах. Так, в США система логистических центров представляет собой сеть многопрофильных терминальных комплексов, которые размещаются в таких узлах транспортной сети, как морские, воздушные порты, автомобильные, железнодорожные, речные пути сообщения и др.
Итальянские торгово-логистические центры размещаются вблизи развязок важнейших сухопутных и судоходных путей, а также центров производств, работающих на экспорт. В Японии торгово-логистические центры создаются в районах нахождения крупных производств и морских портов.
В настоящее время Беларусь осуществляет пилотный проект создания такого центра в Москве. Возводится многофункциональный комплекс оптовой торговли продовольствием «Москва - Республика Беларусь», строительство которого должно быть завершено в конце 2010 года. Впоследствии белорусской стороне будет безвозмездно передана в собственность доля в праве общей собственности комплекса в виде торговых и складских помещений, которые будут использованы исключительно для нужд белорусских производителей.
Остальное имущество
комплекса российская сторона планирует
сдавать в аренду белорусским
юридическим лицам и
Предусмотрено также создание торгово-логистических центров в таких городах России, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Калининград, а также в Узбекистане, Казахстане и других странах СНГ.
Главная цель их деятельности - оказание помощи белорусским производителям по закреплению на зарубежных рынках.
Одной из главных функций торгово-логистических центров будет предоставление услуг информационно-маркетингового центра, таких как определение объемов продаж, цены, подготовка аналитических обзоров рынков, проведение рекламных кампаний и т.д. Эффективному распределению товарных потоков будет способствовать внедрение единой системы документооборота.
По предварительным расчетам специалистов Министерства торговли, только с учетом применения новых технологий логистики стоимость многих товаров при реализации через торгово-логистические центры может быть снижена на 10-15%.
На основе маркетинговых исследований зарубежных рынков определить приоритетные группы товаров для стран - торговых партнеров Беларуси и продвигать их через товаропроводящую сеть.
Развивать кооперацию с зарубежными странами.
Кооперация между
Беларусь без кооперации с другими странами Содружества может производить лишь 16% прежних объемов продукции. Анализ тенденций развития мирового хозяйства и производственного потенциала Республики Беларусь позволяет определить возможности наиболее эффективного включения жизнеспособных субъектов хозяйствования в мировые производственные цепочки.
Тенденции развития мировых рынков в последние годы проявились в вытеснении продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности. По мнению экспертов, они носят долговременный характер. Это обусловлено направленностью научно-технического и экономического прогресса, в основе которого - создание синтетических заменителей природного сырья, «сервизация» торговли, а также повышение уровня продовольственной самообеспеченности и более высокая эластичность спроса на промышленные изделия и услуги.
Подобные тенденции способствуют Беларуси, так как природного
сырья в стране мало, а сельское хозяйство
убыточно. Статус малой индустриальной
страны позволяет развивать концепцию
проникновения на зарубежные рынки путем
вхождения отдельных производителей в
межстрановые финансово-промышленные
группы, развития кооперации на базе создания
совместных организаций. Чем в большее
число международных производственно-
Организациям необходимо осуществлять продуманную сбытовую политику. Ученые выделили основные аспекты, требующие аналитического подхода специалистов при создании и развитии товаропроводящей сети:
организация продажи продукции на денежной основе через товаропроводящую сеть, по возможности охватывающую всю территорию страны экспорта;