Экономическое обоснование конкурентоспособности продукции АПК на международном рынке (на материалах ОАО « Пинский мясокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: оценить внешнеэкономическую деятельность и конкурентоспособность продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» и выработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию форм работы на внешних рынках.
Задачи работы:
определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
проанализировать хозяйственную деятельность ОАО «Пинский мясокомбинат»;
оценить конкурентоспособность мяса и мясопродуктов на внешних рынках;
разработать рекомендации по совершенствованию государственного механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
сформулировать пути развития внешнеторговой деятельности ОАО

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
АПК на международном рынке……………………………………………….8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции………………8
1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов………………………..11
2. Экономическая оценка уровня развития предприятия…………………….16
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО
«Пинский мясокомбинат»………………………………………………...16
2.2 Маркетинговый анализ товарной политики ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………...20
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции на внешних рынках………24
3. Обоснование экономической эффективности и направлений развития
внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики………..32
3.1 Совершенствование механизма государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности……………………………………..32
3.2 Пути развитие внешнеторговой деятельности ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 599.50 Кб (Скачать документ)

Всего организации Минсельхозпрода реализовывали продукцию в 53 российских регионах, из которых Москва является основным покупателем: ее доля в объеме экспортных поставок в Россию составила 27,4%). Из других регионов соседней страны наибольший удельный вес в экспортных поставках приходится на Московскую область (17%), Санкт-Петербург (15%), Смоленскую (14,3%), Брянскую (3,6%), Нижегородскую (1,9%), Калининградскую (1,1%) области.

Экспорт продукции в  страны СНГ, кроме России, составил за январь 2010 года $5,6 млн. и снизился на 39,6%. Основу поставок в страны СНГ составляют молокопродукты (85,8% всего экспорта), яйцо (6,8%), готовые или консервированные изделия из мяса (2,3%).

В государства дальнего зарубежья в январе 2010 года экспортировано продукции на $5,2 млн., иди 124% к Январю 2009 года, в том числе в страны ЕС реализовано товаров на $5,1 млн. (140%).,

Импортировано организациями  Минсельхозпрода в январе продукции  на $14,2 млн. Темп роста экспорта превысил темп роста импорта на 95,6 процентного  пункта. В структуре импорта наибольший удельный вес приходится на сельхозмашины, оборудование и запасные части к ним (39%), белковое сырье (21,4%), птицу домашнюю (8,4%), свинину для промышленной переработки (0,9%).

В целом в январе 2010 года внешнеторговое сальдо по Минсельхозпроду сложилось положительное в размере $1-26,2 млн. и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 85,6%. [17, с. 77-85]

С 1 января 2010 года пошлины  на поступающих из-за пределов таможенного союза (в него входят Россия, Белоруссия и Казахстан) живых свиней увеличились с 5 до 40%, и составят не менее 0,5 евро за килограмм веса. Мясо крупного рогатого скота, ввозимое вне квот, будет облагаться пошлиной в 50%, но не менее 1 евро за килограмм. Баранина или козлятина облагается пошлиной в 25%, но не менее 0,35 евро за килограмм.

В результате предприятия, специализирующиеся на убое скота, оказались в условиях, когда им негде было закупать животных. Есть животноводческие комплексы, которые могут поставлять живой скот на мясоперерабатывающие предприятия, однако их производительность недостаточна. В результате мясокомбинаты вынуждены работать с меньшим объемом продукции, а соответственно, растут издержки в расчете на производство одной мясной туши или полутуши, и, как следствие, увеличивается ее цена.

В итоге, в 2010 году стоимость туши (в том случае, если ее покупают мясоперерабатывающие предприятия для дальнейшего производства мясной продукции) выросла на 20%.

Правительство РФ установило тарифные квоты на ввоз мяса сроком на 2010- 2012 годы. В частности, к 2012 году квота на импорт свинины снизится с текущих 531,9 до 425,1 тысячи тонн. На 2010 и 2011 годы квота на на ввоз свинины установлена на уровне 472,1 тысячи тонн.

Импортная пошлина на свинину, которая ввозится в Россию по квоте, составляет 15 процентов. Ввоз свинины сверх квоты в 2009 году был ограничен запретительной пошлиной (40 процентов).

При этом импорт живых  свиней облагался пошлиной всего  в 5 процентов. В результате с 2005 по 2008 год импорт живых свиней в Россию вырос в семь раз до 600 тысяч голов.

Россия также планирует  к 2012 году увеличить производство собственной свинины на 700 тысяч тонн, или на 35 процентов по сравнению с 2008 годом. Всего в 2012 году объем производства свинины должен составить 2,7 миллиона тонн.

Квота на ввоз говядины на 2010-2012 годы установлена в размере 30 тысяч тонн ежегодно, на мясо и пищевые субпродукты домашней птицы ввозная квота в 2010 году составит 780 тысяч тонн, на 2011 год - 600 тысяч тонн, на 2012 год - 550 тысяч тонн. [7, с.70]

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Экономическая оценка уровня развития предприятия

2.1 Общая организационно-экономическая  характеристика ОАО «Пинский  мясокомбинат»

     Пинский мясокомбинат создан 14 ноября 1944 года, производственной мощностью 20 т мяса в смену и 1,5 т колбасных изделий. За время существования в организации проводились несколько больших реконструкций с расширением производственных площадей: был построен новый мясожировой корпус, 2-х этажный холодильник, административно-бытовой корпус.

      В 1999 году закончена реконструкция аммиачной компрессорной, со станцией оборотного водоснабжения, построены автомобильные 40-тонные весы. В течение 1998-1999 г. проведена большая работа по техническому перевооружению производства.

С 2004 по 2006 годы  проводилась  поэтапная  реконструкция колбасного цеха с одновременной модернизацией и увеличением проектных производственных мощностей. Параллельно велись работы по улучшению технического потенциала кулинарного цеха.

 За счет собственных  средств на базе имеющихся  площадей создан и оснащен  современным оборудованием новый цех копченостей, что позволило увеличить производство копченостей в 7 раз. Полностью реконструировано ливерное отделение колбасного цеха, приобретен сосисочный автомат,  в результате чего производство сосисок увеличилось в 3 раза.

В данный момент начато, но не завершено, строительство цеха технических фабрикатов, старый цех находится на ремонте, поэтому техническое сырье собирается и транспортируется автотранспортом на ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» для дальнейшей его переработки. В 2001 году Брестским облисполкомом был утвержден устав организации и оно стало называться коммунальным производственным унитарным предприятием «Пинский мясокомбинат». Основной вид деятельности - производство мяса и продуктов убоя скота. В декабре 2007 года организация преобразована в открытое акционерное общество «Пинский мясокомбинат».

    В течение 2008-2009 г.г. был реализован инвестиционный проект по строительству собственной котельной общей стоимостью 4,3 млрд. рублей, и в ноябре 2009 года предприятие полностью заработало на собственной теплоэнергии.

   Субъекты хозяйствования, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие деятельность от имени предприятия:

Фирменный магазин «Колбасы»  № 1,…….г. Пинск, ул. Ленина, 9.

Фирменный магазин «Колбасы» № 2,…….г. Пинск, ул. Индустриальная, 1.

Фирменный магазин «Колбасы»  № 3,……. г. Столин, ул. Советская.

Фирменный магазин «Колбасы»  № 4,……. г. Пинск, ул. Пушкина, 3.

Магазин  «Пикант», ……………………….  г. Пинск, ул. Кирова, 4.

Магазин «Пикант»,………………………… г.Иваново, ул.К.Маркса, 37.

Павильон  «Пикант», ………………………  г. Пинск, ул. Первомайская,146.

Сельскохозяйственное  предприятие

филиал «Невель»……………………………  Пинский район, д. Жидче. Общая площадь всех земель − 5870 га, в том числе 4662 га сельхозугодий, из них: пахотных −2326 га, луговых − 2336 га.

Поголовье крупного рогатого скота на 01.04.2010г. составляет 3367 голов, в том числе 600 голов коров.   Продуктивность дойного стада  4910 кг молока в год. 

Территория мясокомбината  занимает площадь 10,77га.

Структура предприятия:

мясожировой цех;    электроучасток;

колбасный цех;              ремонтно-механический участок; кулинарный цех;              ремонтно-строительный участок; холодильник;     участок  КИПиА;     компрессорный  цех;    участок отопления и вентиляции;  котельная;      участок мойки тары;    транспортный цех.

Характеристика основных производственных участков мясокомбината.

В состав ОАО «Пинский комбинат» входят производственные подразделения, включающие в себя основное производство - часть организации, где осуществляются основные процессы по изготовлению продукции, вспомогательные хозяйства и службы - часть организации, обеспечивающая материально-техническое обслуживание основного производства, органы управления.

На ОАО «Пинский мясокомбинат»  к основному производству относятся:

  • Мясожировой участок, расположенный в двухэтажном корпусе и сблокированный с холодильником, который включает в себя:

+ базу предубойного  содержания скота;

+ санитарную бойню;

+ цех первичной переработки  скота;

+ субпродуктовый участок;

+ кишечный участок;

+ жировой участок;

+ шкуроконсервировочный  участок;

-         Холодильник;

  • Колбасный цех, сблокированный с холодильником;
  • Цех по производству полуфабрикатов.

Мощность ОАО «Пинский мясокомбинат»:

  • выработка мяса - 50 т/смену;
  • выработка колбасных изделий - 10 т/смену;
  • выработка мясных полуфабрикатов, фасованного мяса - 3 т/смену;

          -         емкость холодильника - 2215 тонн единовременного хранения.

  Главным направлением деятельности ОАО «Пинский мясокомбинат» является выпуск мяса говядины и свинины, а также производство колбасных изделий, копченостей, полуфабрикатов и другой сопутствующей мясопродукции.

Направление деятельности на современном этапе  − производство мясных продуктов под общей торговой маркой «Пикант», изготовленных из высококачественного сырья, соответствующие здоровому образу жизни и натуральному питанию.

  • Ассортимент выпускаемой продукции:
  • мясо;
  • субпродукты I и II категории;-
  • эндокринно-ферментное и специальное сырье;
  • жиры пищевые топленые;
  • кожевенное сырье;
  • кишечный фабрикат;
  • альбумин;
  • колбасные изделия: вареные, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые, сыровяленые, ливерные, кровяные, сосиски и сардельки, зельцы, сальтисоны; ,
  • копчености говяжьи и свиные вареные, копчено-вареные, копчено- запеченные, сырокопченые, сыровяленые;
  • полуфабрикаты натуральные, рубленые;
  • фасованное мясо;
  • пельмени, равиоли, вареники.

     Главной целью и задачей перспективного стратегического развития организации в условиях сокращения поголовья скота является обеспечение увеличения производства за счет углубленной переработки сырья, максимального использования заменителей мяса, обеспечить сертификацию качества производства копченостей по международным стандартам, улучшение и облегчение условий труда, повышение производительности труда, увеличение рентабельности производства и на этой основе - повышение благосостояния всех работников организации.

       Основными поставщиками сырья на мясокомбинат являются Пинский, Столинский, Лунинецкий районы. Поставка сырья районами области сведена в таблицу 2.1

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 Поставки сырья районами Брестской области на ОАО «Пинский мясокомбинат» в 2009 году

Название района

Количество (т)

Удельный вес (%)

Пинский

6501

37,7

Столинский 

4524

26,2

Лунинецкий 

.2212

12,8

Ивановский

2589

15,0

Ивацевичский

292

1,7

Барановичский

265

1,6

Ганцевичский

250

1,5

Дрогичинский

72

0,4

Ляховичский

339

2,0

Минский

135

0,8

Гомельский

33

0,2

Клецкий

19

0,1

Итого:

17 231

100


Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

    ОАО «Пинский мясокомбинат» первым среди предприятий мясной отрасли в 2002 году был удостоен  награды «Премия Правительства Республики Беларусь в области качества» и первым в республике среди переработчиков получил сертификат  соответствия системы качества по производству колбасных изделий и продуктов из свинины и говядины согласно требованиям международного стандарта ИСО − 9000.

На сегодняшний день на предприятии  внедрены и работают:

− система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001;

− система управления качества и безопасности пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических точек (НАССР) в соответствии с требованиями СТБ 1470.

− система управления окружающей средой в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001.

− система охраны труда в соответствии с требованиями СТБ 18001.

Ведется работа по внедрению  в 2010 году системы менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями СТБ 22000.

 

              

 

2.2 Маркетинговый  анализ товарной политики ОАО «Пинский мясокомбинат»

 

Главная формула маркетинга:

«Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится».

 Основная цель работы  ОАО «Пинский мясокомбинат» - получение чистой прибыли  от деятельности Общества в целом за 2010 год 1,1 млрд. бел. рублей.

Стратегия маркетинга ОАО «Пинский мясокомбинат» направлена на достижение главной цели Общества путем:

    1. увеличения объемов продаж колбасных изделий в 2010 году на 130 тонн по отношению к уровню 2009 года – 5600 тонн;
    2. получения прибыли от реализации готовой продукции в 2010 году   2,5 млрд. бел. рублей;
  1. максимального удовлетворения требований потребителей.

Для определения степени  эффективности путей достижения целей предприятия следует постоянно  учитывать фактическое состояние  дел, в случае необходимости проводить  своевременную корректировку запланированных мероприятий. Для этого целесообразно осуществлять систематическое сопоставление фактических и запланированных результатов работы предприятия (анализ рынка сбыта в целом, а так же производственно-коммерческой и маркетинговой деятельности).

  Главным направлением деятельности ОАО «Пинский мясокомбинат» является выпуск мяса говядины и свинины, а также производство колбасных изделий, копченостей, полуфабрикатов и другой сопутствующей мясопродукции.

Информация о работе Экономическое обоснование конкурентоспособности продукции АПК на международном рынке (на материалах ОАО « Пинский мясокомбинат»)