Экономико-математические и статистические методы прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:43, реферат

Описание

Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как «удачную» или «неудачную» не по тем показателям (прибыли, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли бы быть.

Содержание

Введение
1. Необходимость и сущность прогнозирования
2. Сущность интуитивных (эвристических) методов прогнозирования
3. Классификация поисковых методов прогнозирования
4. Нормативные методы прогнозирования
5.Экономико-математические и статистические методы прогнозирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)
 

План:

Введение  

  1. Необходимость и сущность прогнозирования 

     2. Сущность интуитивных (эвристических) методов прогнозирования

    3. Классификация поисковых методов прогнозирования

     4. Нормативные методы прогнозирования 

     5.Экономико-математические и статистические методы прогнозирования  

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

             Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное прежде всего на некоторых сведениях, определенных данных.

 Человека  всегда интересовало будущее.  Собственно, любой вид знания  рассматривается как основа его  адекватного понимания. Ожидание  будущего для человека зачастую  принимает форму прогноза, который  выражается мысленно или письменно.  История Древнего мира знает массу примеров, когда основой деятельности людей были прогнозы.

           Однако эти прогнозы несли в себе больше субъективного, чем объективного. И по своей сути они предсказывали будущие события, не имея под собой глубокого научного обоснования.

            Современные прогнозы и планы отличаются от прошлых, прежде всего, методологией обоснования. Повышение уровня обоснования прогнозов свидетельствует о накопленном и используемом человечеством опыте научного подхода к разработке образа будущего. Творческое усвоение опыта — залог успеха в любой области деятельности. Если же рассматривать конкретно экономику, то результаты прогнозирования и планирования в различных сферах деятельности зависят прежде всего от правильного понимания законов и тенденций экономических и финансовых отношений, хорошего знания и учета условий функционирования конкретного субъекта хозяйствования и, наконец, от обоснованного отражения указанных выше двух составляющих в экономических расчетах.  
 
 
 
 
 
 

  1. Необходимость и сущность прогнозирования

          Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

          Время перемен усиливает потребность определить будущее, предвидеть, как и когда страна выйдет из кризиса, какие тенденции возобладают, каковы будут результаты социальных, политических и экономических перемен и что конкретно они принесут каждому человеку. Потребность в прогнозах испытывают руководители и работники управленческих органов всех уровней: местных, региональных, отраслевых, федеральных, так как ошибки в управлении, в проектах, программах, выборе стратегии проистекают из неумения предвидеть тенденции и последствия принимаемых решений. Прогнозы нужны политическим лидерам для обоснования своих предвыборных платформ, партийных программ, тактики социально-политических действий, определения возможностей оплатить выданные векселя, победить на выборах или потерпеть фиаско. В них нуждаются предприниматели и менеджеры - без краткосрочных и долгосрочных прогнозов политической и экономической конъюнктуры невозможно выработать эффективную систему действий.

 Типология  прогнозов может строиться по  различным основаниям в зависимости от целей, объектов, проблем, периода упреждения, характера и т.д.

         Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз ? Соответственно различают два типа прогнозов: поисковые (изыскательские, трендовые, генетические) и нормативные (целевые, регулятивные).

 Поисковый  прогноз отвечает на вопрос: что  вероятнее всего произойдет при  условии сохранения тенденций  развития объекта. Нормативный  прогноз представляет собой определение  путей и сроков достижения  желаемых состояний объекта или явления, принимаемых в качестве цели, и отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого. Поисковый прогноз строится на определенной шкале (поле) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого состояния объекта. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Нормативный прогноз есть вероятностное описание альтернативных путей достижения желаемых состояний объекта, включающее разработку мероприятий по реализации этих состояний. По объекту прогнозы делятся на:

- социальные - определяющие будущие изменения  в человеке, его потребностях, интересах,  социальном статусе, здоровье, образовании; в отношениях между социальными группами, слоями; определяют будущее состояние социальной сферы; стабильное, нестабильное;

- экономические  используются для предвидения  общего состояния экономики, отрасли,  предприятия, изменений в структуре  воспроизводства, в рынках труда, спросе на профессии, в управлении;

- политические - определяющие изменения в расстановке  политических сил, в отношениях  социальных групп к партиям  и лидерам, в политических ориентациях;  политические прогнозы используются  для прогнозирования результатов выборов и других политических событий;

- научно-технические  - определяющие динамику производительных  сил, открытия и изобретения,  смену поколений и моделей  техники, изменение технологий;

- экологические,  позволяющие предвидеть динамику природных процессов, катастроф, их последствия, направления деятельности по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов и другие.

 Прогнозы  могут иметь разное время упреждения - от краткосрочных (например, суточные, связанные с колебаниями акций) до долгосрочных (на десятки) и сверхдолгосрочные. Первые носят более детализированный характер. Чем дольше горизонт упреждения прогноза, тем большее значение имеют теоретические исследования и длительность ретроспективы (времени основания) прогноза.

 Неодинаков  и характер прогноза. Он может  определять какую-то одну характеристику  объекта (показатель) или носить  комплексный характер для предприятия,  города, региона, страны.

             В зависимости об объекта прогнозирования соотношение между предвидением и управлением видоизменяется. У прогнозируемых природных или технических объектов (ураган, сопротивление материалов), взаимосвязь предвидения и управления может быть близка к нулевой, так как никакие управленческие решения не способны изменить предсказание. В таких случаях прогноз ограничивается предвидением и рекомендациями минимизировать его последствия (наводнение, землетрясение и т.д.).

               У прогнозируемых социальных объектов интенсивность взаимосвязи предвидения и управления может быть настолько высокой, что может изменить предсказанное состояние путем предпринятых действий на основе управленческих решений. Иными словами, управленческие решения приводят к "самоосуществлению" или к "саморазрушению" прогноза. В прогностике это называется "эффектом Эдипа".

 По  типу циркулирующей в процессе  экспертизы информации можно  выделить три класса интуитивных  моделей: 

. индивидуальные  оценки;

. коллективные  оценки;

. комбинированные  экспертные модели.

 К  индивидуальным относятся модели типа интервью, психоэвристической генерации идей, к коллективным - модели типа “мозговой атаки”, сессий выработки коллективного мнения, коллективной экспертной оценки; к комбинированным - модели итеративных опросов типа “Дельфи” и их модификации.

 Аналитическими методами прогнозные модели получаются в тех случаях, когда известны общие закономерности развития процесса, его общая структура, важнейшие аналитически выраженные функциональные связи, имеется опытная (контрольная) выборка, позволяющая проверить работоспособность модели.

 Аналитические  модели, разделяются на модели, построенные  по типу:

. структуризации  целей развития;

. имитационного  моделирования; 

. морфологического  анализа. 

              К статистическим относят методы, основу которых составляет формирование стохастических моделей прогнозирования. Предпосылкой применения таких методов является наличие необходимых статистических данных. Характеризующих период ретроспекции, и сведений, необходимых для определения модели прогноза. Широкое применение в прогнозировании статистических методов объясняется тем, что предметом статистики служит изучение методов выявления закономерностей массовых процессов.

 Относительно  приложений математической статистики  обратим внимание на появляющуюся  у ряда авторов тенденцию рассматривать соответствующие методы как средство снятия неопределенности на различных этапах принятия решений. Подобное отношение сужает область применения статистических методов, однако справедливо акцентирует внимание на наиболее сложных случаях их использования.

2. Сущность интуитивных  (эвристических) методов  прогнозирования 

 Методы  прогнозирования можно разделить  на две группы. Эти эвристические  методы, которые основаны на преобладании  интуиции, то есть субъективных  начал. Другую группу образуют экономико-математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительно< число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп.

 Эвристические  методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы.

 Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать  свои суждения как опираясь  непосредственно на интуицию, так  и используя определенные причинно-следственные  связи, данные статистики и  расчетов.

 В  условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеров, консультантов по маркетингу. В прогнозировании социально-экономического развития используют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп

 Интуитивные  методы прогнозирования используются  в тех случаях, когда невозможно  учесть влияние многих факторов  из-за незначительной сложности  объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

 В  состав индивидуальных экспертных  оценок входят: метод "интервью", при котором осуществляется непосредственный  контакт эксперта со специалистом по схеме "вопрос-ответ"; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

 Методы  коллективных экспертных оценок  включают в себя метод "комиссий", "коллективной генерации идей" ("мозговая атака"), метод "Делфи", матричный метод. Эта группа  методов основана на том, что  при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

 Сущность  метода коллективной экспертной  оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными экспертами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами.

Информация о работе Экономико-математические и статистические методы прогнозирования