Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: дать оценку качества и конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «Городской молочный завод».
Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы темы качества и конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………………...5
1.характеристика качества продукции………………………………….5
2.управление качеством………………………………………………….9
3.стандартизация продукции……………………………………………12
4.сертификация продукции………………………………………………15
5.конкурентоспособность продукции……………………………………17
2.Организационно-экономическая характеристика предприятия………….19
2.1 организационная структура управления……………………………….21
2.2 основные финансово-экономические показатели……………………..24
3. Оценка конкурентоспособности и качества продукции………………….28
3.1.организация контроля качества продукции на ОАО «ГМЗ»…………30
3.2.конкурентоспособность продукции…………………………………….42
4. Пути совершенствования качества продукции…………………………….48
Заключение……………………………………………………………………….49
Библиографический список……………………………………………………..52
Показатели
ресурсопотребления характеризуют
затраты материалов, топлива, энергии,
труда и времени при непосредственном
использовании продукции по назначению.
Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации, транспортировке и утилизации продукции (механическая прочность изделия, пластичность, твердость и др)
Показатели
экологичности
характеризуют свойства продукции, связанные
с вредными воздействиями на окружающую
среду при производстве, монтаже, потреблении
или эксплуатации, а также при ее хранении
и утилизации.
1.2.Управление качеством
Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством. В соответствии с международной практикой по управлению качеством продукции на предприятии выделяется политика в области качества, непосредственно система качества, включающая обеспечение, повышение и управление качеством продукции.
Политика в области качества продукции – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первичным актом при создании системы качества.
Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Модель обеспечения качества – это стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.
С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет Международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, которые приняты к применению на территории России.
Требования
стандартов к системе качества являются
дополнительными по отношению к
техническим требованиям, установленным
на продукцию. Стандарты устанавливают
требования, определяющие элементы, необходимые
для включения в систему
«Петля качества» - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» или жизненного цикла продукции:
По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством и повышение качества. Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если это требуется), необходимые для обеспечения достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству. Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для обеспечения экономической эффективности. Повышение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов с целью получения выгоды, как для организации, так и ее потребителей.
Руководство по качеству – документ, отражающий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Оно может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Руководство по качеству обычно содержит или по крайней мере ссылается на: 1) политику в области качества; 2)ответственность, полномочия м взаимоотношения персонала, который исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество; 3)методики системы качества и инструкции; 4)положение по пересмотру и корректировке руководства. Руководство по качеству иногда называется руководством по обеспечению качества или руководством по административному управлению качеством.
Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее организационную структуру производства, методические документы общего характера, мероприятия и последовательность операций по обеспечению качества, рабочие инструкции, справочники и др. Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в управлении качеством, неразрывную связь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов, обязательность выявления дефектов и устранение их в производстве. Система качества также должна устанавливать ответственность руководителей, порядок проведения периодических проверок, анализа совершенствования системы, порядок документального оформления всех процедур системы.
Управление
качеством во многом базируется
на стандартизации. Стандартизация представляет
собой нормативный способ управления.
Ее воздействие на объект осуществляется
путем установления норм и правил, оформленных
в виде нормативных документов, имеющих
юридическую силу.
1.3.Стандартизация продукции
Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
Закон РФ «О стандартизации» устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, а также общественных объединений.
Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) включает комплекс основополагающих стандартов:
ГОСТ Р 1.0-92 ГСС РФ. Основные положения;
ГОСТ Р 1.2-92 ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов;
ГОСТ Р 1.4-93 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических , инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения;
ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;
ГОСТ Р 1.8-95 ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов;
ГОСТ Р 1.9-95 ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам;
ГОСТ Р. 1.195 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия реализации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии и сертификации.
Объектами стандартизации является продукции, работа, услуги.
Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие принципы и характеристики объектов стандартизации.
К нормативным документам по стандартизации относятся:
Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарт России) или Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).
Международный (региональный) стандарт – стандарт, принятый международной (региональной) организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Стандарт отрасли – стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции.
Стандарт предприятия – стандарт, утвержденный предприятием.
Стандарт
научно-технического
общества – стандарт, принятый научно-техническим
инженерным обществом или другими общественными
объединениями.
1.4.Сертификация продукции
Сертификация – это процедура, посредством которой третья, уполномоченная государством сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям.
Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация является методом объективного контроля качества продукции, а также средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности.
Орган по сертификации – это орган, проводивший сертификацию определенной продукции. Органы по сертификации выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов.
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (закону «О защите прав потребителей»). Этот документ, основанный на правилах системы сертификации, отражает соответствие продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нормативному документу.
В общем случае при сертификации могут быть проведены испытания продукции, первичная оценка состояния производства продукции, последующий (после выдачи сертификата) инспекционный контроль за продукцией и производством.. В сертификате указываются все документы, служащие основанием для его выдачи, в соответствии со схемой сертификации.
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции предприятия