Культура обслуживания покупателей в ОАО ЦУМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание

Особенностью труда в торговых предприятиях является то, что конечный результат труда - не продукт, а услуга, то есть качественное торговое обслуживание покупателей. Поэтому организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокое качество культуры торгового обслуживания населения.

Содержание

Введение............................................................................................................................. 3
1. Значение культуры обслуживания покупателей в деятельности
торгового предприятия.....................................................................................................
4
1.1. Сущность и роль торгового обслуживания покупателей.......................................... 4
1.2. Основные показатели культуры обслуживания................................................. 5
1.3. Базовый уровень обслуживания в магазине.......................................................... 9
2. Анализ культуры обслуживания покупателей в ОАО «ЦУМ Минск».......................... 11
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «ЦУМ Минск»............................... 11
2.2. Исследование культуры обслуживания покупателей в ОАО «ЦУМ Минск»... 15
3. Пути повышения культуры обслуживания в ОАО «ЦУМ Минск».................................. 21
Заключение........................................................................................................................ 24
Список использованных источников............................................................................... 25

Работа состоит из  1 файл

Культура обслуживания покупателей в ОАО «ЦУМ Минск», БГЭУ, 2010 РБ.doc

— 443.50 Кб (Скачать документ)

       Определяются фактические затраты  времени на ожидание обслуживания, с (Зф).

     Рассчитывается  коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания по следующей формуле: 

                                                               (1.4) 

     где 30 — оптимальные (нормативные) затраты времени на ожидание обслуживания, с.

     Затем рассчитывается коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей Км в магазине по формуле: 

                                             (1.5) 

     где Мn — количество покупателей, давших отличную и хорошую оценку состояния культуры обслуживания в магазине, чел.;

     Мв — общее количество покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания в магазине, чел.[17, c.126-131]

      Оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания дифференцированы по типам магазинов  и составляют от 90 с в гастрономе до 150 с в универмаге (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Оптимальные затраты времени покупателей на ожидание обслуживания

Тип магазина Затраты времени (в с) в  магазинах, расположенных
в жилых районах в местах общегородского значения
Продовольственные магазины
Универсам 60 110
Продукты 120 240
Овощи-фрукты 90 180
Хлебокондитерский 90 180
Гастроном 90 180
Винно-водочные изделия 60 120
Кондитерские  товары 120 240
Мясо 75 180
Рыба 90 120
Непродовольственные магазины
Универмаг, Дом торговли 60 150
Универмаг "Детский мир" 75 186
Детская одежда, Детская обувь 90 210
Одежда 85 150
Обувь 55 120
Ткани 60 90
Галантерея-парфюмерия 55 110
Бытовые машины и приборы 75 210
Хозяйственные товары 55 110
Мебель 70 120
Радиотовары 60 60
Культтовары 55 90
Ювелирные изделия и часы 90 180

     Значимость  каждого из перечисленных показателей неодинакова и приведена в табл. 1.3.

     Обобщающий  коэффициент культуры обслуживания определяется по формуле:

   (1.6)

     В зависимости от обобщающего коэффициента деятельность магазина по организации  торгового обслуживания оценивается  по следующим категориям:

     магазины  с высоким уровнем культуры торгового  обслуживания — 0,901 и более;

     со  средним — от 0,701 до 0,900;

     с низким — до 0,700.

Таблица 1.3. Значимость показателей культуры обслуживания покупателей

Показатель  культуры обслуживания Значимость  показателя в общем уровне культуры обслуживания, балл
Коэффициент устойчивости ассортимент (Kv) 31 = 0,35
Коэффициент дополнительного обслуживания (Кд) 32= 0,20
Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания Кз 33= 0,45
Коэффициент оценки культуры обслуживания по мнению покупателя (Км) 34 = 1,0

     Таким образом, культура торгового обслуживания включает в себя совокупность качественных характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей, а также соответствующие показатели, расчет которых позволяет оценить уровень обслуживания на торговом предприятии.  
 

      1.3. Базовый уровень  обслуживания в  магазине  

     Торговое  обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические и др.) носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.

     Оценка  деятельности торгового предприятия  может быть произведена по трем важнейшим составляющим:

  • культура торговли;
  • качество обслуживания покупателей;
  • культура обслуживания покупателей.

     Культура  торговли — самое широкое понятие, включающее достижения развития отрасли, качество и культуру обслуживания покупателей.

     Основными составляющими культуры торговли являются:

     1)наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения;

     2) наличие достаточной розничной торговой сети, использование наиболее эффективных типоразмеров магазинов, удобное их размещение в регионе, техническая оснащенность предприятий;

     3) применение в магазинах наиболее эффективных современных форм продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;

     4) оказание покупателям дополнительных услуг, связанных со специфическими особенностями товаров;

     5) организация внутри- и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;

     6) культура труда работников магазина, означающая должную профессиональную квалификацию торгового персонала, высокий этический и эстетический уровни обслуживания;

     7) строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров.

     Этические и эстетические основы обслуживания представляют собой совокупность характеристик и условия процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала.

     Так, основными  характеристики культуры торгового обслуживания, с точки зрения этики и эстетики, вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п. Первое, что замечают покупатели приходя в магазин – это внешняя обстановка помещения, в котором предстоит осуществлять покупку. От того, как выглядит ваш магазин от части зависят результаты вашей торговли.

     Таким образом, соблюдение этических и  эстетических основ культуры торгового обслуживания обеспечит хорошее впечатление о вашем магазине и продаваемых в нем товарах. Важным элементом культуры торговли является используемый метод продажи товаров. Метод продажи товаров - это совокупность приёмов осуществления основных операций по реализации товаров покупателям.

     Функции обслуживающего персонала состоят в консультировании покупателя, выкладки товаров, контроле за их сохранностью и выполнении расчетов в операции. При открытой выкладке товары размещаются на рабочем месте продавца. Покупатели, не ожидая очерёдности обслуживания продавцом, самостоятельно осматривают и выбирают нужные изделия, при необходимости пользуясь консультацией продавца. Отпуск товаров производится продавцом.

     Дополнительные  услуги: к ним относится специфическая деятельность, направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставке и использовании. Все услуги, оказываемые покупателям можно подразделить на три группы:

     1.    оказываемые в процессе продажи;

     2.     осуществляемые в процессе послепродажного  обслуживания;

     3. не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров.[8,c.479-489]

     Поэтому основными  направлениями рационализации технологического процесса магазина являются широкое внедрение эффективных  методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем технологической планировки, повышения уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения товарами, их рациональное размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.

 

2 Анализ культуры  обслуживания покупателей  в ОАО «ЦУМ Минск» 

2.1 Краткая экономическая  характеристика ОАО  «ЦУМ Минск» 
 

     Открытое  акционерное общество «ЦУМ Минск» - зарегистрировано Минским городским  исполнительным комитетом 28 января 1999 года за № 3238/1.

     Создано путем преобразования арендного  торгового предприятия «ЦУМ Минск».

     Юридический адрес: 220005 г. Минск, проспект Независимости, 54. Форма собственности - частная.

     Учредителями  общества являются: государство и  члены трудового коллектива, доли которых распределены следующим  образом 58,52% и 41,48%.

     Общая площадь предприятия составляет 30307 м.кв.,

  • в т.ч.     «ЦУМ Минск» - 26769 м.кв.;
  • филиалы: «Комаровский» - 1717 м.кв.;
  • «Товары для женщин»        - 1821 м.кв.

     Торговая  площадь предприятия составляет 10240 м.кв.,

  • в т.ч. «ЦУМ Минск» - 8474 м.кв.;
  • филиалы: «Комаровский» - 782 м.кв.;
  • «Товары для женщин»      - 984 м.кв.

     Складская площадь предприятия составляет 6273 м.кв.

     В торговом зале предприятия и филиалов установлено более 7 тысяч единиц торгово-технологического и нестандартного оборудования, в том числе:

     - горки торговые около 2000 ед.;

     - прилавки торговые более 900 ед.;

     - кронштейны для показа швейных изделий более 300 ед.;

     - холодильное оборудование около  40 ед. и другое.

     Организация имеет лицензии на право:

     - осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание № 50000/0467870, выдана 29.04.2009, действительна до 29.04.2014.

     - осуществления деятельности, связанной  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями № 02200/0064552, выдана 09.04.2009, действительна до 09.04.2014.

     - осуществления медицинской деятельности  № 02040/0313248, выдана 26.09.2007, действительна  до 27.09.2012.

     осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности № 02300/0344173 выдана 21.05.2007 № 8км, действительна до 21.05.2012.

     Кроме того:

     - паспорт на право реализации  семян и посадочного материала  № 003217 выдан 27.02.2007, продлен до 28.05.2014.

     - специальное разрешение № МН-0072 на реализацию радиоэлектронных  средств с радиоизлучением, выдано 13 февраля 2009., действительно до 13.02.2010.

     - сертификат соответствия на парикмахерские  услуги № BY/ 112 04.02.02.002 0030 от 28.09.2005, действителен до 31.08.2010.

     - свидетельство о товарном знаке  № 4814 выдано 18.03.2004, действительно  до 04.10.2013.

     Организационная структура предприятия представлена в приложении 1.

     Во  главе ОАО «ЦУМ Минск» стоит директор, который направляет и координирует работу магазина, контролирует результаты ее деятельности. Директор ОАО «ЦУМ Минск» относится к линейным руководителям, так как действует на основе единоначалия и отвечает за состояние и развитие организации.

Информация о работе Культура обслуживания покупателей в ОАО ЦУМ