Мир потребительских предпочтений: закономерности развития.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа направлена на раскрытие некоторых теоретических аспектов исследования потребительских предпочтений, рассмотрение методов и способов исследования.
Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений.

Содержание

Введение
Исследование потребительских предпочтений, принципов, методов и целей их изучения………………………………………………………………………………..….5
Понятие потребительских предпочтений. Факторы, влияющие на потребителя…………………………………………………………………………..5
Методы сбора данных о потребителях……………………………………………12
Производство и потребности общества…………………………………………..17
2 . Рынок безалкогольных напитков
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса……………………………………………………………………………………23
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения…………………………………………………………………………….32
2.3 Анализ торговли как организатор рынка безалкогольных напитков…...………39
3 Закономерности развития рынка потребительских товаров…………………………..41
Заключение…………………………….…………………………………………………... 44
Список ………………………………………………………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 130.85 Кб (Скачать документ)

 

Мир потребительских  предпочтений: закономерности развития.

 

Содержание

Введение

  1. Исследование потребительских предпочтений, принципов, методов и целей их изучения………………………………………………………………………………..….5
    1. Понятие потребительских предпочтений. Факторы, влияющие на потребителя…………………………………………………………………………..5
    2. Методы сбора данных о потребителях……………………………………………12
    3. Производство и потребности общества…………………………………………..17

2 . Рынок безалкогольных напитков

2.1 Спрос на безалкогольные напитки.  Факторы, влияющие на формирование  спроса……………………………………………………………………………………23

2.2 Предложение безалкогольных  напитков. Факторы, влияющие на  формирование предложения…………………………………………………………………………….32

2.3 Анализ торговли как организатор рынка безалкогольных напитков…...………39

3 Закономерности развития рынка потребительских товаров…………………………..41

Заключение…………………………….…………………………………………………... 44

Список ………………………………………………………………………………………46

 

 

Введение

Важнейшим элементом коммерческой деятельности торгового предприятия является комплексное исследование рынка  товаров. Именно этот процесс обеспечивает возможность сбора информации, необходимой  для обоснования принимаемых  решений. С развитием рыночных отношений  роль такой работы значительно возрастает, появляется потребность в качественной и своевременно поступающей информации.

Важное место  при изучении рынка занимает анализ потребительских предпочтений, который  позволяет определить и исследовать  весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители  при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная структура, образование).

В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также  потребители-организации.

Предметом исследования является мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы. Изучается структура  потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательного спроса. Цель такого исследования – сегментация  потребителей, выбор целевых сегментов  рынка.

Исследование  потребителей – получение необходимых  данных для обеспечения конкурентного  преимущества на рынке, а также поиск  возможностей сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. С этой целью анализируется сильные  и слабые стороны конкурентов, изучаются  занимаемая ими доля рынка, реакция  потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, проведение рекламных кампаний, развитие сервиса). Наряду с этим изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатом таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения  на рынке относительно конкурентов, определение активных и пассивных  стратегий обеспечения или ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.

Данная  курсовая работа направлена на раскрытие  некоторых теоретических аспектов исследования потребительских предпочтений, рассмотрение методов и способов исследования.

В этой работе исследуем рынок потребительских  товаров на примере рынка безалкогольных напитков, так как рынок безалкогольных напитков вплоть до последних месяцев  входил в число наиболее быстрорастущих потребительских рынков России. За последние годы можно отметить значительное увеличение объемов потребления  соков и минеральной воды –  рыночное предложение по этим товарным группам выросло в несколько  раз. Также идет увеличение потребления  питьевой бутилированной воды. Основными причинами таких темпов роста является пропаганда здорового образа жизни и экологическая ситуация.

Цель  этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров  на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:

дать  понятие рынка потребительских  товаров и его элементов;

объяснить сущность и значение рынка потребительских  товаров;

рассмотреть спрос на безалкогольные напитки  на рынке потребительских товаров  и факторы, влияющие на спрос;

рассмотреть предложение безалкогольных напитков и факторы, влияющие на него;

проанализировать  торговлю как организатора рынка  потребительских товаров;

оценить перспективы развития рынка потребительских  товаров;

определить  проблемы в развитии рынка потребительских  товаров.

 

 

1. Исследование потребительских  предпочтений, принципов, методов  и целей их изучения

1.1 Понятие потребительских предпочтений. Факторы, влияющие на потребителя

Потребители товаров и услуг – это люди, группы людей, а также организации  различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары и услуги.

Потребительские предпочтения – это обусловленное  внешними факторами и факторами  внутриличностными поведение потребителей, направленное на удовлетворение нужд с получением максимальной пользы и выгоды для себя. Поведение потребителя подвержено влиянию - это и есть фундаментальный принцип, который лежит в основе изучения потребительских предпочтений. Потребитель независим в своём выборе, однако можно повлиять и на мотивацию, и на поведение, если предлагаемое изделие или услуга рассчитана на удовлетворение нужд и ожиданий потребителя.

Потребители принимают  свои решения не в вакууме. На совершаемые  ими покупки большое влияние  оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (рисунок 1.1). В большинстве  своем это факторы, не поддающиеся  контролю со стороны деятелей рынка.

Подводя итоги по данной главе можно сделать  некоторые выводы. Итак, потребители  товаров и услуг – это люди, группы людей, а также организации  различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары и услуги. Потребительские  предпочтения – это поведение  потребителей, направленное на удовлетворение нужд с получением максимальной пользы и выгоды для себя. Это поведение  подвержено влиянию факторов культурного, социального, личного и психологического порядка. Также здесь рассмотрены  пять причин, по которым люди не покупают, а именно: нет потребности, нет денег, нет особой спешки, нет желания или нет доверия. Изучив и проанализировав эти причины, можно будет тем самым влиять на спрос.

Затрагивая  понятие «суверенитет потребителя» можно сказать, что один потребитель  – это конечно «песчинка» в  огромном море товаров, но не стоит  недооценивать его силу и влияние  на производителей. Ведь когда фирма  решает для себя три главных вопроса: что производить, как производить  и для кого производить учитывается  мнение потребителей, и только если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает  издержки производителя, то производитель  получает желанную прибыль. Если нет — фирма может и разориться.

Существует  необходимость изучения, потребительских  предпочтений, потребительского поведения  на рынке товаров. В данной работе приводятся наиболее распространённые методы проведения маркетинговых исследований: методы анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки, экспериментальные методы и экономико-математические методы.

На основе положений, рассмотренных в данной главе работы, далее проведём анализ потребительских предпочтений на рынке  посуды.

 

Рис. 1.1 - Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение

 

 

 

Факторы культурного  уровня. Они оказывают самое большое  и глубокое влияние на поведение  потребителя.

Культура - основная первопричина, определяющая потребности  и поведение человека. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые представляют своим членам возможность более  конкретного отождествления и общения  с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем ирландцев, поляков, итальянцев или пуэрториканцев, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы католиков, мусульман, иудеев. Четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы, скажем негров и уроженцев Востока. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы, такие как западная и восточная Украина.

Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые  определяются следующим образом: общественные классы - сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся  в иерархическом порядке и  характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Общественным классам присуще несколько характеристик: 1) лица, принадлежащие к одному и  тому же классу, склонны вести себя почти одинаково; 2) в зависимости  от принадлежности к тому или иному  классу люди занимают более высокое  или более низкое положение в  обществе; 3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и  тому подобных характеристик принадлежащих  к нему лиц; 4) индивиды могут переходить в более высокий класс или  опускаться в один из нижних классов. Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и  марок в одежде, хозяйственных принадлежностях, проведении досуга, автомобилях.

Социальный фактор. Так же на выбор покупателя оказывает  влияние его ближайшее окружение: друзья, коллеги по работе, члены  семьи. При покупке какого-то продукта, особенно если эта покупка совершается  редко либо первый раз, человек попытается узнать о цене, качестве товара, месте  его продажи и наиболее просто это сделать - спросить у окружающих его людей, большее влияние оказывают  естественно те, которые пользуются уважением в конкретной группе людей. Кроме того, у человека складывается определенное положительное или  отрицательное мнение о том или  ином товаре или фирме по услышанному от других, которое в будущем, возможно, повлияет на его выбор. Особое влияние, на мой взгляд, оказывают родители, даже если покупатель не живет с ними.

Как можно судить из рисунка 1.1 на покупателя так же влияют личностные факторы: род занятий, экономическое  положение, образ жизни и т.д. При  определенном роде занятий у человека может возникнуть желание заниматься каким-то еще делом, совершенно не связанным  с его повседневными делами или  наоборот, дополняющим его занятия.

Но основной причиной выбора товара и услуг является экономическое  положение покупателя. Возьмем на рассмотрение нашу страну. Покупки  продуктов и одежды основной массой населения осуществляется на рынках. Это связано в первую очередь  ценой: в магазинах она дороже. Однако покупка бытовой техники  производится в магазинах, так как  на рынке больше шансов купить не качественную технику.

Психологические факторы лучше рассмотреть при том, как покупатели подходят к приобретению товаров-новинок. Под новинкой имеется в виду товар, услуга или идея, которые частью потенциальных клиентов воспринимают как нечто новое. Люди заметно отличаются друг от друга своей готовностью к опробованию новых товаров. Восприимчивость к новому - это “степень сравнительного опережения индивидом остальных членов своей общественной системы в восприятии новых идей”. В каждой товарной сфере будут и свои первопроходцы, и их ранние последователи. Некоторые женщины первыми приемлют новую моду в одежде. Некоторые врачи первыми начинают прописывать новые лекарства.

Другие люди воспринимают новинки гораздо позже. Все это  позволило квалифицировать людей  по степени их восприимчивости (рисунок 1.2). После замедленного начала новинку  начинает воспринимать все больше людей. Со временем их число достигает пикового значения, а затем процент начинает уменьшаться по мере уменьшения числа  еще не воспринявших товар. Новаторами считаются первые 2,5 % покупателей, к  ранним последователям относят следующие 13,5% и т.д.

Рис. 1.2-Категории потребителей по времени восприятия ими новинок

потребительский предпочтение музыкальный  диск

Новаторы склонны  к риску. Они опробуют новинки, немного  рискуя. Ранние последователи - лидеры мнений в своей среде и воспринимают новые идеи довольно рано, хотя и  с осторожностью. Раннее большинство- люди осмотрительные. Они воспринимают новшества раньше среднего жителя, но лидерами бывают редко. Запоздалое большинство настроено скептически. Эти люди воспринимают новинку только после того, как ее уже опробовало большинство. И, наконец, отстающие - это люди, связанные традициями. Они с подозрением относятся к переменам, общаются с другими приверженцами традиций и воспринимают новинку только потому, что она уже успела в какой-то мере стать традицией.

Информация о работе Мир потребительских предпочтений: закономерности развития.