Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:43, курсовая работа
Данная курсовая работа направлена на раскрытие некоторых теоретических аспектов исследования потребительских предпочтений, рассмотрение методов и способов исследования.
Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений.
Введение
Исследование потребительских предпочтений, принципов, методов и целей их изучения………………………………………………………………………………..….5
Понятие потребительских предпочтений. Факторы, влияющие на потребителя…………………………………………………………………………..5
Методы сбора данных о потребителях……………………………………………12
Производство и потребности общества…………………………………………..17
2 . Рынок безалкогольных напитков
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса……………………………………………………………………………………23
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения…………………………………………………………………………….32
2.3 Анализ торговли как организатор рынка безалкогольных напитков…...………39
3 Закономерности развития рынка потребительских товаров…………………………..41
Заключение…………………………….…………………………………………………... 44
Список ………………………………………………………………………………………46
Роль личного влияния. Большую роль в процессе восприятия новинок играет личное влияние. Под личным влиянием имеют в виду эффект, который производят заявления о товаре, сделанные одним человеком, на отношения другого человека или на вероятность совершения им покупки. Хотя личное влияние - фактор важный вообще, оно приобретает особую значимость в некоторых ситуациях и для некоторых людей. В отношении новинки личное влияние оказывается наиболее значимым на этапе оценки. На поздних последователей оно производит большее впечатление, чем на ранних. В ситуациях, связанных с риском, оно оказывается более действенным, чем в ситуациях безопасных.
Влияние характеристик товара на темпы его восприятия. Характер новшества сказывается на темпах его восприятия. Некоторые товары завоевывают популярность буквально в один день (например, игрушка “Тамагочи”), другим требуется для этого долгое время (например, легковые автомобили с дизельным двигателем).
На темпах восприятия новинки особенно сказываются пять ее характеристик.
Среди других характеристик новинки, оказывающих влияние на темпы ее восприятия - начальная цена, текущие издержки, доля риска и неопределенности, научная достоверность и одобрение со стороны общества. Продавец товара-новинки должен изучить все эти факторы, уделив внимание на этапах разработки нового товара.
Однако даже при учете вроде бы всех факторов успеха в продаже товара может не наблюдаться. По каким причинам люди не покупают? Определив эти причины, можно будет тем самым влиять на спрос. Этих причин пять.
Наиболее
широко используемыми методами проведения
маркетинговых исследований являются
методы анализа документов, методы
опроса потребителей (всю совокупность
которых с определенной долей
условности можно назвать методами
социологических исследований, поскольку
их впервые разработали и
Главное
отличие методов
Можно выделить
несколько групп экономико-
1. Статистические
методы обработки информации (определение
средних оценок, величин ошибок,
степени согласованности
2 Многомерные
методы (в первую очередь факторный
и кластерный анализы). Они используются
для обоснования маркетинговых
решений. В их основе лежит
анализ многочисленных
3. Регрессионные и корреляционные методы. Они используются для установления взаимосвязей между группами переменных, статистически описывающих маркетинговую деятельность.
4. Имитационные
методы. Они применяются тогда,
когда переменные, влияющие на
маркетинговую ситуацию (например,
описывающие конкуренцию), не поддаются
определению с помощью
5. Методы
статистической теории
6. Детерминированные
методы исследования операций (в
первую очередь линейное и
нелинейное программирование). Эти
методы применяются тогда,
7. Гибридные
методы, объединяющие
Эти семь групп количественных методов, безусловно, не исчерпывают всего их разнообразия. Выбирая метод исследования, остановимся на опросе.
Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются:
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:
Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.
При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида “да — нет”. Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.
Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность, и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.
При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди приписывают другим те особенности характера, которыми они обладают сами, свои мнения и представления. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово. Ту же основу имеет тест дополнения предложений, в ходе которого, опрашиваемому предлагается закончить неполное предложение. Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения.
В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов:
- Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них.
- Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Вопросы должны задаваться в логической последовательности.
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
- облегчить ответ опрашиваемого лица;
- сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
- позволить легко провести анализ.
Категория деятельности
выражает собой качественно
Деятельность человека,
как и активность живого существа,
предметна, т. е. и активность и деятельность
направлены на овладение предметом
потребности. Но если в первом случае
предмет потребности –
Такое изменение характера
человеческой активности ведет к
тому, что удовлетворение потребностей
происходит непосредственно, т. е. деятельность
человека направлена не на непосредственное
овладение предметом
Информация о работе Мир потребительских предпочтений: закономерности развития.