Мир потребительских предпочтений: закономерности развития.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа направлена на раскрытие некоторых теоретических аспектов исследования потребительских предпочтений, рассмотрение методов и способов исследования.
Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений.

Содержание

Введение
Исследование потребительских предпочтений, принципов, методов и целей их изучения………………………………………………………………………………..….5
Понятие потребительских предпочтений. Факторы, влияющие на потребителя…………………………………………………………………………..5
Методы сбора данных о потребителях……………………………………………12
Производство и потребности общества…………………………………………..17
2 . Рынок безалкогольных напитков
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса……………………………………………………………………………………23
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения…………………………………………………………………………….32
2.3 Анализ торговли как организатор рынка безалкогольных напитков…...………39
3 Закономерности развития рынка потребительских товаров…………………………..41
Заключение…………………………….…………………………………………………... 44
Список ………………………………………………………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 130.85 Кб (Скачать документ)

Удовлетворение потребностей зависит не просто от наличия в  природной среде тех или иных предметов, способных стать предметом  потребностей, а главным образом  – от характера и уровня развития труда, то есть практической преобразовательной деятельности способной преобразовать  предмет в продукт труда для  удовлетворения потребностей.

При анализе  категории деятельности  мы отмечали, что человеческая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, что система  деятельности общества в конечном счете служит удовлетворению  системы социальных потребностей.

Прежде всего еще раз отметим, что природа человеческих потребностей, характер их формирования и роль в жизнедеятельности человека всегда были объектом пристального внимания как обществоведов – философов, социологов, экономистов, психологов – всех, кто исследует многообразные общественные явления, так и ряда представителей естественных наук – тех из них, которые изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности, функционирования и самовоспроизводства.

Современное состояние ряда наук и практической деятельности в странах обуславливает  возможность и необходимость  все более глубокого и всестороннего  исследования этих детерминант человеческой деятельности

Во-первых, задача анализа сути и  закономерностей формирования потребностей общества обуславливается его специфической  сущностью, вырождающейся в основном законе функционирования общества, требующем  непосредственной подчиненности всей системы деятельности общества его  действительным, общественно-необходимым  потребностям.

Во-вторых,  накоплен большой эмпирический и  теоретический материал в ряде наук – биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии – позволяющий  сделать определенный шаг вперед в теоретической разработке проблемы потребностей человека, которая и осуществляется в трех основных направлениях. Это:

А) исследование методологических и социологических  аспектов взаимосвязи системы потребностей и системы деятельности общества;

Б) анализ понятийной стороны проблемы потребностей человека, рассмотрение взаимосвязи  категории потребности с другими  категориями той или другой науки;

В) конкретно-социологический  анализ всего реального богатства  взаимосвязей между разного рода и вида потребностями человека и  соответствующими видами деятельности, в частности, предпринимаются энергичные исследования этических и эстетических потребностей социальных субъектов.

Многоплановый характер исследований потребностей человека предъявляет «повышенный спрос» на разработку методологического аспекта  этой проблемы, на анализ её а рамках общесоциологической теории, как  категории исторического материализма, понятийное содержание которой и  могло бы служить методологической основой конкретных или частно-научных исследований. Мы и остановимся прежде всего на этом аспекте проблемы потребности, рассмотрев предварительно в самом общем сущностном плане состояние исследований этой проблемы в некоторых фундаментальных науках, поскольку, с одной стороны они дают определенный материал для обобщения, а с другой – в них «просвечивает» в той или иной мере методологическая позиция.

В современных  биологических и физиологических  исследованиях потребности живого организма рассматриваются как  объективное явление, как нужда, как недостаток тех или иных элементов, жизненно необходимых для воспроизводства  и развития живого организма. Последний  рассматривается как саморегулирующаяся система, которая сохраняется в  своем качестве лишь при непрерывного поступления в него, усвоения им определенных элементов материи и при обеспечении объективно необходимых требований организма, чтобы, говоря словами профессора Н. А. Бернштейна, организм, как определенная устойчивая организация сохранила «свою системную тождественность сама с собой».

Дефицит тех или иных элементов и условий, сказывающийся на устойчивости, стабильности функционирования данной биологической  системы, обуславливает возникновение  и характер требований запросов данной системы и способов их удовлетворения, т. е. возникновение специфических  потребностей.

Необходимо определить сущность потребностей на «физиологическом уровне», иначе  понимание этого сложного вопроса  будет лишь поверхностным. П. В. Симонов  – один из активных исследователей в этой области – пишет: «Возникновение фундаментальных потребностей живых  существ связано с первоначальными  сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в интромедиарном обмене (цикле трикарбоновых кислот) представляет начальное звено голодного состояния высших млекопитающих. Нарушение водно-солевого баланса возбуждает специализированные клетки подбугорной (гипоталамической) области мозга. Возбуждение этого центра ведет к сокращению мышц верхней части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные окончания, что приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги в организме ведут к возбуждению половых органов, к повышению чувствительности специализированных (эрогенных) рецепторных зон. Так потребность в пище, воде, удовлетворении полового инстинкта, начавшись с химических перестроек, получает отражение в возбужденном состоянии определенных отделов центральной нервной системы».

Следовательно, возникновение потребностей при  индивидуальном и видовом развитии живого организма связывается с  его функционированием, со всем комплексом процессов его жизнедеятельности. То есть потребности связаны с  объективной сущностью организма, сформированной в процессе эволюции, и выражают внутреннюю необходимость  изменения таких состояний организма, удовлетворение которых объективно неизбежно для нормальной жизнедеятельности последнего. Биологические потребности являются, следовательно, результатом непрерывно идущих в организме естественных процессов самообновления и самовоспроизводства, а потому они и рассматриваются как объективный детерминирующий фактор биологической активности. Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а не собирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываются способы производства, и формируются его высшие потребности.

Проанализировав деятельность и потребности как социологическую  категорию, следует проанализировать закон и механизм взаимосвязи  этих двух понятий.

Общеизвестно, что при  исследовании процесса общественного  развития К. Маркс и Ф. Энгельс  исходили из того что исходными предпосылками  человеческой истории являются реальные люди с их потребностями и их деятельностью, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между  собой, которая обусловлена способом производства и потребностями и  так же стара, как сами люди, связь  которая принимает все новые  формы и представляет собой историю. [15, стр. 19]

Мысль о том, что вся  система человеческой деятельности, основанная, на определенном способе  производства, возникает и развивается  как средство удовлетворение потребностей человека (общества), многократно подчеркивалась классиками марксистской мысли вслед  за домарксистскими экономистами и  социологами. Но если буржуазные экономисты и социологи все дело сводил к  биологически или субъективно истолкованным  потребностям, то К. Маркс и Ф Энгельс  показали, что сами человечески  потребности и их развитие определяются в конечном счете основой жизнедеятельности  общества – материальной деятельностью, а это в корне изменило понимание  сути, роли и характера развития потребностей человеческого общества. Потребности не как нечто от века данное, а как исторически возникающее  и объективно обусловленные природой социального организма явления, которые развиваются «вместе со средствами их удовлетворения и в непосредственной зависимости от развития последних».

Карл Маркс сказал, что производственная деятельность в системе «производство – потребности» играет определяющую роль, поскольку человеческое общество, как действующий субъект для воспроизводства себя в качестве материального объекта должно приспособить материальные предметы природы к своим потребностям, то есть в данном случае материальная деятельность и потребности как противоречивые моменты целостного жизненного процесса человека играют в его воспроизводстве неодинаковую роль. Материальная деятельность выступает ведущей стороной в этом противоречивом взаимодействии, так как она исходный пункт реализации потребностей, а потому и является господствующим моментом.

Подчеркивая определяющую роль производственной, материальной деятельности в формировании и развитии потребностей человека, К. Маркс и  Ф. Энгельс одновременно отмечали фундаментальной  значение человеческих потребностей в  движении исторического процесса. Они  показали, что удовлетворяемые и  развиваемые посредствам производства, как и вновь формируемые в  процессе труда, потребности людей  опять ведут к деятельности, способной их удовлетворить. Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества – коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества – это удовлетворение его потребностей.

2 Рынок безалкогольных напитков

2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса

 

В целом  Россия повторяет развитие зрелых рынков, где потребители всерьез озабочены  вопросами сохранения молодости  и здоровья и где наблюдаются  высокие темпы роста продуктов, позволяющих поддерживать хорошее  самочувствие и форму. Эту тенденцию  как нельзя лучше иллюстрирует российский рынок безалкогольных напитков.

Особой  популярностью на рынке России в  последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм. На протяжении последних нескольких лет российский рынок безалкогольных напитков демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Такой успех связан с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно – минеральной воды и соков. В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественных безалкогольных напитков как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках.

Сегодня рынок безалкогольных напитков является одним из самых быстрорастущих потребительских  рынков России. Жители городской России стали больше внимания уделять здоровому  питанию и своей физической форме. Рост "здоровых" сегментов значительно  превышает рост самих категорий. Наиболее яркими примерами этой тенденции  является рост спроса на безалкогольные напитки. Спрос имеет огромное значение в развитии рынка. Спрос дает информацию производителям о том, что нужно  производить, в каком количестве, какого качества, и по какой цене. Качество, цена и узнаваемость продукта определяют спрос.

Результаты  анализа структуры питания населения  России показывают, что за последние  годы произошло существенное увеличение объемов потребления безалкогольных напитков и соков, вклад которых  в общую энергетическую ценность рациона питания в настоящее  время превышает 7 (семь) %.

Значение  напитков в питании человека невозможно переоценить. Это связано прежде всего с пищевой и биологической  ценностью данных продуктов. Все  без исключения возрастные группы населения  потребляют безалкогольные напитки. Они  служат источниками углеводов, органических кислот, минеральных веществ, других биологически активных компонентов. С  потребительской точки зрения большое  значение имеют способность напитка  утолять жажду и его органолептические  свойства.

По результатам  российского опроса потребителей, каким  безалкогольным напиткам они отдают предпочтения, более чем две трети  респондентов ответили, что утоляют  жажду чаем (рисунок 2), 43% минеральной  водой, треть респондентов квасом. Примерно столько же россиян (30%) не отказывают себе в чашечке кофе. Оказалось, что  кофеманы, в основном, живут в больших городах (38%) и хорошо зарабатывают (44%). Каждый пятый россиянин пьет воду изпод крана, причем среди них значимо больше жителей

сельской местности (29%). Четверть респондентов выбрали  соки и нектары (27%), либо прохладительные  газированные напитки (24%). Реже всего  наши соотечественники охлаждаются  безалкогольным пивом (3%) и энергетическими  напитками (3%) (см. рисунок 2.3).

В целом  же структура рынка безалкогольных напитков (см. рисунок 3) такова: на сладкую газировку приходится 43% в натуральном выражении. Абсолютными лидерами в сегменте сладких газировок остаются Coca-cola.

Рис. 2.3 Предпочтения безалкогольных напитков российских граждан

Рисунок 2.4 Структура рынка безалкогольных напитков

 

Compani ( торговые марки Сосасоla, Sprit, Fanta) и PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda). В России самыми активными потребителями безалкогольных газированных напитков являются дети до 16 лет (20,4%) и молодые люди от 16 до 29 лет (24%). [18]

Информация о работе Мир потребительских предпочтений: закономерности развития.