Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:43, курсовая работа
Данная курсовая работа направлена на раскрытие некоторых теоретических аспектов исследования потребительских предпочтений, рассмотрение методов и способов исследования.
Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений.
Введение
Исследование потребительских предпочтений, принципов, методов и целей их изучения………………………………………………………………………………..….5
Понятие потребительских предпочтений. Факторы, влияющие на потребителя…………………………………………………………………………..5
Методы сбора данных о потребителях……………………………………………12
Производство и потребности общества…………………………………………..17
2 . Рынок безалкогольных напитков
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса……………………………………………………………………………………23
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения…………………………………………………………………………….32
2.3 Анализ торговли как организатор рынка безалкогольных напитков…...………39
3 Закономерности развития рынка потребительских товаров…………………………..41
Заключение…………………………….…………………………………………………... 44
Список ………………………………………………………………………………………46
Удовлетворение потребностей зависит не просто от наличия в природной среде тех или иных предметов, способных стать предметом потребностей, а главным образом – от характера и уровня развития труда, то есть практической преобразовательной деятельности способной преобразовать предмет в продукт труда для удовлетворения потребностей.
При анализе категории деятельности мы отмечали, что человеческая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, что система деятельности общества в конечном счете служит удовлетворению системы социальных потребностей.
Прежде всего еще раз отметим, что природа человеческих потребностей, характер их формирования и роль в жизнедеятельности человека всегда были объектом пристального внимания как обществоведов – философов, социологов, экономистов, психологов – всех, кто исследует многообразные общественные явления, так и ряда представителей естественных наук – тех из них, которые изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности, функционирования и самовоспроизводства.
Современное
состояние ряда наук и практической
деятельности в странах обуславливает
возможность и необходимость
все более глубокого и
Во-первых, задача анализа сути и
закономерностей формирования потребностей
общества обуславливается его
Во-вторых, накоплен большой эмпирический и теоретический материал в ряде наук – биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии – позволяющий сделать определенный шаг вперед в теоретической разработке проблемы потребностей человека, которая и осуществляется в трех основных направлениях. Это:
А) исследование
методологических и социологических
аспектов взаимосвязи системы
Б) анализ
понятийной стороны проблемы потребностей
человека, рассмотрение взаимосвязи
категории потребности с
В) конкретно-социологический анализ всего реального богатства взаимосвязей между разного рода и вида потребностями человека и соответствующими видами деятельности, в частности, предпринимаются энергичные исследования этических и эстетических потребностей социальных субъектов.
Многоплановый
характер исследований потребностей человека
предъявляет «повышенный спрос»
на разработку методологического аспекта
этой проблемы, на анализ её а рамках
общесоциологической теории, как
категории исторического
В современных
биологических и
Дефицит тех или иных элементов и условий, сказывающийся на устойчивости, стабильности функционирования данной биологической системы, обуславливает возникновение и характер требований запросов данной системы и способов их удовлетворения, т. е. возникновение специфических потребностей.
Необходимо определить сущность потребностей
на «физиологическом уровне», иначе
понимание этого сложного вопроса
будет лишь поверхностным. П. В. Симонов
– один из активных исследователей
в этой области – пишет: «Возникновение
фундаментальных потребностей живых
существ связано с
Следовательно,
возникновение потребностей при
индивидуальном и видовом развитии
живого организма связывается с
его функционированием, со всем комплексом
процессов его
Проанализировав деятельность
и потребности как
Общеизвестно, что при исследовании процесса общественного развития К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того что исходными предпосылками человеческой истории являются реальные люди с их потребностями и их деятельностью, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между собой, которая обусловлена способом производства и потребностями и так же стара, как сами люди, связь которая принимает все новые формы и представляет собой историю. [15, стр. 19]
Мысль о том, что вся
система человеческой деятельности,
основанная, на определенном способе
производства, возникает и развивается
как средство удовлетворение потребностей
человека (общества), многократно подчеркивалась
классиками марксистской мысли вслед
за домарксистскими экономистами и
социологами. Но если буржуазные экономисты
и социологи все дело сводил к
биологически или субъективно истолкованным
потребностям, то К. Маркс и Ф Энгельс
показали, что сами человечески
потребности и их развитие определяются
в конечном счете основой
Карл Маркс сказал, что производственная деятельность в системе «производство – потребности» играет определяющую роль, поскольку человеческое общество, как действующий субъект для воспроизводства себя в качестве материального объекта должно приспособить материальные предметы природы к своим потребностям, то есть в данном случае материальная деятельность и потребности как противоречивые моменты целостного жизненного процесса человека играют в его воспроизводстве неодинаковую роль. Материальная деятельность выступает ведущей стороной в этом противоречивом взаимодействии, так как она исходный пункт реализации потребностей, а потому и является господствующим моментом.
Подчеркивая определяющую
роль производственной, материальной
деятельности в формировании и развитии
потребностей человека, К. Маркс и
Ф. Энгельс одновременно отмечали фундаментальной
значение человеческих потребностей в
движении исторического процесса. Они
показали, что удовлетворяемые и
развиваемые посредствам
2 Рынок безалкогольных напитков
2.1 Спрос на безалкогольные
В целом
Россия повторяет развитие зрелых рынков,
где потребители всерьез
Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм. На протяжении последних нескольких лет российский рынок безалкогольных напитков демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Такой успех связан с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно – минеральной воды и соков. В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественных безалкогольных напитков как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках.
Сегодня рынок безалкогольных напитков является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков России. Жители городской России стали больше внимания уделять здоровому питанию и своей физической форме. Рост "здоровых" сегментов значительно превышает рост самих категорий. Наиболее яркими примерами этой тенденции является рост спроса на безалкогольные напитки. Спрос имеет огромное значение в развитии рынка. Спрос дает информацию производителям о том, что нужно производить, в каком количестве, какого качества, и по какой цене. Качество, цена и узнаваемость продукта определяют спрос.
Результаты
анализа структуры питания
Значение
напитков в питании человека невозможно
переоценить. Это связано прежде
всего с пищевой и
По результатам российского опроса потребителей, каким безалкогольным напиткам они отдают предпочтения, более чем две трети респондентов ответили, что утоляют жажду чаем (рисунок 2), 43% минеральной водой, треть респондентов квасом. Примерно столько же россиян (30%) не отказывают себе в чашечке кофе. Оказалось, что кофеманы, в основном, живут в больших городах (38%) и хорошо зарабатывают (44%). Каждый пятый россиянин пьет воду изпод крана, причем среди них значимо больше жителей
сельской местности (29%). Четверть респондентов выбрали соки и нектары (27%), либо прохладительные газированные напитки (24%). Реже всего наши соотечественники охлаждаются безалкогольным пивом (3%) и энергетическими напитками (3%) (см. рисунок 2.3).
В целом же структура рынка безалкогольных напитков (см. рисунок 3) такова: на сладкую газировку приходится 43% в натуральном выражении. Абсолютными лидерами в сегменте сладких газировок остаются Coca-cola.
Рис. 2.3 Предпочтения безалкогольных напитков российских граждан
Рисунок 2.4 Структура рынка безалкогольных напитков
Compani ( торговые марки Сосасоla, Sprit, Fanta) и PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda). В России самыми активными потребителями безалкогольных газированных напитков являются дети до 16 лет (20,4%) и молодые люди от 16 до 29 лет (24%). [18]
Информация о работе Мир потребительских предпочтений: закономерности развития.