Оборот розничной торговли и его развитие в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение оборота розничной торговли и экономическое обоснование резервов его роста.
Для достижения поставленных целей в курсовой работе решались следующие задачи:
1. рассмотрение сущности оборота розничной торговли, его состав;
2. изучение методических основ анализа оборота розничной торговли;
3. анализ динамики и состава оборота розничной торговли и товарных ресурсов торгового предприятия;
4. разработка мероприятий по росту оборота розничной торговли торгового предприятия и их экономическое обоснование:

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Оборот розничной торговли как основной показатель деятельности торгового предприятия…………..……………………………..…………….....5
1.1 Оборот розничной торговли: состав , сущность и значение.……………..5
1.2. Тенденции развития оборота розничной торговли в современных условиях…………………………………………………………………………..9
2. Анализ показателей оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» …15
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «МедиаПлюс» …………………………………………………………………...15
2.2 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия………………………………………………………….24
3. Пути увеличения объема оборота розничной торговли предприятия ООО «МедиаПлюс» и оптимизации его состава и структуры……………………..31
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике предприятия.docx

— 117.13 Кб (Скачать документ)

Автономной некоммерческой организации высшего профессионального  образования Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет  кооперации»


Кафедра экономики кооперации и предпринимательства

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Экономика предприятия»

на тему: «Оборот розничной  торговли и его развитие в условиях конкуренции » (на материалах ООО «МедиаПлюс»)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила :Студентка группы МГ09-оч1

Барникова Т.В.

   Проверила: доц. Мачабели М.Ш.

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

Введение.............................................................................................................3

1. Оборот розничной торговли  как основной показатель деятельности торгового предприятия…………..……………………………..…………….....5

1.1 Оборот розничной торговли: состав , сущность и значение.……………..5

1.2. Тенденции развития  оборота розничной торговли в  современных условиях…………………………………………………………………………..9

2. Анализ показателей  оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» …15

2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «МедиаПлюс» …………………………………………………………………...15

2.2 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия………………………………………………………….24

3. Пути увеличения объема оборота розничной торговли предприятия ООО «МедиаПлюс» и оптимизации его состава и структуры……………………..31

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы……………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной  деятельности. Основным показателем  работы торговых предприятий является оборот розничной торговли. В сфере  розничной торговли заканчивается  процесс обращения товаров, и  они переходят в сферу личного  потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению  для личного потребления.

Розничная торговая деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции  направлена на максимальное удовлетворение спроса населения на товары для личных нужд. В этой связи величина розничного оборота, его состав и структура  объективно отражает предпочтения потребителей и их уровень покупательской способности.

Актуальность  этой темы заключается в том, что  на современном этапе развития торговли планирование и выявление резервов роста оборота розничной торговли является необходимым условием для  дальнейшего успешного развития предприятия.

Целью написания курсовой работы является изучение оборота розничной торговли и экономическое обоснование  резервов его роста.

Для достижения поставленных целей в  курсовой работе решались следующие  задачи:

1. рассмотрение сущности оборота  розничной торговли, его состав;

2. изучение методических основ  анализа оборота розничной торговли;

3. анализ динамики и состава  оборота розничной торговли и  товарных ресурсов торгового  предприятия;

4. разработка мероприятий по росту  оборота розничной торговли торгового  предприятия и их экономическое обоснование:

Предметом исследования в курсовой работе является оборот розничной торговли. Объектом исследования является торговое предприятие  ООО «МедиаПлюс», основным видом деятельности, которого является розничная торговля электробытовыми товарами.

Методической  основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов планирования: экономико-статистических и экономико-математических методов, балансовый метод и метод  расчёта на основе средних удельных весов, метод экспертных оценок и  др. Применение каждого из данных методов  определялось характером решаемых в  процессе исследования задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оборот розничной  торговли как основной показатель  деятельности торгового предприятия

1.1. Оборот розничной торговли: состав и значение.

Розничная торговля  - является важнейшей отраслью хозяйственной  деятельности. В ГОСТе Р. 51303-99 «Торговля. Термины и определения» 1 розничная торговля определяется как торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. В Налоговом кодексе (2 ч. Ст. 346,27) понятие розничной торговли трактуется как предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском  рынке составляет процесс продажи  товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает оборот предприятия.

Под оборотом торгового предприятия  понимается сумма продажи им потребительских  товаров за определенный период времени  .2 Не меньшую роль играет оборот и в деятельности конкретных торговых предприятий. Развитие оборота розничной торговли определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

 

В составе розничного товарооборота  выделяется оборот розничной торговли (оборот розничных торговых предприятий) и оборот общественного питания. Оборот розничной торговли – это стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.

В состав оборота  розничной торговли может быть включена продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Включается в оборот розничной торговли в полном объеме стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой. Также при отпуске потребительских товаров непосредственно населению в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям организаций розничной торговли их стоимость включается в оборот розничной торговли. При таком отпуске осуществляется последующее возмещение продажной стоимости отпущенных населению товаров организации – продавцу, что реально создает оборот этой организации.

Сущность оборота розничной  торговли выражается экономическим  отношением, связанным с обменом  денежных средств населения на товары. Является одним из показателей, характеризующих  уровень жизни населения, потому что в объеме и структуре оборота  розничной торговли отражается объем  и структура потребительских  материальных благ.

В состав товарооборота  розничного торгового предприятия  включается:

    • стоимость потребительских товаров, проданных населению за наличный расчет;
    • стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
    • стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
    • продажу товаров длительного пользования по образцам (по полной продажной стоимости на момент передачи товара покупателю);
    • стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара;
    • стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли:

    • стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
    • стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

Также не включается в оборот розничной торговли:

    • стоимость спецодежды, выданной своим работникам; продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и др.);
    • продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и др.);
    • стоимость  возвращенных  покупателями  товаров,    а также стоимость  порожней  стеклянной посуды, возвращенной в торговую сеть или принятой в обмен на товар;
    • отпуск  товаров  в  счет  взаиморасчетов  или  в   порядке товарообмена   между  магазинами  и  другими  организациями   (кроме организаций социального назначения);
    • стоимость  входных  билетов на рынки,  ярмарки,  аукционы, выставки-продажи и т.п. 3

 

Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения устанавливается в розничных  ценах – фактических проданных  ценах, включающих торговую наценку, налог  на добавленную стоимость и акциз. Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета). 
Следовательно, обязательным признаком операции относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека (счета).

Показатель оборота розничной  торговли используется в качестве структурного показателя соотношения основного  и не основных видов деятельности торговой организации. Общая стоимость оборота организаций розничной торговли устанавливается без учета налогов и обязательных платежей (НДС, акциз, экспортная пошлина, таможенные сборы).

Товарная структура оборота  розничной торговли включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы в соответствии со статистической ф. № 1 – торговля.

Значение оборота розничной  торговли выражается в следующем:

- Характеризует объем  деятельности розничного торгового  предприятия;

- Является основой планирования  других экономических показателей;

- Способствует возмещению  всех затрат общества на производство  и обращение товаров;

- Обеспечивает реализацию  денежных доходов, полученных  в соответствии с количеством  и качеством затраченного труда;

- Существенно влияет на  денежное обращение в стране  и устойчивость валюты;

- Отражает пропорции между  спросом и предложением товаров,  розничной продажей и денежным  обращением;

- Отражает конечный результат  деятельности розничных торговых  предприятий;

- Характеризует уровень жизни населения.

 

 

 

1.2 Тенденции развития  оборота розничной торговли в  современных условиях

На  сегодняшний день рынок розничной  торговли является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. России удалось удержать лидерство в ежегодном индексе розничной торговли благодаря тому, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены, выявлено международной консалтинговой компанией A.T. Kearny. Этот индекс отражает инвестиционную привлекательность розничной торговли 30 стран с развивающейся экономикой 4. Оцениваются такие факторы как экономическая и политическая стабильность, темпы роста ВВП и насыщенность торговыми площадями.

Динамическое  развитие рассмотренных показателей  оборота розничной торговли сопровождалось рядом факторов, объясняющих ту или  иную тенденцию. Ниже рассмотрим их подробнее.

Немаловажным  фактором развития сферы торговли явилось  совершенствование форм торгового  обслуживания на основе укрупнения предприятий  розничной торговли и постепенное  преобразование отрасли в современную  индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной  торговли за счет продажи товаров  организованными предприятиями  торговли (деление которых осуществляется при помощи типизации), применяющими цивилизованные формы торговли обслуживания населения. Среди новых методов  продажи, включающих совокупность приемов  и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, по образцам с открытой выкладкой, предварительным  заказам, также очень широкое  распространение получила электронная  торговля. Расширяется и совершенствуется послепродажное обслуживание. Основными задачами применения прогрессивных форм и методов розничной продажи являются :

1) разработка рациональной схемы  планировки магазинов и их  торговых залов;

2) повышение технического оснащения;

3) обеспечение бесперебойного снабжения  магазинов максимально подготовленными  к продаже товарами;

4) рациональное размещение и выкладка  товаров;

5) совершенствование работы узлов  расчета и др.

Ужесточившаяся  конкуренция на розничном рынке  приводит к тому, что изменяется структура факторов, влияющих на выбор  магазина потребителями. По-прежнему, фактор цены остается наиболее важным для 60% россиян, но его роль постепенно снижается. Исследования показывают, что  наблюдается рост доли потребителей, которые при выборе магазина отдают предпочтение качеству товара и широкому ассортименту. В связи с этим, для увеличения количества потенциальных  потребителей торговые сети активно  развивают мультиформатность.

В настоящее время развитие оборота  розничной торговли связано с  внедрением комплекса принципов :

- выгоды, т.е. крупного и скорого оборота;

- мерчендайзинга, которые на предприятии торговли включают в себя создание правильной планировки зала и планирование потоков покупателей, зонирование торгового зала, выгодное сочетание товарных групп, уникальный дизайн торгового зала, стратегию выкладки товара и специального торгового освещения магазина;

- следование за структурой спроса, что влечет за собой развитие крупных торговых сетей внутри потребительской кооперации, где достигается эффект не в одной отрасли, а в целом ряде взаимосвязанных отраслей (производитель - продавец);

Информация о работе Оборот розничной торговли и его развитие в условиях конкуренции