Оборот розничной торговли и его развитие в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение оборота розничной торговли и экономическое обоснование резервов его роста.
Для достижения поставленных целей в курсовой работе решались следующие задачи:
1. рассмотрение сущности оборота розничной торговли, его состав;
2. изучение методических основ анализа оборота розничной торговли;
3. анализ динамики и состава оборота розничной торговли и товарных ресурсов торгового предприятия;
4. разработка мероприятий по росту оборота розничной торговли торгового предприятия и их экономическое обоснование:

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Оборот розничной торговли как основной показатель деятельности торгового предприятия…………..……………………………..…………….....5
1.1 Оборот розничной торговли: состав , сущность и значение.……………..5
1.2. Тенденции развития оборота розничной торговли в современных условиях…………………………………………………………………………..9
2. Анализ показателей оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» …15
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «МедиаПлюс» …………………………………………………………………...15
2.2 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия………………………………………………………….24
3. Пути увеличения объема оборота розничной торговли предприятия ООО «МедиаПлюс» и оптимизации его состава и структуры……………………..31
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике предприятия.docx

— 117.13 Кб (Скачать документ)

Руководство текущей деятельностью  общества осуществляется директором, который подотчетен и избирается общим собранием участников общества на три года.

ООО «МедиаПлюс» расположено на первом этаже девятиэтажного здания (жилого дома) по адресу г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, дом 234 во встроенно-пристроенном помещении и представляет собой магазин типа супермаркета. Магазин торгует всеми группами электробытовых товаров. График работы с 9 утра до 22 часов вечера без перерыва на обед и выходных дней.

Общая площадь ООО «МедиаПлюс» 280 м2, в том числе торговая - 150 м2. Вся торговая площадь разделена на 8 отделов, которые осуществляют продажу по принципу самообслуживания и через прилавок.

Предприятие имеет линейную организационную структуру 5, которая характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит только из линейных звеньев и обладает следующим преимуществом - единоначалие, простота связей и определенность зависимостей. Руководство предприятием осуществляет Никитин Олег Петрович .

Члены общества имеют общую  цель по достижению наиболее эффективной  и бесперебойной деятельности предприятия. Они регулярно выполняют возложенные на них функции, что немало важно для достижения цели. Степень реализации цели предприятия зависит от поставленных перед каждым работником задач, степени выполнения обязанностей, а также от удовлетворения членов группы своей работой. Задачи, поставленные перед работниками, четко определены трудовым договором.

Далее проанализируем хозяйственную  деятельность организации на основании  отчета о прибылях и убытках за два года (табл. 1) и выявим эффективность использования ресурсов на предприятии торговли.

Таблица 3 -  Основные показатели деятельности ООО «МедиаПлюс» за 2009-2010 гг.

Показатели

Ед. измерения

2009год

2010год

Отклонение (+;-)

Динамика ,%

1. Оборот розничной торговли

тыс. руб.

26424

29578

3154

111,9

2. Торговая площадь

м2

150

150

0

100,0

3. Оборот розничной торговли  на 1 мторговой площади

тыс. руб./м2

176,2

197,2

21,0

111,9

4. Среднесписочная численность  работников, всего

- в т.ч. работников торгово-оперативного персонала

чел.

 

12

 

6

10

 

5

-2

 

-1

83,3

 

83,3

5. Производительность труда  одного среднесписочного работника,  всего

- производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала

тыс. руб./ чел.

2202

 

4404

2958

 

5915,6

756

 

1511,6

134,3

 

134,3

6. Фонд заработной платы

- сумма

- уровень

тыс. руб.

%

1458,6

5,52

1617,92

5,47

159,32

-0,05

110,92

7. Среднегодовая заработная  плата одного работника

тыс. руб.

121,55

161,79

40,24

133,11

8. Среднегодовая стоимость  основных фондов

тыс. руб.

154

204

50

132,47


Оценим динамику основных экономических показателей деятельности по торговому предприятию ООО «МедиаПлюс» за два года с целью установления динамических тенденций в развитии его параметров и влияния структурных сдвигов в составе сложных показателей. Выполним конкретное исследование. Оборот розничной торговли является центральным параметром в системе всех экономических показателей торгового предприятия и характеризует объем реализованных товаров покупателям. В отчетном году торговым предприятием «МедиаПлюс» было продано всех товарных ресурсов на общую сумму 29578 тыс. руб., что составило 111,9%. Торговая площадь важна для оборота розничной торговли. От нее зависит размер реализации товаров. Чем больше объем реализации на 1 кв. м., тем лучше предприятие работает. Площадь торгового зала за отчетный год не изменилась и составила 150 кв. м. Таким образом, на 1 кв. м. ООО «МедиаПлюс» реализует продукции на сумму 197.2 тыс. руб., что было выше относительно прошлого года на 11,9%. Торговля, как и любая деятельность не обходится без трудовых ресурсов. Среднесписочная численность работников характеризует трудовой фактор с количественной стороны. На торговом предприятии ООО «МедиаПлюс» в прошлом году трудилось 12 человека. По сравнению с прошлым годом штат работников сократился на 2 человек. Такое изменение произошло в связи с изменением сменного режима работы продавцов-консультантов (стало 3 через 3). В составе работников есть такая группа, которая напрямую связана с товарооборотом - это торгово-оперативный персонал: кассиры, продавцы, операторы торгового зала. Их численность в прошлом году составляла 6 человек. В отчетном году на работу численность работников данной категории сократилось на 1 и составила 5 человек.

Качественным показателем  использования кадров является производительность труда - размер оборота розничной  торговли на одного работника. Так как  продажа товаров в отчетном году увеличилась, а среднесписочная  численность работников имела тенденцию  к снижению, то производительность в анализируемом периоде увеличилась. В целом по предприятию общая  производительность труда одного работника  увеличилась на 759 тыс. руб. или на 34,3%. Аналогичные тенденции произошли  в изменении производительности труда одного работника одного работника  торгово-оперативного персонала, где  имело место увеличение в отчетном периоде с прошлым годом на 1511,6 тыс. руб. или на 34,3%.

Материальным стимулированием  к труду выступает заработная плата. В прошлом году фонд заработной платы на весь коллектив составил 1458,6 тыс. руб. К отчетному году расходы  по этой статье ООО «МедиаПлюс» увеличило на 10,92%, после чего на материальное стимулирование работников пришлось 1617,92 тыс. руб. Со временем среднегодовая заработная плата одного работника ООО «МедиаПлюс» выросла на 40,24 тыс. руб. и составила 161,79 тыс. руб. Торговое предприятие за два года имело следующие динамики по основным показателям труда: для производительности труда 34,3%, а для средней заработной платы 10,92%. Данная ситуация является оптимальной для развития предприятия, где темп роста производительности труда выше темпа роста заработной платы. Основные фонды занимают важное место в ресурсах предприятия. Без их наличия торговое предприятие не сможет выполнять свои функции по обслуживанию покупателей и реализации товаров. В ООО «МедиаПлюс» среднегодовая стоимость основных фондов в анализируемом периоде увеличилась на 50 тыс. руб. и составила 204 тыс. руб. Фондоотдача является одним из важных показателей эффективности использования основных фондов. Она показывает, сколько рублей выручки на предприятии приходится на один рубль вложенных фондов. В настоящем году торговое предприятие «МедиаПлюс» имеет фондоотдачу 144,99 тыс. руб., что на 15,5% ниже прошлого года. Отмеченное следует охарактеризовать отрицательно. Фондоемкость показывает стоимость основных средств, приходящихся на 1 рубль товарооборота. В отчетном году она увеличилась и составила 0,007 руб. Сложившаяся ситуация оценивается отрицательно.

Фондовооруженность труда одного работника так же является показателем оценки использования основных фондов. В динамике увеличение данного показателя оценивается положительно. В отчетном году на одного работника торгового предприятия приходится вложенных 20,4 тыс. руб. По исследуемому показателю был зафиксирован рост на 59%. Ситуация оценивается положительно.

Однако, ООО «МедиаПлюс» со временем стало не так эффективно использовать имеющиеся у него основные фонды, о чем свидетельствует снижение коэффициента на -1,32 руб./1 руб. ОФ. В отчетном году на торговом предприятии на 1 тыс. руб. основных фондов приходится 9,45 руб. чистой прибыли.

Оборотные средства, так  же как и основные фонды являются важнейшей частью материального  ресурсов предприятия торговли. В  ООО «МедиаПлюс» данный показатель имел положительную динамику. Так в отчетном году оборотные средства составили 1451 тыс. руб., что было выше предшествующего года на 16,92%.

Время и скорость обращения  оборотных средств связаны между  собой и влияют на потребность  предприятия в основных фондах. Так  сокращение времени и увеличение скорости обращения сводят к минимуму потребность в использовании основных фондов, что является положительным моментом. В отчетном году обращение оборотных средств увеличилось до 17,66 дней при темпе роста 104,44%. Одновременно с этим сократилось количество оборотов на 0,91, после чего в отчетном году данный показатель составил 20,38 оборота. Данная ситуация имеет отрицательную экономическую оценку. Коэффициент участия оборотных средств показывает, сколько рублей оборотных средств приходится на 1 руб. товарооборота. В торговом предприятии «МедиаПлюс» в прошлом году на 1 рубль товарооборота приходилось 0,047 рублей оборотных средств. В настоящем периоде этот показатель увеличился до отметки в 0,049 рублей на 1 рубль ОРТ. Такая ситуация экономически оценивается положительно.

В прошлом году на торговом предприятии на 1 рубль оборотных  средств приходилось 1,33 руб. чистой прибыли. В процессе деятельности коэффициент  рентабельности оборотных средств  не изменился. Такая динамика заслуживает  положительной оценки.

Себестоимость продукции  и услуг - это стоимость затрат, связанных с реализацией данного  вида товара. В ООО «МедиаПлюс» в отчетном году анализируемый показатель составил 21242 тыс. руб. при темпе увеличения 14,6%, т.е. на 2706 тыс. руб. Данная ситуация положительно характеризует деятельность предприятия, т. к. свидетельствует о наращивании физического объема продукции. Прибыль является движущей силой работы предприятия, вознаграждением за предпринимательскую деятельность и риск, источником самоокупаемости и самофинансирования каждого отдельного предприятия, отрасли в целом и всего хозяйства. Поэтому увеличение прибыли предприятия является положительным моментом. В отчетном году валовая прибыль увеличилась на 5,7% и составила 8336 тыс. руб. То есть данный показатель увеличился в анализируемом году на 448 тыс. руб. Однако, если в прошлом году на каждые 100 руб. товарооборота валовая прибыль составляла 29,9%, то в отчетном периоде уровень валовой прибыли значительно снизился - на 1,7%. Данная ситуация может быть обеспечена увеличением издержек, повышением цен на предоставляемые услуги и продукцию. Издержки обращения это один из факторов, уменьшающих объем прибыли предприятия. Поэтому их увеличение является отрицательным результатом. В деятельности ООО «МедиаПлюс» этот показатель увеличился в отчетном году (на 127 тыс. руб.) и составил 5620 тыс. руб. Положительным моментом является снижения уровня издержек по отношению к товарообороту на 1,79% к прошлому значению в 20,79%. Наряду с тем, в ООО «МедиаПлюс» произошло, увеличение прибыли от продаж на 13,4% и в отчетном периоде она составила 2716 тыс. руб. Противоположную динамику имел уровень прибыли от продаж - произошло его увеличение на 0,12%. И теперь на 100 руб. товарооборота в анализируемом году приходится 9,18 руб. Прочие расходы ООО «МедиаПлюс» в отчетном году снизились и составили 8 тыс. руб. при темпе изменения 26,7%. Данную ситуация имеет положительную экономическую оценку. С другой стороны предприятие за анализируемый период сократило поступление прочих доходов на 98,9%, что не перекрыло расходы текущего периода.

Прибыль торгового предприятия  ООО «МедиаПлюс» до налогообложения в отчетном году увеличилась с 2383 до 2710 тыс. руб. При этом темп изменения составлял 13,72%. Рентабельность увеличилась на 0,14%. Если на каждые 100 руб. товарооборота в прошлом году приходилось 9,02 руб. прибыли, то в отчетном 9,16 руб. Что оценивается положительно. Отложенных налоговых активов, так же, как и отложенных налоговых обязательств ООО «МедиаПлюс» не имело. Текущий налог на прибыль предприятие уплачивало в размере 725 тыс. руб. в прошлом году, а в настоящем - налог увеличился на 57 тыс. руб. при темпе роста 7,9%. В результате произошло увеличение чистой прибыли отчетного периода на 16,28%. В прошлом году она составляла 1658 тыс. руб., а в отчетном году с учетом увеличения составила 1928 тыс. руб. Данная динамика этого показателя заслуживает положительной оценки, тем более наблюдалось увеличение относительного уровня на 0,25%.

Проведя анализ динамики основных показателей деятельности торгового  предприятия ООО «МедиаПлюс» за два года приходим к следующим частным заключениям:

а) К положительным моментам деятельности предприятия следует  отнести: увеличение оборота, эффективности  использования площади, производительности труда, превышение темпа роста производительности по сравнению с темпом роста средней  заработной платы, показателей использования  основных фондов, снижение уровня издержек, увеличение показателей всех видов  прибылей;

б) К отрицательным моментам относится: снижение эффективности  использования оборотных средств, выраженную в увеличении времени  обращения оборотных средств  и в снижении скорости обращения, снижение эффективности использования  основных фондов, а именно значительное снижение фондоотдачи и росте  фондоемкости.

На повышение эффективности работы и изыскание внутренних резервов магазина можно отнести:

  • использование всех факторов роста товарооборота (система маркетинговых исследований, грамотная ассортиментная политика, удобный режим работы для покупателей и пр.);
  • рациональное расходование средств на оплату труда, оптимизация кадрового состава, нормализация соотношения между производительностью труда и заработной платой;
  • привлекать молодой слой населения;
  • планирование размера оборотных средств в зависимости от их потребности.

2.2 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия

Оборот розничной торговли является одним из важнейших показателей  предприятия торговли ООО «МедиаПлюс» от которого зависит размер получаемых предприятиями доходов и прибыли. В связи с этим особое внимание уделяется анализу оборота розничной торговли.

 

Таблица 4 - Динамика оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» за 2007-2010 гг.

 

 

Годы

Оборот розничной торговли в действующих ценах

Индекс цен

Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах

Прирост оборота розничной  торговли по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах

Прирост оборота розничной  торговли по сравнению с предшествующим годом в сопоставимых ценах

Темпы роста (снижения) в  сопоставимых ценах, %

2007

24981

1,048

1,048

26180,1

2065,1

2065,1

2008

25648

1,048

1,098

28161,5

4046,5

1981,4

2009

26424

1,056

1,16

30651,8

6536,8

2490,3

2010

29578

1,045

1,212

35848,5

11733,5

5196,7


 

Анализ динамики оборота  розничной торговли ООО «МедиаПлюс» за 2006-2010 год показал, что анализируемый показатель в действующих ценах имеет благоприятную для предприятия тенденцию развития. Динамика оборота в сопоставимых ценах показывает, что на предприятии за рассматриваемый период был положительный рост. Так, в 2007 году данный показатель увеличился по сравнению с прошлым годом на 2065,1 тыс. руб., или на 8,6%, что оценивается положительно. Рост показателя наблюдался и далее: в 2008

по сравнению с 2007 годом  на 1981,4 тыс. руб. или на 7,6% и по сравнению  с 2006 годом на 4046,5 тыс. руб. или на 16,8%. В 2009 и 2010 годах продолжался рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим и отчетным периодом. Наибольший темп роста наблюдался в 2010 году по сравнению с 2009 годом -17%, что в денежном выражении составило 5196,7 тыс. руб. В целом следует отметить о благоприятном развитии данного предприятия, что отражается в стабильном росте оборота розничной торговли как по сравнению с прошлым периодом, так и с базисным.

Для более полного анализа  динамики оборота розничной торговли следует исследовать его изменения  по периодам года, то есть по кварталам.

Таблица 5- Оборот розничной торговли торгового предприятия ООО «МедиаПлюс» по кварталам 2009-2010 года,( тыс. руб) .

Кварталы

ОРТ

2009год

Темп роста в % к прошлому году

2010год

Удельный вес к итогу, %

 

2009 год

 

2010 год

 

Отклонение,

(+,-)

1

5961,3

7119,4

119,4

22,56

24,07

15,1

2

5271,6

5673,1

107,6

19,95

19,18

- 0,77

3

10025,3

11337,2

113,1

37,94

38,33

0,39

4

5165,8

5448,3

105,5

19,55

18,43

- 1,22

Итого

26424

29578

111,9

100,00

100,00

-

Информация о работе Оборот розничной торговли и его развитие в условиях конкуренции