Оборот розничной торговли и его развитие в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение оборота розничной торговли и экономическое обоснование резервов его роста.
Для достижения поставленных целей в курсовой работе решались следующие задачи:
1. рассмотрение сущности оборота розничной торговли, его состав;
2. изучение методических основ анализа оборота розничной торговли;
3. анализ динамики и состава оборота розничной торговли и товарных ресурсов торгового предприятия;
4. разработка мероприятий по росту оборота розничной торговли торгового предприятия и их экономическое обоснование:

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Оборот розничной торговли как основной показатель деятельности торгового предприятия…………..……………………………..…………….....5
1.1 Оборот розничной торговли: состав , сущность и значение.……………..5
1.2. Тенденции развития оборота розничной торговли в современных условиях…………………………………………………………………………..9
2. Анализ показателей оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» …15
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «МедиаПлюс» …………………………………………………………………...15
2.2 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия………………………………………………………….24
3. Пути увеличения объема оборота розничной торговли предприятия ООО «МедиаПлюс» и оптимизации его состава и структуры……………………..31
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………………………………………….41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике предприятия.docx

— 117.13 Кб (Скачать документ)

Анализ распределения  выручки от реализации товаров и  услуг по кварталам года показывает, что оно достаточно неравномерное. Однако, можно выделить одинаковые тенденции: так, наибольший оборот розничной торговли наблюдается третьем (37,94% и 38,33%) квартале.

Далее проведем анализ равномерности  развития оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» в 2009-2010 гг. и рассчитаем коэффициент равномерности (неравномерности), табл. 6.

Для анализа равномерности  развития оборота розничной торговли товаров и услуг предприятия  рассчитываются следующие показатели:

Таблица 6 - Равномерность развития оборота розничной ООО «МедиаПлюс» в 2009-2010 гг. в ООО «МедиаПлюс»

Кварталы

Оборот розничной торговли, тыс. руб.

2009 год

Темп роста, %

 

2010 год

отклонение (+;-)

Динамика

,%

Х,%

(Х)2, %

 

1

2

3

4

5

6

1

5961,3

7119,4

1158,1

119,4

7,5

56,25

2

5271,6

5673,1

401,5

107,6

-

18,49

3

10025,3

11337,2

1311,9

113,1

1,2

1,44

4

5165,8

5448,3

252,5

105,5

-

40,96

Итого:

26424

29578

3154

111,9

-

117,14


а) Среднее квадратичное отклонение:

у = v117,14: 4=5,41

б) Коэффициент вариации:

V = 5,41: 117,14 * 100= 4,62 (%),

в) Коэффициент равномерности:

Кр = 100 - 4,62= 95,38 (%).

Таким образом, на основе рассчитанных показателей можно отметить, что  развитие оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» происходит достаточно равномерно, так как коэффициент равномерности составил 95,38%. В целом динамику оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» можно оценить однозначно положительно, поскольку происходит постоянный рост данного показателя по годам. Далее необходимо произвести анализ оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» в ассортиментном разрезе за 2009-2010гг. (табл. 7). Товарная номенклатура торгового предприятия содержит большое количество ассортиментных позиций, поэтому в соответствии с товароведной классификацией ВЭД была разбита на 4 группы.

Из данных таблицы видно, что произошло увеличение оборота розничной торговли на 3721,72 тыс. руб. или на 11,9% по сравнению с 2009 годом. В разрезе групп товаров можно отметить увеличение оборота розничной торговли от продажи всех групп товаров. Наибольшее увеличение наблюдается по группе «Прочее оборудование» на 27,1%, что оценивается положительно. Наименьший рост оборота розничной торговли произошёл по такой группе товаров как «осветительное оборудование» на 4,4%.

Таблица 7- Оборот розничной торговли ООО «МедиаПлюс» в ассортиментном разрезе за 2009-2010гг.

Товарные группы

2009 год

сумма, тыс. руб.

2010 год

Уд. вес, %

Отклонение (+;-)

сумма, тыс. руб.

Темп роста, %

Уд. вес, %

 

сумма, тыс. руб.

 

Уд. вес, %

Электробытовое оборудование

7108,1

26,9

8015,6

27,1

907,5

0,2

Телекоммуникационное оборудование

8323,5

31,5

9110,0

30,8

786,5

-0,7

Осветительное оборудование

6711,7

25,4

7010,0

23,7

298,3

-1,7

Прочее оборудование

4280,7

16,2

5442,4

18,4

1161,7

2,2

Итого

26424

100,00

29578

100,00

3154

х


Структура оборота розничной  торговли значительно не изменилась . Однако можно выделить группы товаров, занимающие большую долю в структуре оборота розничной торговли. Это такие группы товаров как «Телекоммуникационное оборудование» 31,5% и 30,8% в начале и конце анализируемого периода.

Далее проведем расчет и  анализ индексов сезонности развития оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» в разрезе кварталов отчетного года (табл. 8).

Таблица 8 - Расчет и анализ индексов сезонности развития оборота розничной торговли ООО «МедиаПлюс» в разрезе кварталов за 2009-2010 гг., тыс. руб.

Кварталы

Годы

Среднеквартальное значение

2009год

Индекс сезонности

2010 год

Среднеквартальный оборот

Отклонение

 

1

2

3

4

5

I

5247

5961,3

7119,4

6109,2

0,90

II

4815

5271,6

5673,1

5253,2

0,77

III

10581,7

10025,3

11337,2

10648,1

1,57

IV

5004,3

5165,8

5448,3

5206,1

0,77

Итого за год

25648

26424

29578

6804,2

-


Определим среднеквартальный  оборот розничной торговли каждого  квартала за 3 года:

I квартал = (5247+5961,3+7119,4)/3=6109,2

II квартал = (4815+5271,6+5673,1)/3=5253,2

III квартал = (10581,7+10025,3+11337,2)/3=10648,1

IV квартал = (5004,3+5165,8+5448,3)/3=5206,1

Определим среднеквартальный  оборот за 3 года:

(25648+26424+29578)/12=6804,2

Определим индексы сезонности продаж по кварталам:

Jc1=6109,2/6804,2=0,9

Jc2=5253,2/6804,2=0,77

Jc3=10648,1/6804,2=1,57

Jc4=5206,1/6804,2=0,77

Рассчитанные индексы  сезонности показывают, что сезонное увеличение продаж приходится в третий квартал. Полученные показатели целесообразно  использовать для внутриквартального планирования годового оборота розничной  торговли. Качественной характеристикой розничного оборота является его структура. В ходе анализа структуры оборота предприятий торговли определяют динамику оборота по товарным группам, степень удовлетворения спроса населения на реализуемые товары, сдвиги, происходящие в структуре розничного оборота по сравнению с прошлым периодом (таб. 9).

Проведенный анализ структуры  розничного оборота торгового предприятия  ООО «МедиаПлюс» показал, что наибольший удельный вес в структуре оборота, как в прошлом, так и в отчетном году занимает реализация телекоммуникационного оборудования (31,5% и 30,8% соответственно) и электробытового оборудования - 26,9% и 27,1%. Среднее колебание в удельных весах оборота по отдельным группам в общем объеме розничного оборота составляет в динамике 1,44%, что свидетельствует о значительной устойчивости ассортимента реализуемых товаров.

Таблица 9 - Расчет коэффициента структурных сдвигов в оборот розничной торговли ООО «МедиаПлюс» за 2009-2010 гг., %

Товарные группы

Структура оборота розничной  торговли

Отклонение 

(+,-)

 

2009 год

2010 год

А

1

2

3

Электробытовое оборудование

26,9

27,1

0,2

Телекоммуникационное оборудование

31,5

30,8

-0,7

Прочее оборудование

16,2

18,4

2,2

Осветительное оборудование

25,4

23,7

-1,7

Итого

100,00

100,00

х


 

Подводя итог анализу оборота  розничной торговли ООО «МедиаПлюс», можно отметить, что на предприятии складывается положительная динамика развития оборота в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим периодом. Основная доля продаж магазина приходится на третий квартал, где сосредоточено примерно около 30% всех продаж, соответственно при планировании товарных запасов, необходимо учитывать данные тенденции для обеспечения бесперебойного товарообеспечения. Основная доля продаж приходится на телекоммуникационные товары, примерно 30% всех продаж. Следует отметить, что структура продаж за два периода значительно не поменялась, что отражается через коэффициент структурных сдвигов, равный всего 1,44%. Поэтому в следующие периоды можно предположить, что не будет наблюдаться изменений в торговом ассортименте.

 

3. Пути увеличения объема оборота розничной торговли предприятия ООО «МедиаПлюс» и оптимизации его состава и структуры

Поскольку торговое предприятие  получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых  товаров, то задача максимизации прибыли  вызывает необходимость постоянного  увеличения объема товарооборота как  основного фактора роста доходов  и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

По оценкам специалистов, увеличение на 5% числа лояльных клиентов к различным торговым сетям способно повысить объемы продаж товаров на 100% .

Торговое предприятие  ООО «МедиаПлюс», реализующее продовольственные товары, за анализируемый период увеличило объем выручки на 11,9% до 3154 тыс. руб., что является положительным моментом деятельности. Однако в ходе анализа, проведенного во 2-ой главе, были выявлены недостатки организации торговой деятельности и использования ресурсов. В целях увеличения и сохранения имеющихся положительных тенденций в развитии предприятия предложим ряд мер по улучшению деятельности.

Исследователь предлагает введение новой товарной группы - цифровой, включающей в себя следующие наименования: сотовые  телефоны, фотоаппараты, модемы, видеокамеры  и комплектующие к ним (сумки, флеш-карты, зарядные устройства, стойки и т.д.). Для данной товарной группы предполагается освободить площадь  размером 12 мза счет рабочего места администратора, которое будет оборудовано необходимыми стеллажами.

Рассчитаем экономический  эффект от внедрения данного мероприятия.

1. Стоимость необходимого  оборудования составит 74 тыс. руб. (3 ряда остекленных стеллажей  по 4 м каждый стоимостью 4 тыс. руб. за 1 м, установка и подведение света составит 26 тыс. руб.).

2. Для информирования  покупателей о новой товарной  группе потребуется рекламная  продукция в размере 21 250 руб. (на  улице 2 баннера 3*4 стоимостью 7,5 тыс.  руб., 4 информационные таблички стоимостью 250 руб. каждая, подставки под продукцию  35 штук стоимостью 150 руб. каждая)

3. Кроме указанных расходов  требуется обучение персонала.  Для данного предприятия возможно  привлечение необходимых специалистов, которые смогут провести семинар  по консультированию покупателей  по данному виду продукции.  Стоимость данного семинара составляет 5 тыс. руб.

4. Совокупные расходы  составят 100,25 тыс. руб. Для покрытия  данных издержек на данный  товар необходимо получение оборота  розничной торговли в размере  355,5 тыс. руб. (при уровне валовой  прибыли по отчетному году - 28,2%), что является порогом безубыточности.

5. Определим сумму оборота  розничной торговли по данной  товарной группе, если предприятие  планирует сформировать товарные  запасы для заполнения свободных  площадей и торгового запаса  в общей сумме 102 тыс. руб.  при скорости обращения средних  товарных запасов по отчетному  году:

ОРТ по ц.т = 102* 24,29 = 2477,58 тыс. руб.

Кроме рассмотренного мероприятия  исследователь предлагает перед  кассой поставить стойку с телефонными  аксессуарами как сопутствующий  продукт. Рассчитаем экономический  эффект от данного мероприятия.

1. Стоимость стойки составит 3 тыс. руб.

2. На предприятии планируется  формирование товарных запасов  данного вида в размере 78 тыс.  руб. Планируется, что время  обращения составит 45 дней. Рассчитаем  планируемый оборот розничной  торговли:

ОРТ по акс = 78/45*360 = 624 тыс. руб.

На основании предложенных мероприятий рассчитаем экономический эффект в таб. 10.

Из таб. 8 видно, что за счет внедрения дополнительных товарных групп произойдет увеличение оборота розничной торговли на 10,47% или на 3101 тыс. руб., что способствует росту рентабельности конечной деятельности на 1,76%.

Таблица 10 - Расчет экономической эффективности по предложенным мероприятиям на ООО «МедиаПлюс»

Показатели

2010 год

Мероприятие №1

Мероприятие №2

Оборот розничной торговли с учетом изменений

Динамика

,%

1. Оборот розничной торговли

29578

+2477,58

+624

32679,58

110,47

2.Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

21242

   

23463,94

110,46

3. Валовая прибыль

- сумма

8336

   

9215,64

110,55

- уровень

28,2

   

28,2

 

4. Издержки обращения

         

-сумма

5620

100,25

3

5723,25

101,84

- уровень

19,00

   

17,51

 

5. Прибыль (убыток) от продаж

- сумма

2716

   

3492,39

128,59

- рентабельность продаж

9,18

   

10,69

 

6. Прочие доходы

2

   

2

100

7. Прочие расходы

8

   

8

100

8. Прибыль (убыток) до налогообложения

- сумма

2710

   

3486,39

128,59

- рентабельность предприятия

9,16

   

10,66

 

9. Текущий налог на  прибыль

782,0

   

782

100

10. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

1928

   

2704,39

128,59

- рентабельность конечной деятельности

6,52

   

8,28

 

Информация о работе Оборот розничной торговли и его развитие в условиях конкуренции