Оценка экономической эффективности функционирования на примере СПК «Крутогорье-Петковичи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:16, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – анализ текущего экономического состояния предприятия, а также выработка теоретических и практических рекомендаций по повышению экономической эффективности деятельности предприятия.
Поставленная цель предопределила решение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных задачи:
теоретически исследовать категорию «эффективность производства», отражающую результативность производства, его объективных связей и процессов;
выявить факторы, влияющие на эффективность производства в условиях рыночной экономики, дать их характеристику и исследовать основные аспекты эффективного управления ими,
предложить методические подходы к оценке эффективности деятельности предприятий;
определить пути построения системы оценки экономической эффективности деятельности предприятия;
охарактеризовать организационно-экономическую деятельность СПК «Крутогорье-Петковичи»;
провести экономический анализ деятельности кооператива;
изучить систему управления экономической деятельности СПК «Крутогорье-Петковичи»;
предложить практические рекомендации, направленные на повышение экономической эффективности деятельности исследуемого предприятия.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 269.74 Кб (Скачать документ)

Производственная эффективность  имеет два главных компонента: техническую эффективность (ТЕ) и  эффективность фактора цены (factor price efficiency - FPE). ТЕ означает извлечение максимального уровня выпуска от данного уровня входа при данном уровне технологии. FPE измеряется способностью использовать лучшую комбинацию входа при данном уровне цен. Концепция производственной эффективности подразумевает производство соответствующего уровня выхода при минимальных издержках при данной технологии. Иными словами, данная концепция исходит от неоклассической теории фирмы и может быть графически изображена с помощью производственной функции «изокванты» и кривой «изокосты».

Уместно отметить, что теория, лежащая в основе понятия производственной эффективности, критиковалась английским экономистом Дж. Том-линсоном в 1993 году. Он подчеркивал, что производство "характеризуется с помощью понятия комбинации факторов, когда данные факторы могут быть разрушены любой организацией или структурой отчетности". Организации оптимизируются в результате воздействия рыночных сил. "Но рынки не могут рассматриваться как полная организационная или расчетная однородность, либо оптимальная эффективность. Проблема неоклассической теории производства состоит в использовании решающих особенностей предприятия, определяющих эффективность".

В теории производственная эффективность, определяемая факторами  внешней среды (рыночными силами), опирается на решения, принятые в  связи с внутрифирменными операциями. Распределительная эффективность  возникает за пределами фирмы. Данная концепция развивалась в рамках анализа всеобщего равновесия (General Equilibrium Analysis - GEA), корни которого содержатся в работе Леона Вальраса. В соответствии с GEA, конкурентная рыночная система ведет к оптимальному распределению ресурсов и дохода. На каждом рынке соответствующий уровень выпуска определяется приравниванием предельной стоимости к цене. В то же время для каждого потребителя предельная выгода равна цене, а относительные предельные выгоды одинаковы для всех потребителей. Это и есть распределительная эффективность, которая максимизирует благосостояние потребителя.

Концепция X - эффективности, введенная Х.Лейбенштейном еще в 1966 году, объясняется с помощью кривой средних издержек. Как известно, эта кривая показывает самые низкие средние издержки, при которых может производиться каждый другой последующий уровень выпуска. Если фирма находится на своей кривой средних издержек, она X - эффективна. Однако по различным причинам фирма на практике может отклоняться от кривой средних издержек.

Например, неэффективные  контракты между принципалами (собственниками) и агентами (менеджерами) могут привести к тому, что менеджеры будут  работать с издержками меньшими, чем  самые низкие издержки при любом  уровне выпуска. Они могут предоставлять  себе больше льгот, чем это принято  для менеджеров соответствующего уровня. Если конкуренция не очень интенсивная, собственники и менеджеры могут  позволить себе расслабиться вместо того, чтобы содержать оборудование и работников в оптимальном состоянии. Если конкуренция не очень острая, то удается удержать цены достаточно высокими для покрытия любых сверхнормативных расходов и издержек. В таких случаях имеет место Х-неэффективность. К.Баттон и Т.Уеман-Джонс в своей работе «Х-эффективность и техническая эффективность» показывают теоретическую и эмпирическую очевидность существования Х-неэффективности.

Фирмы, которые действуют  в отраслях под защитой правительства (такие как регулируемые монополии) имеют более высокий уровень X-неэффективности, чем аналогичные в конкурентных областях. Например, они могут проявить несознательность в отношении определения  стоимости своей продукции, что  однозначно приводит к выводу, что  дерегулирование ведет к сокращению Х-неэффективности.

Х-эффективность и распределительная  эффективность различны, но относительны. Улучшение в распределительной эффективности (например, через устранение монополий) понижает цены, противоположность ведет к улучшению в Х-эффективности. Х.Лейбенштейн в своей работе «Распределительная эффективность против «Х-эффективности»» показал, что благосостояние, идущее от улучшений в распределительной эффективности, существенно меньше, чем через улучшение Х-эффективности. Существует также различие между Х-эффективностью и технической эффективностью.

Теоретическая дискуссия  и эмпирическая очевидность этого  раскрыта в работе К.Калираяна и Т. Варагунасинха.

Степень Х-неэффективности  измеряется состоянием, при котором  действительные средние издержки превышают  оптимальные средние издержки.

Согласно современной  экономической теории, концепция  эффективности раскрывается на положении, что людей в первую очередь  интересуют обычные экономические  блага и услуги. Поэтому при  оценке экономической системы исходят  из того, насколько хорошо она удовлетворяет  экономические нужды населения  данной страны с учетом предпочтений индивидов. Это означает, что одна ситуация устраивает их больше, чем  другая, и она приносит большую  полезность, максимизируя меру их удовлетворения.

В силу ограниченности ресурсов в рыночной экономике оценка функционирования экономической системы не может  обойтись без осуществления выбора, т.к. увеличение полезности для одного лица может означать ее снижение для  другого.

Считается, что выбор эффективен, если не существует иного варианта, который удовлетворял бы всех членов данной группы индивидов как минимум  не менее, чем данный вариант, и который являлся бы предпочтительным, по меньшей мере, для одного из этих индивидов. И, наоборот, выбор не эффективен, если существует альтернатива, которая позволит улучшить положение хотя бы одного человека, не нанося ущерба остальным.

Следует отметить, что эффективность  или неэффективность выбора всегда имеет относительный характер. Эти  понятия справедливы для какой-то конкретной совокупности индивидов, чьи  интересы принимаются в расчет, а  также для какого-то конкретного  набора доступных вариантов.

Понятие «эффективность»  чаще всего используется в ходе экономического анализа при сравнении альтернативных вариантов распределения ресурсов. Любое распределение ресурсов А является неэффективным, если существует другое осуществимое распределение ресурсов В, которое может устраивать всех заинтересованных сторон как минимум не меньше, чем А, и которое является безусловно предпочтительным по крайней мере для одного лица.

Расточительность неэффективного распределения проявляется в  том, что при лучшем распределении  ресурсов было бы возможно повысить благосостояние некоторых людей, не причинив никакого ущерба всем остальным. И если не существует ни одного варианта распределения, который  для всех заинтересованных сторон являлся  бы предпочтительным по отношению к  распределению А, то данное распределение А является эффективным (или оптимальным по Парето).

Таким образом, можно заключить, что любое распределение ресурсов является эффективным, если ни одно из других возможных распределений  не обеспечивает повышение чьего-либо благосостояния без ущерба для остальных  индивидов [20, с. 48]. В реальной действительности достижение эффективного распределения ресурсов является трудным делом.

 

1.2 Методические подходы к оценке и управлению экономической эффективностью деятельности предприятия

 

В целом, понятие экономической  эффективности деятельности предприятия  связано с отношением ценности результата к ценности затрат, т.е. является оценочной  категорией и представляет собой  комплексное отображение конечных результатов использования всех ресурсов за определенный промежуток времени. В основу определения эффективности  заложенное понятие сравнительного преимущества. Это дает возможность  сравнения и выбора наиболее эффективного варианта деятельности по принятому  критерию, оценку целесообразности совершенствование  базового варианта. Сущностная характеристика эффективности производства находит  отображение в общей методологии  ее определения, формализованная форма  которой имеет вид [14, с. 462]:

 

. (1.1)

 

Под результатами деятельности понимают полезный конечный результат в виде:

  1. материализованного результата процесса производства, измеренного объемом продукции в натуральной и стоимостной формах;
  2. народнохозяйственного результата деятельности предприятия, которое включает не только количество изготовленной продукции, но и охватывает его потребительскую стоимость.

Таким образом, процесс измерения ожидаемого или достигнутого уровня эффективности  деятельности предприятия методологически  связан прежде всего с определением надлежащего критерия и формирования соответствующей системы показателей.

Формируя систему показателей  эффективности деятельности предприятия, целесообразно придерживаться определенных принципов, а именно:

  1. обеспечение органической взаимосвязи критерия и системы соответствующих показателей эффективности деятельности;
  2. отображение эффективности использования всех видов применяемых ресурсов;
  3. возможности применения показателей эффективности к управлению разными направлениями деятельности;
  4. выполнение главными показателями стимулирующей функции в процессе использования имеющихся резервов повышения эффективности деятельности.

Система показателей эффективности  производства может включать несколько  групп:

    • частные показатели эффективности деятельности;
    • обобщающие показатели эффективности деятельности, которые обеспечивают возможность сравнения частных.

Любая из этих групп включает определенное количество конкретных абсолютных или относительных показателей, которые характеризуют общую эффективность хозяйствования или эффективность использования отдельных видов ресурсов (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 – Система показателей эффективности деятельности предприятия

Обобщающие показатели

Частные показатели эффективности

труда (персонала)

материальных активов

оборотных средств

финансовых средств

Рентабельность затрат на производство продукции

Призводи-тельность труда

Фондоотдача

Оборачиваемость оборотных средств

Удельные капитальные  вложения (на единицу прироста мощности или продукции)

Трудоемкость

Зарплатоемкость единицы продукции

Рентабельность активов  предприятия

Темпы роста призводительности труда

Фондоемкость

Период одного оборота  оборотных средств

Рентабельность инвестиций

Обобщающие показатели

Частные показатели эффективности

труда (персонала)

материальных активов

оборотных средств

финансовых средств

Затраты на 1 грн. товарной продукции

Относительное высвобождение  работников

Материало-емкость единицы продукции

Относительное высвобождение  оборотных средств

Срок окупаемости инвестиций

Коэффициент использование  полезного фонда рабочего времени


 

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Кроме того, оптимизация  финансово-экономического состояния  организации обеспечивается не только путем планирования важнейших показателей  его хозяйственной деятельности, но и в процессе постоянного контроля за ходом реализации разработанных планов. Этот внутренний финансовый контроль в организации базируется на построении системы мониторинга его финансово-экономической деятельности.

Система мониторинга финансово-экономической  деятельности представляет собой разработанный в организации механизм осуществления постоянного наблюдения за важнейшими текущими результатами этой деятельности в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры потребительского и финансового рынков [8, с. 102].

Основной целью разработки системы мониторинга текущей  финансово-экономической деятельности организации является своевременное обнаружение отклонений фактических результатов этой деятельности от предусмотренных, вызывающих ухудшение финансового состояния организации; выявление причин, вызвавших эти отклонения, и разработка предложений по соответствующей корректировке отдельных направлений финансово-экономической деятельности с целью ее нормализации и повышения эффективности.

Построение системы мониторинга  текущей финансово-экономической  деятельности организации охватывает следующие основные этапы:

1. Выбор для наблюдения  наиболее важных направлений  и целевых показателей финансово-экономической деятельности. В процессе такого выбора необходимо ориентироваться в первую очередь на целевые финансово-экономической нормативы и систему показателей, характеризующих различные аспекты финансово-экономического состояния предприятия.

2. Построение системы  стандартов финансово-экономической  деятельности. В качестве таких  стандартов выступают разработанные  критерии по отдельным аспектам  деятельности (например, по политике финансирования активов, формированию финансовой структуры капитала и т.п.); целевые стратегические нормативы; показатели текущих и оперативных планов, избранные для наблюдения.

3. Построение системы  информативных отчетных показателей  по каждому из направлений  деятельности и периодичности  их формирования. Такая система  показателей должна основываться  на данных финансового и управленческого  учета. Она представляет собой  так называемую «первичную информационную  базу наблюдения», необходимую для последующего расчета отдельных аналитических показателей, характеризующих уровень финансового состояния торгового предприятия в разрезе различных его аспектов. Периодичность формирования первичной базы данных определяется «срочностью реагирования», т.е. своевременностью осуществления внутреннего контроля за отдельными аспектами деятельности. С учетом такого принципа подхода к периодичности формирования первичной информационной базы наблюдения выделяют: а) оперативную (недельную, декадную) сводку; б) месячный отчет; в) квартальный отчет (показатели годовой отчетности не являются объектом текущего мониторинга финансово-экономической деятельности).

Информация о работе Оценка экономической эффективности функционирования на примере СПК «Крутогорье-Петковичи»