Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1.Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции…….6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции……………………………….6
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции……………………………....9
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара…………………………..12
2.Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………….21
2.1 Организационно-экономический анализ деятельности предприятия……21
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия…………………………………24
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………..29
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции……………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия.docx

— 136.54 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономики промышленных предприятий

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Экономика предприятия

на тему: Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФМ, 3-й курс, ДКП-3       Т.С. Стасько 

 

 

Руководитель        О.Г. Довыдова

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 45 стр., 14 табл., 5 рис., 21 источник.

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КАЧЕСТВО,  МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, ПОКАЗАТЕЛИ, ЦЕНА, ФАКТОРЫ.

 

Объект исследования - РУП «МАЗ».

Предмет исследования - конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ».

Цель  работы - исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:

- рассмотрены  теоретические аспекты конкурентоспособности  товаров и методы ее оценки;

- проведена  оценка конкурентоспособности продукции  РУП «МАЗ»;

- разработаны  мероприятия по повышению конкурентоспособности  продукции предприятия.

В процессе работы использованы такие методы исследования и анализа как метод синтеза, сравнения, системного анализа, экспертных оценок.

Основными теоретическими и методологическими  источниками при написании данной работы служат литература по организации производства, конкурентоспособности предприятия, а также учебные пособия по экономике предприятия.

Автор работы подтверждает, что произведённый  в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения и  концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4

1.Сущность и  основные показатели конкурентоспособности  продукции…….6

1.1 Понятие конкурентоспособности  продукции……………………………….6

1.2 Факторы конкурентоспособности  продукции……………………………....9

1.3 Методы оценки  конкурентоспособности товара…………………………..12

2.Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………….21

2.1 Организационно-экономический анализ  деятельности предприятия……21

2.2 Анализ конкурентной  среды предприятия…………………………………24

2.3 Оценка конкурентоспособности  продукции РУП «МАЗ»………………..29

3. Направления  повышения конкурентоспособности  продукции……………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….45

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях глобализации современного мира национальные экономики отдельных государств начинают приобретать все более  открытый характер. Чем более открыта  экономика той или иной страны, тем важнее для нее становится достигнутый ею уровень конкурентоспособности. Кто выигрывает в конкурентной борьбе – тот имеет возможность сохранять  рабочие места, повышать доходы населения, модернизировать производство.

Сегодня на каждый сегмент мирового рынка  претендуют тысячи производителей. Активизировали деятельность транснациональные корпорации, диктуя монопольные ценовые условия. На мировых рынках агрессивно действуют  азиатские страны, экономика которых  стремительно растет. Благодаря революционным  научным открытиям стали доступны новые технологии и материалы. В  мире резко увеличилось потребление  энергоресурсов, происходит их «взрывное» удорожание ввиду иссякающих природных  запасов. Все это диктует новые  задачи не только перед отдельными предприятиями и отраслями, но и  перед правительствами всех стран.

Проблема  конкурентоспособности актуальна  и для Беларуси. В условиях жесточайшей  конкуренции, которыми характеризуется  любая рыночная экономика, выжить может  только тот субъект хозяйствования, который сможет быстрее приспособиться к быстрым изменениям в экономической  среде. Для этого необходимо четкое знание принципов и основ функционирования рыночной экономики, полная информация о последних изменениях в законодательстве, а значит не обойтись без четкой государственной программы содействия развитию различных форм предпринимательства.

Выпуск  конкурентоспособной продукции  и ее реализация завершают кругооборот  хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять  обязательства перед государственным  бюджетом, банком по ссудам, рабочими и  служащими, поставщиками и возмещать  производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции  и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого  предприятия.

Данная  тема актуальна, так как успешность функционирования любого предприятия  зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям, тем  самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики, теории вероятностей и других наук.

Формирование  потенциальной возможности хозяйствующих  субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов  в сегодняшних условиях осложняется  в связи с необходимостью постоянного  приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретной исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.

Целью работы является исследование конкурентоспособности  продукции РУП «МАЗ» с целью  выработки мероприятий по её повышению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
    • определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
    • разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции

 

1.1 Понятие конкурентоспособности  продукции

 

Проблема  конкурентоспособности продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной жизни  любой страны, практически любого потребителя. Понятие конкурентоспособности  продукции очень многогранно  и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как  товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. В различных  отраслях знаний в научно-технической  литературе существует ряд определений  конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность – более высокое по сравнению  с товарами-заменителями соотношение  совокупности качественных характеристик  товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его  определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным  считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при  этом величина ни одного из критериев  не является неприемлемой для потребителя[11,c.6].

Конкурентоспособность товара – это степень реального  удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность  товара является относительной величиной  и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов  по степени соответствия их характеристик  требованиям конкретного потребителя  на данном рынке [19, с. 12].

А также, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных  характеристик товаров, определяющих их предпочтительность для потребителя (внутреннего и внешнего рынка) по сравнению с аналогичными изделиями  других отечественных и зарубежных предприятий[14,c.56].

Вопрос  о конкурентоспособности товара связан с решением покупателя, который  определяет соответствие предлагаемого  ему товара своей конкретной потребности. При этом покупатель оценивает, с  одной стороны, полезный эффект от использования  данного изделия, а с другой - свои затраты на него. В этом плане  спрос потребителя является основным индикатором правильности выбора характеристики изделия.

Конкурентоспособность товара - непостоянная величина. С углублением  научно-технического прогресса, изменением структуры и уровня развития рынка  появляются однотипные изделия, имеющие  различную эффективность и стоимость. Конкурентоспособность исходного  изделия в таком случае снижается, а следовательно, сокращается спрос  на него в абсолютном и относительном выражении. Это вынуждает производителя постоянно контролировать положение своих товаров на рынке, обеспечивая им различными способами необходимый уровень конкурентоспособности [10, c.286].

Выделяются  несколько способов достижения требуемого результата. Один из них - использование  средств, непосредственно воздействующих на потребителя и позволяющих  «организовывать» выбор изделия, отвечающего  его потребностям (искусственное  ограничение поступления на рынок  более прогрессивных конкурирующих  товаров; давление на покупателя с помощью  рекламы, а также финансовых и  политических связей; принуждение его  расходовать свои средства на изделия, менее конкурентоспособные, исходя из полезного эффекта и затрат на их потребление). Нахождение оптимальных  способов совершенствования изделия  опирается на анализ широкого комплекса  проблем как экономического, так  и технического характера, в результате чего выявляются параметры изделия, обеспечивающие его конкурентоспособность  с наименьшими издержками для  производителя. Исходной точкой такого анализа является определение перечня  технических и экономических  показателей конкурентоспособности. Если номенклатура данных показателей  известна, то следующая задача состоит  в том, чтобы установить, какие  из них должны быть изменены и в  какой мере с тем, чтобы добиться сохранения или роста конкурентоспособности. Для этого должна быть установлена  значимость каждого параметра для  обеспечения конкурентоспособности, т.е. его «цена», определенная с точки  зрения потребителя[14, c.60].

Потребность покупателя в каком-либо изделии  имеет своего рода иерархическую  структуру, в которой один элемент  по своей значимости превосходит  другие. Иерархия указанных элементов  определяет иерархию технических параметров изделия.

Каждый  технический параметр имеет некоторую  величину, по которой покупатель судит  о том, насколько свойства изделия, выражаемые данным параметром, удовлетворяют  данный элемент потребности. Это  можно выразить в количественной форме, как процентную величину того или иного технического параметра  изделия, при которой элемент  потребности полностью удовлетворяется.

Рассчитываемые  таким образом показатели являются, по сути и по форме индексами, на основании которых сравниваются элемент потребности и технический  параметр изделия, т.е. параметрическими индексами.

Для объединения  частных параметрических индексов в общий (сводный) индекс необходимо принять во внимание значимость каждого  технического параметра, которой можно  придать форму веса [19, c.261].

Несмотря  на видимую простоту рассмотренного показателя, применять его непосредственно  на практике весьма трудно, поскольку  далеко не всегда покупатель проводит подобный расчет, прежде чем остановить свой выбор на том или ином изделии.

С момента  выхода изделия на рынок его конкурентоспособность  начнет понижаться. Улучшая изделие, можно в той или иной степени  замедлить этот процесс, однако остановить его нельзя. Если речь идет о вновь  проектируемом изделии, то к его  жизненному циклу должно прибавляться время, необходимое для подготовки производства данного изделия, что  значительно усложняет задачу [7, c.92].

Рассмотренные требования обуславливают ориентацию производителя на выпуск прогрессивных  видов товаров, пользующихся спросом  на рынке. Вместе с тем практическое приложение упомянутых требований к  тому или иному изделию связано  с определенной трудностью, поскольку  отдельно взятый аналог чаще всего  удовлетворяет лишь некоторым из них, но не всем сразу.

Основным  источником данных для определения  весовой базы являются весьма дорогостоящие  рыночные исследования, методы проведения которых очень разнообразны. К  ним относятся опросы потребителей, выставки образцов и ряд других способов, основанных на непосредственном контакте исследователей с потенциальными покупателями.

На практике наиболее доступный источник информации - опыт и интуиция специалистов. Однако в данном случае есть опасность субъективной переоценки или недооценки того или  иного параметра изделия. Для  того чтобы избежать этого, используются методы групповой экспертизы, называемой квалиметрической, поскольку ее цель – количественное соизмерение различных  свойств изделия. Такая экспертиза опирается не на восприятие экспертов, а на понимание ими роли того или  иного свойства в удовлетворении потребности покупателя в изделиях данного класса[3, c.121].

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия