Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1.Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции…….6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции……………………………….6
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции……………………………....9
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара…………………………..12
2.Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………….21
2.1 Организационно-экономический анализ деятельности предприятия……21
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия…………………………………24
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………..29
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции……………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия.docx

— 136.54 Кб (Скачать документ)

 

П - оцениваемый параметр;

Т – момент времени оценки;

ЛО – лучший образец конкурентов  на данном рынке;

ВО – выпускаемый образец  товара фирмы.

 

Рисунок 3.1 -   Схема применения опережающей  базы сравнения

Примечание  – Источник: собственная разработка

 

Предположим, выпускаемый образец имеет параметр П1, лучший образец конкурентов П2. Значит, в момент Т1, отставание выпускаемого образца от лучшего составляет П2 - П1. Однако лучший образец проектировался раньше момента Т1, поэтому его параметры уже отстают от лучших мировых достижений в данной области, зафиксированных в изобретениях, патентах, научных отчетах и других источниках.

Кроме того, еще нужно время для реализации плановых параметров будущего товара в конструкторской документации (Т2), технологической документации (Т3), изготовления и внедрения у потребителя (Т4).

При ориентации параметров выпускаемого образца на лучший образец к моменту внедрения  нового образца у потребителя (Т4) отставание от лучших мировых достижений будет равно П4 - П2. Поэтому ориентация плановых показателей нового образца на показатели лучшего образца на данном рынке не обеспечит конкурентоспособности нового образца. Будет только частичное улучшение выпускаемого образца. Если при планировании показателей качества ориентироваться на тенденции НТП в данной области на начало освоения новой продукции в серийном производстве (точка "С"), то отставание нового образца от тенденций НТП будут меньше (П4 - П3). Этот подход можно применять при отсутствии экспериментальной базы, качественной информации и средств для коренного улучшения товара.

Схему, представленную на рисунке 3.1, необходимо использовать в том случае, когда увеличение показателя приводит к повышению качества и конкурентоспособности  продукции. Например, при планировании таких показателей, как производительность, средняя скорость, грузоподъемность, срок службы и др.

В случае, когда снижение показателя приводит к повышению качества и конкурентоспособности продукции, например, удельный расход топлива, уровень шума, содержание вредных веществ, необходимо использовать схему, представленную на рисунке 3.2.


Рисунок 3.2 - Схема применения опережающей базы сравнения

Примечание - Источник: собственная  разработка

 

Первоначально предприятие стремится  догнать по заданным параметрам конкурента. Однако, для того чтобы опередить конкурентов и выйти в лидеры с новым товаром на данном рынке, предприятие должно применять опережающую базу сравнения, т.е. должны спрогнозировать тенденции НТП в данной области на период внедрения нового товара у потребителя. При таком подходе по важнейшим параметрам прогнозируется точка "Д" и эти параметры закладываются в техническое задание на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В этом случае фирма не будет отставать от лидеров. Затем конструкторы, технологи, экономисты и менеджеры ищут пути технического и организационно-экономического решения проблем и документально оформляют способы материализации планируемых показателей. После этого изготавливают и внедряют новые изделия у потребителей.

С целью формализации представленного  подхода предлагается расчет планируемых  технико-эксплуатационных параметров новых изделий осуществлять по следующей формуле:

      (3.1)

где П2 - планируемый (прогнозируемый) показатель нового изделия;

П1 - показатель, характеризующий лучшие мировые достижения в данной области;

  П - среднегодовая тенденция изменения данного показателя, учитывающая тенденции НТП в данной области, %;


tпп - период, включающий маркетинговые исследования,

подготовку производства, освоение в серийном производстве.

Использование предложенного подхода  к планированию технико-эксплуатационных параметров новых изделий рассмотрим на примерах.

На начало 2011 года лучший показатель по минимальному удельному расходу топлива был у автомобиля «MAN» и находился на уровне 188 г/(Квт*ч) или 139 г/(л.с*ч). Среднегодовая тенденция снижения данного показателя составляет 1%. Если предприятию для разработки и внедрения нового изделия у потребителя понадобится 2 года, то при составлении технического задания этот показатель необходимо спланировать на уровне 188*(1-1/100)2=184,3г/(Квт*ч) или 139*(1-1/100)2= 136,2 г/(л.с*ч)

Аналогичный подход необходимо использовать и при планировании других технико-эксплуатационных показателей, имеющих важное значение для потребителей.

Следует отметить, что применение опережающей базы сравнения при  планировании технико-эксплуатационных параметров новых изделий и последующее  достижение этих параметров требует  высокой квалификации всех работников, мощной научно-экспериментальной базы, большого объема качественной информации. На это потребуются существенные затраты. Их окупаемость будет вызвана  повышением спроса на качественные автомобили и соответственно увеличением выручки  от реализации.

Также необходимо принять во внимание цену выпускаемого изделия.

Определим рекомендуемую цену на оцениваемый образец самосвал МАЗ-551605, если ориентировочная цена его аналога самосвала КАМАЗ 6520 составляет  93 тыс. долл. США.

Для начала выделим важнейшие параметры  качества и определим коэффициент  их весомости. Экспертным методом оценки были получены следующие коэффициенты весомости:

 

Таблица 3.1 – Определение  весового коэффициента методом экспертной оценки

 

 

Оценка эксперта

         

Характеристика

1

2

3

4

5

6

7

Средняя оценка

Мощность двигателя

0,3

0,4

0,3

0,2

0,3

0,3

0,3

0,3

Грузоподъемность

0,2

0,1

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

Максимальная загрузка на переднюю ось

0,1

0,15

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Максимальная нагрузка на заднюй мост

0,1

0,15

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Объем топливного бака

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

Рабочий объем

0,1

0,05

0,05

0,1

0,1

0,1

0,05

0,1

Объем кузова

0,1

0,05

0,05

0,1

0,1

0,1

0,15

0,1

Ступени передач

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05


 

Примечание  – Источник: собственная разработка

 

Таблица 3.2 - Технические характеристики самосвалов с колесной формулой 6х4

 

Параметр качества

к-т весомости

МАЗ-551605

КАМАЗ-6520

Мощность двигателя, л.с.

0,3

330

320

Грузоподъемность, кг

0,2

18500

20000

Максимальна загрузка на переднюю ось,кг

0,1

7000

7500

Максимальная нагрузка на задний мост, кг

0,1

26000

25600

Объем топливного бака, л

0,05

350

350

Рабочий объем,л

0,1

14,86

11,76

Объем кузова, м3

0,1

11

12

Ступени передач

0,05

8

16


 

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

Определим интегральный показатель с учетом коэффициента весомости  по формуле:

 

К=∑£I *(Пхiai)β     (3.2)

где  £I – к-т весомости;

  Пхi – параметр оцениваемого изделия;

Пai – параметр аналога;

β - =+1, если увеличение параметра способствует росту конкурентоспособности

     =-1, если увеличение параметра будет снижать конкурентоспособность.

В нашем случае:

К=0,309+0,185+0,093+0,102+0,05+0,063+0,092+0,025=0,919

После определения интегрального  коэффициента необходимо сравнить цены на изделия по формуле:

 

Цх / Ца= (К)кт     (3.3)

где Цх – цена оцениваемого товара;

Ца – цена аналога;

К – интегральный коэффициент;

Кт – коэффициент торможения.

Коэффициент торможения учитывает отставание ценна  товары от роста их главного параметра. В машиностроительной отрасли он равен 0,9.

Цх /93000= (0,919)0,9

Цх=86000

Так как  ориентировочная стоимость составляет 87000, то проанализировав технические параметры цена изделия должна быть снижена на 1000 долл. США. Это может быть организовано в форме скидки клиентам.

Одним из направлений  повышения конкурентоспособности  продукции является улучшение сервисного обслуживания.

Система сервиса будет гарантировать  каждому потребителю необходимый  комплекс услуг при приобретении автомобильной техники «МАЗ», в  гарантийный и послегарантийный период и обеспечивает условия для  экономически выгодной эксплуатации.

Реализация  политики в области сервиса должна обеспечиваться РУП «МАЗ» за счет:

- управления  сервисной сетью через организацию  сервиса как одного из базовых  процессов системы менеджмента  качества в соответствии с  требованиями и рекомендациями  стандартов ИСО серии 9000;

- периодической  аттестации сервисных центров  на соответствие требованиям  стандартов системы сертификации  услуг по техническому обслуживанию  и ремонту автотранспортных средств; 

- подготовки  потребителя к эффективной и  безопасной эксплуатации продукции; 

- предоставления  каждому потребителю квалифицированных  услуг по предпродажному, гарантийному  и послегарантийному сервису,  с использованием запасных частей, узлов и агрегатов, которые  по качеству соответствуют требованиям  РУП «МАЗ»; 

- оперативной  поставки запасных частей в  течение 72 часов с использованием  сети региональных складов и  активного сотрудничества с поставщиками  покупных изделий; 

- своевременного  обеспечения субъектов сервисной  сети технологической, нормативной  и эксплуатационно-ремонтной документацией; 

- проведения  целевого обучения и повышения  квалификации технического и  производственного персонала субъектов  сервисной сети;

- системы  сбора и передачи информации  о состоянии качества продукции  с маркой «МАЗ» на стадиях  производства, хранения и эксплуатации;

- совершенствования  и развития производственной  базы субъектов сервисной сети;

- инвестиций  в развитие сервисной инфраструктуры, соответствующей условиям эксплуатации  продукции в каждом регионе; 

- рассмотрения  и удовлетворения обращений потребителя  по качеству автомобильной техники  «МАЗ» в гарантийный период  эксплуатации в течении 20 дней, увеличения срока гарантии автомобилей  «МАЗ» до 18 месяцев и гарантийного  пробега до 50 тыс. км;

- постоянного  повышения технического уровня  и качества продукции РУП «МАЗ»  с целью увеличения показателей  конкурентоспособности и снижения затрат в эксплуатации у конечного потребителя.

Основным  направлением для предприятия является расширение сервисно-сбытовой сети, преимущественно  в направлении региона Урала, где практически отсутствуют  представительства РУП «МАЗ»  и осуществить сервис достаточно сложно.

Кроме того, представляется целесообразным открыть  учебный центр для обучения работников сервисных центров в других регионах на площадях РУП «МАЗ» и специалистами  предприятия.

Также в  помощь сервисным центрам, а также  индивидуальным владельцам автотехники  МАЗ необходимо издать «Руководство по эксплуатации автомобилей (автобусов) МАЗ". Данное руководство необходимо издавать на каждую модель (серию) автомобиля.

В руководстве  необходимо подробно описать конструкцию  стационарных дизельных двигателей, их агрегатов, систем и узлов, привести рекомендации по эксплуатации, техническому обслуживанию, регулированию, транспортированию, хранению, гарантии завода и порядке  предъявления рекламаций.

В приложениях  разместить сведения об эксплуатационных материалах, заправочных объемах, моментах затяжки основных резьбовых соединений, применяемых армированных манжетах, подшипниках качения, ремонтных  размерах.

Кроме того, можно выпустить Каталог деталей  и сборочных единиц автомобилей  МАЗ.

Необходимо  продолжать распространение буклета  «География сервиса ОАО МАЗ» который  необходим предприятиям, эксплуатирующим  автотехнику МАЗ в странах  СНГ и России. В буклете указаны  схемы подъезда к сервисным центрам, их телефоны, факсы, электронная почта  и виды оказываемых услуг.

Таким образом, конкурентоспособность и эффективность  производственно-сбытовой деятельности РУП «МАЗ» должна обеспечиваться развитой системой сервиса. Постоянное совершенствование и развитие Системы  сервиса гарантирует максимальное соответствие качества обслуживания требованиям  потребителей на новых и традиционных рынках сбыта продукции РУП «МАЗ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конкурентоспособность продукции — это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

На конкурентоспособность  оказывают свое влияние определенные движущие силы или факторы. В настоящее  время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности  продукции. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности  товара представлены у  Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние  и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния  на конкурентоспособность товара

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия