Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1.Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции…….6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции……………………………….6
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции……………………………....9
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара…………………………..12
2.Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………….21
2.1 Организационно-экономический анализ деятельности предприятия……21
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия…………………………………24
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»………………..29
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции……………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия.docx

— 136.54 Кб (Скачать документ)

На рынках различных стран ряд параметров продукции регламентируется законодательными нормами, стандартами, специальными условиями  и т. п. Товар, не соответствующий  установленным требованиям, не допускается  на рынок независимо от его прочих свойств, т.е. конкурентоспособность  такого товара равна нулю.

Таким образом, конкурентоспособность выступает  как комплексная оценка способности  конкретной продукции отвечать требованиям  данного рынка в определенный период времени, определяемая совокупностью  свойств продукции, а также условиями  ее продажи и потребляемая в данном регионе (стране) [12, c.10].

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции  на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и  значительная часть прибыли.

 

 

1.2 Факторы конкурентоспособности  продукции

 

В настоящее  время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности  продукции. Наиболее подробно и комплексно факторы конкурентоспособности  товара представлены у             Р. Фатхутдинова [15, c.62]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:

Внешние факторы:

  1. Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  2. Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  3. Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  5. Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  6. Сила конкуренции на входе системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
  9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (рост уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
  10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.): с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается.

Внутренние  факторы:

  1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
  2. Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
  3. Конкурентоспособность персонала системы (рост конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
  4. Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  6. Научный уровень системы управления (менеджмента): с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара;
  7. Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

Необходимо  отметить, что во всех приведенных  классификациях факторов конкурентоспособности  продукции можно выделить одну общую  особенность, а именно: их деление  на внешние и внутренние.

Существует  также мнение, что товарная конкурентоспособность  находится в прямой зависимости  от разноплановых факторов, среди  которых первостепенное значение имеют  издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые  влияют на цену и качество изделий.

Издержки  производства – это выраженные в  денежной форме затраты фирмы, связанные  с приобретением факторов производства и их использованием.

Производительность  труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность  на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются  материальные основы конкуренции, которые  проявляются на рынке через сравнительный  уровень цен и прибыльности.

Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности  производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска  продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу[17, с.66].

В настоящее  время на первый план в мировой  конкурентоспособности выходят  неценовые факторы, из которых важнейшее  значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость  изделий. Поэтому большинство стран  мира обеспечивает повышение своей  товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала[7, c.91].

В последние  годы большое значение в обеспечении  конкурентоспособности товаров  приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования к  качеству товара и одновременно более  острая конкуренция на мировом рынке  заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе  с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей  является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы  экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой  продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический  фактор их производства, а также  использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции [6, c.23].

Таким образом, рассмотрев и проанализировав факторы, обеспечивающие конкурентоспособность  продукции, можно сделать заключение, что конкурентоспособность продукции  – решающий фактор коммерческого  успеха предприятия на развитом конкурентном рынке. На конкурентоспособность продукции  влияют как внешние, так и внутренние факторы. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы – это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

1.3 Методы оценки конкурентоспособности  товара

 

Наличие множества разнообразных товаров  на рынке предопределяет существование  множества различных подходов к  видам конкурентоспособности продукции. В этой связи существует целая  система показателей, характеризующих  конкурентоспособность.

Рассмотрим  классификацию показателей, определяющих конкурентоспособность промышленной продукции:

 

Рисунок 1.1. Классификация показателей, определяющих конкурентоспособность  промышленной продукции

 

Примечание. Источник: [18, c. 63, рисунок 3.2]

 

Показатели  качества делятся на стандартизируемые  и регламентируемые, а экономические  показатели – на единовременные и  текущие. Чтобы определить уровень  конкурентоспособности оцениваемой  промышленной продукции, необходимо установить степень удовлетворения ею потребностей конкретного потребителя в определенный период времени и сравнить ее с аналогичным показателем базового образца.

Для оценки конкурентоспособности продукции  производственно-технического назначения используется следующая схема:

- после выбора изделия, для которого проводится оценка, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических и экономических параметров, подлежащих исследованию;

- сравнение по каждой из групп параметров. Суть такого сравнения - выяснить, насколько каждый параметр товара близок к параметру потребности. Инструментом сравнения здесь является единичный показатель: отношение величины параметра анализируемого товара к величине параметра, требуемой покупателем;

- на основе единичных проводится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемым товаром и потребностью, т.е. позволяют судить о степени ее удовлетворения;

- расчет интегрального показателя, представляющего собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров[12, c.129].

Эта методика является наиболее полной. Здесь рассматриваются  такие показатели, как технические, экономические, нормативные, а также  с учетом всех этих показателей рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности. Проводится изучение потребностей рынка, и на основе этого строится формулировка требований к изделию. К достоинствам данного метода можно отнести  еще и то, что предлагается разработка мер по повышению конкурентоспособности  и ее оптимизации с учетом затрат. Обладая рядом достоинств перед  рассмотренными ранее методами, данный метод имеет и недостатки. К  ним можно отнести: методики охватывают слишком широкий спектр продукции  промышленного назначения, не позволяющие  учитывать специфические особенности  конкретной продукции высокой степени  сложности; краткий (сжатый) характер изложения  предложенных методик; отсутствие точной последовательности проведения оценки; недостаточно уделяется внимание перечню  групповых и составу единичных  показателей; вообще не рассматриваются  организационно-коммерческие показатели; не раскрыты многие аспекты маркетинговых  исследований, такие как использование  средств, непосредственно воздействующих на потребителя, участие в выставках, проведение активной рекламной компании и т.д.

В настоящее  время оценка конкурентоспособности  товара выводится из соображения, что  для покупателя в процессе сравнения  товаров выигрывает тот, у которого отношение суммарных затрат на приобретение и использование товара к полезному  эффекту, получаемому от данного  товара, минимально по сравнению с  другими аналогичными товарами, т.е.

,       (1.1)

 

где  К – оценка конкурентоспособности товара;

P – суммарные затраты на приобретение и использование товара;

I – полезный эффект, получаемый от данного товара.

Полезный  эффект (I) рассчитывается как интегральный показатель качества товара, включающий в себя три группы показателей: основные характеристики товара (технические, конструктивные); регламентируемые (т. е. соответствующие стандартам); параметры и признаки, характеризующие эстетические свойства товара (дизайн, упаковка и т. д.). Каждый показатель входит в интегральный показатель со своим весом, зависящим от значимости для потребителя.

Суммарные затраты на приобретение и использование  товара (Р) включают: цену изделия, расходы  на транспортировку, установку, обучение персонала, эксплуатацию, ремонт, техобслуживание, налоги, страхование и т.д.

Таким образом, существующая в современной экономической  литературе оценка конкурентоспособности  товара основана на учете только двух, хотя и интегральных, показателей  его качества и цены потребления, т.е. может быть представлена как  функция этих двух показателей:

 

,           (1.2)

 

На практике критерии, по которым потребитель  оценивает и выбирает товар, включают в себя гораздо больше показателей, чем цена и качество. Поэтому при  оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать не только требования потребителя к его цене и качеству, но и требования, относящиеся в  основном к сфере заключения сделки и эксплуатации товара, такие как  оперативность поставки, обеспеченность запчастями, организация сервиса, репутация  страны-изготовителя и конкретного  поставщика и т.д. Необходимо также  учитывать степень известности  марки и привязанности к ней  потребителя.

На разных рынках вес каждого из этих критериев  может быть разным, а потому оценивать  конкурентоспособность нужно для  каждого рынка отдельно.

Однако  если в показателе конкурентоспособности  учесть все критерии потребителей конкретного  рынка, то он покажет лишь ожидаемую, а не реальную конкурентоспособность, ибо для успешной продажи товара необходимо, чтобы он появился на том  рынке, на котором действительно  нужен, в нужном количестве, в нужный момент времени; чтобы потребитель  был подготовлен к появлению  данного товара, а маркетинговая  программа была бы неуязвимой для  конкурентов. Все это зависит  от эффективного выполнения трех маркетинговых  функций: изучение рынка, управление разработкой и производством товара, управление сбытом и продвижением[10, c.42].

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности продукции предприятия