Всякий
товар обладает комплексом свойств,
определяющих степень его пригодности
к использованию в конкретных
условиях. Чтобы объективно оценить
конкурентоспособность товара, производитель
должен при анализе использовать
те же критерии, которыми оперирует
потребитель.
Среди критериев,
характеризующих конкурентоспособность
промышленных товаров, выделяют: технические
(назначения, нормативные, эргономические,
эстетические и другие), экономические
(цену потребления) и организационные
(скидок, условия платежа и поставок,
комплектность поставки, сроки и
условия гарантии и т. д.).
Для определения
конкурентоспособности продукции
на основе выбранных критериев используют
различные показатели. Для сопоставления
величины различных показателей, характеризующих
конкурентоспособность товара на разных
стадиях его жизненного цикла, они
были разделены на две большие
группы: стоимостные (себестоимость, выручка,
инвестиции и др.) и качественные
(послепродажное обслуживание товара,
уровень известности, реклама и
др.).
Обеспечение
конкурентоспособности продукции
предполагает необходимость ее количественной
оценки, которая может быть получена
различными как аналитическими, так
и графическими методами. Так как
использование только какого-то одного
метода не дает полного представления
об уровне конкурентоспособности, при
оценке конкурентоспособности товара
и предприятия необходимо использовать
комплексный метод.
Производственное
республиканское унитарное предприятие
"Минский автомобильный завод"
входит в производственное объединение
"БелавтоМАЗ" и является головным
предприятием объединения. Минский
автомобильный завод создан с
целью осуществления хозяйственной
деятельности, направленной на получение
максимальной прибыли, удовлетворения
материальных и социальных потребностей
коллектива предприятия и интересов Республики
Беларусь, насыщения рынка автомобильной
продукцией.
Предметом
деятельности предприятия является:
производство и реализация автомобильной
и автоприцепной техники, прицепов
к легковым автомобилям, комплектующих
изделий, деталей, запасных частей, технологического
оборудования, непродовольственных
товаров народного потребления,
продукции сельскохозяйственного
производства, а также другой продукции,
выполнение гарантийного и сервисного
обслуживания произведенной продукции;
оказание автосервисных, авторемонтных,
автотранспортных, бытовых услуг
юридическим и физическим лицам.
В ходе проведенного
исследования были выявлены наиболее
важные для потребителей характеристики
грузового автомобиля, которые в
последствии оценивались с точки
зрения исполнения в конкретных марках.
В результате важнейшими атрибутами,
по мнению экспертов, являются: мощность
двигателя; цена; доступность запасных
частей; послепродажное, гарантийное
обслуживание и грузоподъемность. Наиболее
полно удовлетворение по данным показателям
имеет компания иностранного производства
MAN и Volvo. МАЗ обходит основных конкурентов
по трем показателям: цена, грузоподъемности
и проходимости.
Для того
чтобы рынок сбыта был стабильным
и развивающимся необходимо, прежде
всего, повысить конкурентоспособность,
в первую очередь, на рынках стран
СНГ, на рынках развивающихся стран.
В настоящее время ситуация на
рынке является достаточно благоприятной
для завода, позволяющей ему реализовать
собственные конкурентные преимущества.
Дальнейшее расширение рынка сбыта автотехники
МАЗ будет осуществляться как за счет
повышения конкурентоспособности продукции,
так и за счет разработки и освоения новых
ее видов. Соответствие автомобильной
техники МАЗа постоянно растущим международным
требованиям к техническому уровню, требованиям
безопасности, экологии и охраны здоровья
позволит сохранить и расширить рынки
сбыта не только в странах СНГ, но и в других
странах мира, особенно такого значительного,
как рынок международных перевозок.
В работе
были предложены следующие мероприятия
по повышению конкурентоспособности
продукции РУП «МАЗ».
Предложен
метод планирования качественных параметров
новых изделий на основе применения
опережающей базы сравнения. Этот метод
позволяет учитывать прогнозные
тенденции научно-технического прогресса
в рассматриваемой области на
период внедрения нового товара у
потребителя. Применение опережающей
базы сравнения при планировании
качественных параметров новых изделий
и последующее их достижение позволит
предприятию опередить конкурентов
и выйти в лидеры с новым
товаром на данном рынке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алексеенко В.В. Инновационные стратегии компаний как фактор национальной конкурентоспособности: Учебник - Москва: Научная книга, 2008.-136 с.
- Алесин А.И. Чем ответит МАЗ// Директор – 2010 - №10 – с. 52-55.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник – Москва: ИНФРА-М, 2000.- 212 с.
- Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций для студ. спец. "Коммерч. деятельность" - Минск: БГЭУ, 2003.- 103 с.
- Воронов А. Конкурентоспособность промышленной продукции // Стандарты и качество – 2003 - N5 - с.59-65.
- Высоцкий М.В. Курс белорусского машиностроения // Наука и инновации – 2009 - №1 – с. 22-24.
- Емельянович И.В. CALS-технологии и повышение конкурентоспособности продукции // Вестник БГЭУ – 2009
- №6 – с. 89-97.
- Крылова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник – Москва: ЮНИТИ –Дана, 2007. – 567 с.
- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Минск: Юнипак, 2004.
- Немогай Н.В. Управление качеством: Учебник - Гомель: Центр исслед. институтов рынка, 2006. - 359 с.
- Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ - Москва: Норма, 2005. - 384 с.
- Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - Москва: Экон. наука, 2005. – 324 с.
- Семашко В.И. Конкурентоспособность и качество-залог успеха экономики // Экономика Беларуси - 2009
- №3 - с. 6-16.
- Сморкикова Н.В. Конкурентный анализ в организациях машиностроения // Белорусский экономический журнал – 2010 - №3 - с. 56-66
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент - Москва: Маркетинг, 2002. - 886с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление - Москва: ИНФРА-М, 2000. - 311с.
- Философова Т.Г Конкуренция и конкурентоспособность: Учебное пособие – Москва: ЮНИТИ-Дана, 2007.
- 267с
- Хамчуков Д.Ю. Повышение конкурентоспособности машиностроительного комплекса Беларуси // Белорусский экономический журнал - 2006. - № 1 - с. 62-71.
- Экономический механизм развития предприятия: Учебное пособие - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 309 с.
- Официальный сайт РУП «МАЗ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://maz.by/ - Дата доступа: 10.04.2011.
- Сервер грузовых автомобилей и спецтехники [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gruzoviki.com. - Дата доступа: 10.04.2011.