Организация производственных процессов на машиностроительном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с законодательством для производства продукции в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие как субъект рыночной экономики: является товаропроизводителем; обладает правом юридического лица; работает на основе коммерческого расчета.
ОАО «Завод «Водоприбор» обеспечивает комплексное решение проблем жилищно-коммунального хозяйства – от производства до ввода в эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения (1).

Содержание

БЛАНК-ЗАДАНИЕ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ 2
1 Производственное предприятие - ОАО «Завод «Водоприбор»» 5
1.1 Предприятие, как производственная система 5
1.2 Выпускаемая продукция (услуги) и характеристика рынка сбыта 6
1.3 Цели, задачи и определение стратегии развития объекта. 8
1.4 Модель производственной структуры. 10
1.5 Критерии выбора, преимущества и недостатки организационно-правовых форм 11
1.5.1 Общество с ограниченной ответственностью 11
1.5.2 Акционерное общество 12
1.5.3 Индивидуальный предприниматель 13
2 Организация и планирование машиностроительного производства 15
2.1 Тип производства, формы и методы организации производства 15
2.1.1 Определение типа производства 15
2.1.2 Определение метода организации производства 18
2.1.3 Определение формы производства 18
2.2 Выбор ресурсосберегающего технологического производства 19
2.2.1 Определение оптимальной себестоимости для первой технологической операции 20
2.2.2 Определение оптимальной себестоимости для второй технологической операции 21
2.2.3 Определение оптимальной себестоимости для третьей технологической операции 22
2.2.4 Определение оптимальной себестоимости для четвертой технологической операции 22
2.2.5 Определение оптимальной себестоимости для пятой технологической операции 23
2.2.6 Определение оптимальной себестоимости для шестой технологической операции 23
2.2.7 Определение оптимальной себестоимости для седьмой технологической операции 23
2.2.8 Определение оптимальной себестоимости для восьмой технологической операции 24
2.2.9 Определение оптимальной себестоимости для девятой технологической операции 24
2.2.10 Определение оптимальной себестоимости для десятой технологической операции 24
2.2.11 Технологическая (полная) себестоимость 25
2.3 Анализ и выбор типа поточной линии 26
2.3.1 Количество рабочих мест по операциям на поточной линии 26
2.3.2 Вид специализации поточной линии 26
2.3.3 Форма движения поточной линии 27
2.3.4 Способ регулирования ритма 28
2.3.5 Способ передачи предметов труда с операции на операцию 29
2.4 Расчёт параметров (календарно-плановых нормативов) выбранной формы поточной линии 30
2.4.1 Расчёт числа рабочих мест и коэффициентов их загрузки 30
2.4.2 Расчёт количества рабочих-операторов на линии и коэффициентов их загрузки 32
2.4.3 Распределение нагрузки между рабочими – операторами 33
2.5 Составление графика-регламента работы поточной линии 34
2.6 Расчёт внутренних заделов на прерывно-поточной линии 37
2.6.1 Технологический задел 37
2.6.2 Транспортный задел 37
2.6.3 Страховой задел 37
2.6.4 Межоперационный задел 38
3 Анализ экономических показателей производства 53
3.1 Анализ максимального прироста объема выпуска 53
3.2 Анализ безубыточности 55
Список литературы 57

Работа состоит из  1 файл

Курсовой ОПП.docx

— 241.56 Кб (Скачать документ)
    • реализация продукции напрямую конечному потребителю через собственную сбытовую сеть;
    • реализация продукции через посредников.

В качестве посредников  могут выступать оптовые фирмы, дистрибьюторы, дилеры, торговые и сбытовые агенты, брокеры и т.п. Для распространения своей продукции предприятие использует разветвленную сеть официальных дилеров – более 60 компаний, как в столице, так и в регионах России (1).

Рынок трубопроводной арматуры можно охарактеризовать следующими категориями: прогнозируемость, размеренность, отсутствие существенных спадов и подъемов. В целом сфера деятельности достаточно спокойная, в отличие, например, от периодических  изданий или интернет-хостинга, где события меняются ежечасно, и приходится реагировать на каждую новость, на каждый информационный повод. Присутствует фактор сезонности.

В настоящее  время ОАО «Завод «Водоприбор»» ведет экспансию рынков СНГ. Ситуация такова, что в странах Содружества спрос на трубопроводную арматуру удовлетворен не полностью: не всегда есть квалифицированная рабочая сила, материально-техническая база не соответствует предъявляемым требованиям. Также завод концентрируемся на поиске новых дилеров в уже «освоенных» регионах, не затрагивая те государства, где о нас пока знают немногие, поэтому выход на «неизведанные» рынки Европы и Азии — задача на долгосрочную перспективу.

1.3 Цели, задачи и определение стратегии развития объекта.

Стратегия - интегрированная  модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия.

Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения  основных направлений деятельности.

В литературе существует два противоположных  взгляда на понимание стратегии:

    • в первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению;
    • во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

По итогам работы в 2010 году 38 % всех продаж в стоимостном  выражении пришлись на задвижки, поэтому  производство задвижек разных типов  и размеров является для завода приоритетным направлением (2). Трубопроводная арматура существует давно, и за свою историю она не раз модернизировалась. В основном усовершенствовались отдельные потребительские свойства изделий. Если проанализировать динамику развития, то модификации, коренным образом изменявшие функционал продукции и общее представление о ней, можно пересчитать по пальцам. На рынке арматуростроения не так просто придумать что-то, что могло бы принципиально отличать один товар от другого. Тем не менее, сложившаяся ситуация не является поводом для отказа от поиска новых технических решений. Скорее наоборот, она стимулирует к действиям. Кто сумеет совершить прорыв на рынке однотипной продукции, тот и станет доминирующей силой, авангардом, задающим общий тренд. На текущий момент заводу целесообразно выходить на новые сегменты рынка. Наше производство диверсифицировано. В освоенных сегментах рынка завод занимаем прочную позицию, поэтому расширение ассортимента представляется менее эффективным направлением развития, чем модернизация уже имеющихся моделей.

В будущем  в конструкции изделий запланировано  использование современных, инновационных  материалов с улучшенными эксплуатационными  характеристиками. Переход на новые, более износостойкие материалы  уже начат. Завод отказываемся от использования серого чугуна в пользу высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Совершенствуются покрытия, наносимые на внутреннюю и внешнюю стороны изделий. Комплекс мер по модернизации продукции реализуется в соответствии с утвержденным графиком.

В деловой  жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются  цели организации, решаются стоящие  перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует  стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система  целей, включающая миссию, общеорганизационные  и специфические цели. Другой элемент  стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных  действий, направленных на достижение поставленных целей. Обычно стратегия  разрабатывается на несколько лет  вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия. Вместе с тем, как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится не реализуемой,  и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.

В общем случае, на предприятии может быть разработано  и реализовано четыре основных типа стратегий:

    • Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
    • Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
    • Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
    • Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Любая стратегия  включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации  могут принимать взаимоувязанные  решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей  в долгосрочном периоде. Выделяют четыре различные группы таких принципов (правил):

    • Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание – заданием.
    • Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
    • Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
    • Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Менеджмент  ОАО «Завод «Водоприбор»» считает, что функционал, экстерьер и разумная цена — вот три главных составляющих успеха предприятия арматуростроительной отрасли. Если заглядывать на несколько лет вперед позиции завода не изменятся существенно. Кроме того, немаловажным фактором, на который обращают внимание производственные предприятия, является дизайн.

Классификация стратегий предприятия согласно уровню принятия решений имеет следующий  вид: корпоративная;  деловая;  функциональная; оперативная.

Реализация  стратегии осуществляется через  разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать  как среднесрочные и краткосрочные  планы реализации стратегии. В процессе реализации стратегии каждый уровень  руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Менеджмент  ОАО «Завод «Водоприбор»» считает, что в ближайшее время не появиться ноу-хау, коренным образом меняющих облик продукции, а вместе с ней и самой отрасли. Ключевым направлением модификации станет усовершенствование потребительских характеристик изделий и снижение их материалоемкости.

1.4 Модель производственной структуры.

Модель - это  такой материальный или мысленно представляемый объект, который в  процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале

Процесс моделирования  включает три элемента:

    1. субъект (исследователь),
    2. объект исследования,
    3. модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Производственная  структура - взаимосвязанная система  цехов и служб предприятия. Цеха и службы осуществляют различные  функции, обеспечивающие выполнение планов в строго установленные сроки  в соответствии с производственным расписанием (планом производства). В  свою очередь, цеха располагают своей  производственной структурой, в которую  входят участки, а в структуру участков входят соответствующие рабочие места - первичные звенья производственной структуры промышленного предприятия.

Модель производственной структуры зависит:

    • конструктивные особенности продукции;
    • применяемые технологии;
    • объемы выпуска;
    • номенклатуры;
    • трудоемкость продукции;
    • формы специализации;
    • уровень кооперирования с другими производственными предприятиями.

В случае ОАО  «Завод «Водоприбор»» существенное влияние на модель производственной структуры оказывает партнерство и взаимное производство счетчиков воды ВМХм, ВМГ, ВХ, ВХС совместно с мировым концерном «Sensus», а также производство счетчиков холодной и горячей воды «Водомеръ» (СХ-15 и СГ-15) совместно с «MFB DI BONOMI ELISEO».

1.5 Критерии выбора, преимущества и недостатки организационно-правовых форм

Организационно-правовой формой предприятия «Завод «Водоприбор»» является – открытое акционерное общество.

Принятие  решения о создании новой фирмы  упирается в несколько проблем, которые необходимо решить. Одной  из них является выбор организационно-правовой формы будущего предприятия. Рассмотрим основные возможные формы существования  коммерческих предприятий, их преимущества и недостатки.

1.5.1 Общество  с ограниченной ответственностью

Общество  с ограниченной ответственностью (ООО) возникает тогда, когда одно или  несколько лиц учреждают так  называемое общество, уставный капитал  которого разделен на доли в размерах, определяемых учредительными документами (протоколом собрания учредителей, учредительным  договором и уставом).

Главное преимущество формы существования предприятия  в виде общества  с ограниченной ответственностью заключается в  финансовой безопасности учредителей, поскольку у учредителей, как  упоминалось выше, ответственность  ограничена. В то же время, если будет  создано общество с дополнительной ответственностью, либо полное товарищество, это преимущество исчезает, поскольку  ответственность возрастает многократно (в случае ОДО), либо полностью достигает  размеров обязательств предприятия (в случае полного товарищества). Так же можно отнести к преимуществу - общества и товарищества легко организовать, т.е. практически просто заключается соглашение между участниками и нет сложных бюрократических процедур, а также каких-либо серьезных номенклатурных и прочих организационных барьеров; если создаётся ООО несколькими учредителями, то экономические, в частности, материальные, трудовые, финансовые ресурсы всех учредителей интегрируются и, как следствие, увеличиваются, что положительно влияет на развитие бизнеса.

Основные  недостатки: отсутствие организационной  гибкости в случае необходимости  быстрой смены собственников  либо изменения (увеличения, уменьшения) количества участников общества.  В  большинстве учредительных договоров  закладывается обязанность согласования подобных изменений со всеми участниками  общества, что может быть объективно затруднено; участники общества со временем могут не всегда однозначно понимать цели деятельности предприятия, а также могут иметь разное представление и установки по выбору средств достижения этих целей. То есть у учредителей может в  любой момент проявиться несовместимость  в интересах. Это может быть опасно в те моменты, когда необходимо будет  действовать. Участники могут при  этом либо  бездействовать, либо их взаимные действия будут настолько  несогласованными, что могут появиться  значительные финансовые и маркетинговые  убытки, что в конечном итоге может  закончиться банкротством всей фирмы; когда предприятие начинает динамично развиваться, обществу могут потребоваться значительные финансовые ресурсы и капиталовложения, которые почти всегда ограничены в случае ООО в силу достаточно сложного вхождения новых потенциальных участников в состав учредителей ООО. Также зачастую сложно найти инвесторов для предприятия, находящегося на ООО.

1.5.2 Акционерное  общество

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделяется на определенное число акций.

Открытое  акционерное общество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать (продавать, дарить либо передавать иным способом другим лицам) принадлежащие  им акции без какого-либо согласия других акционеров. Такое акционерное  общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. ОАО  может инициировать свободную продажу  акций на условиях, устанавливаемых  законодательством РФ.

Информация о работе Организация производственных процессов на машиностроительном предприятии