Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:03, курсовая работа
Цель курсовой работы- анализ действующей организации заработной платы служащих в ООО «Сибирское Здоровье», выявление ее проболеем и разработка мер по их решению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность заработной платы и необходимость ее организации;
изучить особенности организации тарифной оплаты труда служащих и их премирования;
изучить особенности форм и систем заработной платы, используемые для оплаты труда служащих;
проанализировать и дать оценку организации заработной платы служащих в ООО «Сибирское Здоровье»;
определить проблемы в организации заработной платы служащих;
Введение. 3
1. Теоретические основы организации оплаты труда служащих. 5
1.1. Сущность заработной платы и необходимость ее организации. 5
1.2. Формы и системы оплаты труда служащих. 9
1.3. Особенности организации тарифной оплаты труда служащих. 14
1.4. Организация премирования служащих. 19
2. Анализ организации заработной платы служащих на предприятии ООО «Сибирское Здоровье». 23
2.1. Характеристика предприятия ООО «Сибирское Здоровье». 23
2.2. Анализ действующей тарифной системы. 26
2.2. Анализ системы премирования служащих. 29
2.3. Анализ уровня, динамики, структуры заработной платы служащих. 32
3. Пути повышения эффективности организации заработной платы служащих на предприятии ООО «Сибирское Здоровье». 39
3.1. Предложения по совершенствованию заработной платы служащих. 39
3.2. Социально-экономическая эффективность совершенствования организации заработной платы служащих. 43
Заключение. 47
Список литературы. 49
Традиционно на предприятиях и в организациях используются сдельная и повременная формы заработной платы. Содержание и сфера распространения каждой из них зависит от многих конкретных условий производства: технической оснащенности, характера трудовых функций, возможности влияния на изменение результатов производства и др.12
Наряду с традиционными
При использовании бестарифной системы оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения предприятия, в котором он работает, и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.13
Помимо этого существуют различные варианты нетрадиционных систем, особенно для оплаты труда руководителей и специалистов, например, система, основанная на “плавающих окладах”. Ее суть заключается в том, что по результатам работы данного месяца в следующем месяце для специалистов образуются новые должностные оклады. Размер окладов повышаете (понижается) за каждый процент роста (снижения) производительности труда на обслуживаемом участке при условии выполнения планового задания по выпуску продукции.
На практике применяется система, при которой оклады руководителей и специалистов могут формироваться в процентах от фактической прибыли.
На многих малых предприятиях, предметом деятельности которых являются консалтинг, инжиниринг, оказание различного рода сервисных услуг, для оплаты труда работников получила распространение так называемая “ставка трудового вознаграждения”. Для работников, непосредственно оказывающих услуги, ставка может устанавливаться в виде фиксированного процента с суммы платежей, поступивших предприятию от его контрагентов в результате работы, выполненной конкретным исполнителем.14
В настоящее время на предприятиях используются и другие новые системы оплаты труда. Приведем примеры некоторых из них:
Труд руководителей, специалистов и служащих в основном оплачивается повременно. В отдельных случаях используется сдельная оплата (на конструкторских, вычислительных, множительных, копировальных и других работах). Сдельная, аккордная, коллективная оплата для специалистов и служащих вводится по согласованию с профкомом в пределах зарабатываемых средств на оплату труда и при наличии утвержденных в установленном порядке норм трудовых затрат. Там, где это целесообразно, рекомендуется вводить коллективную форму организации и стимулирования труда с распределением коллективного заработка по КТУ.17
Служащие- это работники, труд которых представляет собой определенную разновидность умственной деятельности. Служащие предприятий (объединений) подразделяются на следующие категории: руководители предприятий и их структурных подразделений; специалисты, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, связанные с разработкой, производством и реализацией продукции предприятия; служащие, осуществляющие подготовку и оформление документации по труду и управлению, учет и контроль, техническое и хозяйственное обслуживание производства18.
Организация оплаты труда руководителей, специалистов и служащих должна строиться с учетом присущих ему особенностей, отличных от труда основной массы рабочих. Эти особенности в следующем:
Указанные особенности должны быть учтены при выборе любой из моделей оплаты труда руководителей, специалистов и служащих на основе единой для всех категорий персонала тарифной сетки или на основе схем должностных окладов.19
Роль тарифной системы для служащих
выполняет система должностных
окладов, размеры которых каждое
предприятие устанавливает
Различия в сложности труда отражаются в размерах должностных окладов.20
Тарифное нормирование оплаты труда призвано выполнять следующие функции:
Если при организации оплаты труда рабочих используется ЕТКС, то при организации зарплаты служащих- квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (КС).
Это нормативный документ, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Министерства труда России от 21 августа 1998 г. № 37. Он рекомендован для применения на предприятиях различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.
Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях.
Как видно из названия, в основу построения Квалификационного справочника положен должностной принцип, т.е. требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обуславливают наименование должностей.
Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории:
При этом
отнесение служащих к той или
иной категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих
содержание труда работника (организационно-
Для некоторых групп специалистов действуют категории наподобие тарифной сетки, позволяющие дифференцировать оклады в зависимости от конкретного вклада работника, его квалификации в пределах одной и той же должности.
Одна из широко распространенных моделей организации оплаты труда руководителей, специалистов и служащих предполагает разработку тарифных условий оплаты в виде схем должностных окладов.
Схемы должностных окладов
Схемы должностных окладов могут быть отраслевыми и включаться в отраслевые тарифные соглашения. Они могут быть внутрифирменными, разработанными только для данной организации и включаться в коллективный договор или утверждаться руководителем в виде штатного расписания. 23
В практике работы предприятий используют доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам. Размеры доплат и надбавок определяют отдельно и фиксируют в коллективных договорах, но они не могут быть ниже предусмотренных законодательством. 24
Число доплат и надбавок, применяемых в народном хозяйстве Российской Федерации, очень велико- более 50 наименований. До перехода к рыночной экономике все доплаты и надбавки устанавливались в централизованном порядке. В условиях многообразия форм собственности заработная плата со всеми компенсациями и гарантиями выплачивается работодателем.
Все доплаты и надбавки к тарифным
ставкам и окладам
Стимулирующие выплаты определяются предприятиями самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств.25
Премия- элемент заработной платы призванный стимулировать работников к улучшению количественных и качественных показателей работы, к более эффективному решению различных хозяйственных, управленческих и иных задач.26
Премирование выполняет функции обеспечения заинтересованности работников в результатах труда.
Руководители –особая категория сотрудников, от эффективности управления и лояльности компании которых зависят стабильность и развитие компании.
Р.А. Яковлев в своей работе отмечает, что в качестве главного показателя премирования подразделений аппарата управления рекомендуется использовать выполнение (перевыполнение) плана прибыли, кроме того, исходя из специфики производства, в качестве показателей эффективности можно использовать рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, снижение трудоемкости и т.д. Важным фактором при установлении показателей эффективности является то, что они должны отражать результаты деятельности, на которые руководитель может оказать прямое влияние. 27
В число основных элементов премиальной системы входят:
Премирование руководителей, специалистов и других служащих (далее - служащие) за основные результаты хозяйственной деятельности рекомендуется производить по четырем целевым направлениям, стимулирующим выполнение и перевыполнение параметров социально-экономического прогноза, планов, заданий, норм:
Информация о работе Организация заработной платы служащих и ее совершенствование