Основные направления по повышению эффективности использования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является оценка трудовых показателей конкретной организации (это будет МУП СР «Аптека Середейская»).

При этом должны быть решены следующие задачи:

Сопоставление понятий “трудовые ресурсы” и “рабочая сила”, примерная характеристика показателей, используемых при проведении данного анализа.
Исследование в МУП СР «Аптека Середейская» динамики численности персонала, использования трудовых ресурсов и фонда рабочего времени.
Выявление резервов повышения мотивации работников и внедрение инновационных технологий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Характеристика и структура трудовых ресурсов……...................5

1.1 Понятие трудовых ресурсов……………………………………………….....5

1.2 Определение предмета процесса кадрового планирования…………...….10

1.3 Проблема интеграции кадрового планирования в планы организации….14

Глава 2. Анализ трудовых показателей МУП СР «Аптека Середейская" город Сухиничи……………………………………………………………...….17

Краткая характеристика МУП СР «Аптека Середейская»……………………..…17
2.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами………….....18

2.3 Анализ использования фонда рабочего времени и оценка эффективности использования персонала……………………………………………………......20

Глава 3. Основные направления по повышению эффективности использования персонала…………………………………………………......23

3.1 Методы привлечения сотрудников в организацию ……………………...23

3.2 Совершенствование методов работы с персоналом…………………….....26

3.3 Внедрение информационных технологий……………………………….....27

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы………………………………………………………….....33

Работа состоит из  1 файл

курсач по экономике предприятий.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

     По  уровню, занимаемому в общей системе  управления народным хозяйством, все  руководители подразделяются на: руководителей  низового звена, среднего и высшего  звена.

     К руководителям низового звена принято относить мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.

     Руководителями  среднего звена считаются директорами организаций, генеральные директора всевозможных объединений и их заместители, начальники крупных цехов.

     К руководящим работникам высшего звена обычно относятся руководители ФПГ, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных управлений министерств, ведомств и их заместители. [24, 351]

     В зависимости от характера трудовой деятельности кадры организации подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

     При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

     Работники каждой профессии и специальности  различаются по уровню квалификации. Квалификация характеризует степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

     Наукой  и практикой уже давно установлено, что эффективность работы организации на 70-80% зависит от её руководителя. Именно руководитель подбирает для себя команду и определяет кадровую политику организации. От того, как он это делает, зависит очень многое. Если у организации нет перспективного плана развития, если нет стратегии на дальнюю и ближнюю перспективу, значит, можно считать, что у организации плохое будущее. Поэтому в каждой организации основным стержнем  кадровой политики должны быть подбор и расстановка в первую очередь руководителей различного звена.

     Эффективность использования рабочей силы организации в определенной мере зависит и от структуры кадров организации – состав кадров по категориям и их доли в общей численности.

     На  структуру ППП влияют следующие  факторы:

    • уровень механизации и автоматизации производства;
    • тип производства (единичный, мелкосерийный, крупносерийный, массовый);
    • размеры организации;
    • организационно-правовая форма хозяйствования;
    • сложность и наукоемкость выпускаемой продукции;
    • отраслевая принадлежность организации и др.

     Кадровая  политика организации должна быть направлена на оптимальное сочетание категорий ППП. [23, с 284]

      Таким образом, процесс управления персоналом требует, чтобы в каждой организации определялась и анализировалась структура ППП по половому и возрастному составу, а также по уровню квалификации. Это необходимо для того, чтобы своевременно готовить замену кадров, а также для достижения наиболее приемлемой для организации структуры кадров по половому и возрастному составу, по уровню квалификации.

 

1.2 Определение предмета процесса кадрового планирования

     Планирование  персонала (эквиваленты, встречающиеся  в литературе - кадровое планирование, планирование рабочего состава организации) определяется как "процесс обеспечение организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время". По другому определению, планирование персонала - это "система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников - внутренних (имеющиеся в организации служащие) и внешних (найденные или привлеченные из внешней среды), имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки".  Эти определения взяты из американских источников. А вот следующее – результат разработки наших, отечественных специалистов. “Кадровое планирование - это направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю над его использованием”. [2, с 193]

     Как видно, зарубежные источники концентрируют  внимание главным образом на планировании потребности организации в кадрах, тогда как отечественные принимают это лишь в качестве одного из видов кадрового планирования, выделяя, кроме того, еще ряд понятий (планирование использования персонала, планирование его обучения и так далее).

     Первая  задача планирования персонала - это "перевести" имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, то есть вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации; и определить время, в которое они будут затребованы. И как только эти неизвестные величины будут найдены, в рамках кадрового планирования необходимо вывести, составить планы достижения выполнения этих потребностей.

         По существу, каждая организация  использует кадровое планирование, явно или неявно. Некоторые организации  проделывают в этом плане серьезные исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении планирования персонала.

         Как бы там ни было, но долговременный  успех любой организации, несомненно, зависит от наличия необходимых  служащих  в необходимое время на правильно выбранных должностях. Организационные цели и стратегии достижения этих целей имеют значение лишь тогда, когда люди, обладающие требуемыми талантами и умением, занимаются достижением этих целей. [18, с 381]

      Недобросовестно выполненное, и тем более - вовсе проигнорированное, кадровое планирование способно спровоцировать серьезные проблемы уже в самое короткое время. К примеру - ситуации из жизни некоторых американских компаний:

     - несмотря на отчаянные поиски, среднее звено управления одной компании, занимающееся разработкой новых технологий в сфере компьютерного   производства, не было заполнено в течении более чем шести месяцев.  

  Это  сразу же отразилось на продуктивности  компании.

     - в другой компании, служащие, нанятые только девять месяцев назад, попали под непредвиденное сокращение.

     - в третьей компании, благодаря эффективным усилиям талантливого администратора по маркетингу, годовые доходы поднялись вдвое. Однако этот менеджер был вынужден подать в отставку, потому что он не был способен идентифицировать потенциальные возможности своей карьеры в пределах фирмы.

Вряд  ли реально выйти на улицу и  сразу найти человека, обладающего  необходимыми характеристиками. С помощью  же эффективного кадрового планирования можно “заполнить” вакантные позиции, а также и уменьшить текучесть кадров, оценивая возможности карьеры специалистов в пределах компании. [17, с 35]

     Кадровое  планирование должно дать ответы на следующие  вопросы:

  • сколько работников, какой уровень квалификации, когда и где будут необходимы (планирование потребности в персонале)?
  • каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты (планирование привлечения или сокращения штатов)?
  • каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями (планирование использования кадров)?
  • каким образом можно целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к меняющимся требованиям (планирование кадрового развития)?
  • каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия (расходы по содержанию персонала)?

     Основные  задачи кадрового планирования:

  • разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами;
  • увязка кадрового планирования с планированием организации в целом;
  • организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации;
  • проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации;
  • содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании;
  • улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.

     Кадровое  планирование включает в себя:

  • прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);
  • изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его освоению; 
  • анализ системы рабочих мест организации;
  • разработка программ и мероприятий по развитию персонала.

     При осуществлении кадрового планирования организация преследует следующие цели:

  • получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве;
  • наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;
  • быть способной предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала.
 

1.3 Проблема интеграции  кадрового планирования  в планы организации

      Кадровое  планирование включает применение базисного  процесса планирования к решению  потребностей человеческого ресурса  в организации. Чтобы быть эффективным, любой план человеческого ресурса должен быть основан на долговременных планах организации. В сущности, успех кадрового планирования зависит в значительной степени от того, насколько тесно отдел кадров в состоянии интегрировать эффективное планирование персонала с плановым процессом организации. К сожалению, кадровое планирование подчас  недостаточно адекватно связано с полным общим планированием. Ниже  проиллюстрированы результаты  опроса, имеющего отношение к этой проблеме.

       При опросе более чем 9000 менеджеров  в 60 компаниях выяснилось, что кадровое планирование требует значительного усовершенствования. Реципиенты идентифицировали несколько главных препятствий успешному стратегическому планированию:

      1) отказ синхронизировать планирование  персонала с циклом  стратегического планирования;

      2) тенденция планировать в ответ  на краткосрочные, текущие проблемы;

      3) неадекватная база данных для  планирования;

     Многие  из описанных проблем являются следствием недостаточной координации между  проведением плановых операций в  отделе кадров и общим планированием. [13, с 28]

     Стратегическое  планирование должно отыскивать факторы, которые являются ключевыми для  успеха организации.

       Процесс планирования должен  обеспечивать:

              - определение цели организации;

              - определение предположений, допущений;

              - план действия в свете имеющихся  ресурсов, включая обученный персонал.

        Кадровое планирование способно  оказать значительную поддержку  стратегическому процессу планирования  при обеспечении средствами для  достижения желаемых результатов.

        Распространенная ошибка при  кадровом планировании - сосредоточиться  на краткосрочных потребностях  и не скоординировать их с  долговременными планами организации.  Сосредоточенность на краткосрочных  потребностях - естественное следствие не интегрирования кадрового планирования со стратегическим планированием. Этот подход почти всегда ведет к неожиданностям, которые вынуждают отдел кадрового планирования сконцентрироваться на краткосрочных кризисах (замкнутый круг).

Информация о работе Основные направления по повышению эффективности использования персонала