Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 09:39, курсовая работа
Цель данного курсового проекта состоит в том, чтобы выявить особенности совершенствования системы управления персоналом предприятия.
В соответствии объектом и целью исследования, будем решать следующие задачи:
рассмотреть современное состояние пищевой отрасли;
рассмотреть основные метода повышения эффективности работы персонала;
произвести анализ системы управления персоналам в ЗАО «Амта».
Введение 3
1. Управление персоналом как фактор повышения эффективности предприятия предприятии 5-27
1.1. Современное состояние пищевой промышленности в России 5
1.2. Оценки эффективности управления персоналом 10
1.3 Основные методы повышения эффективности работы персонала 17
2. Анализ системы управления персоналом ЗАО «Амта» 28-40
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 28
2.2. Анализ структуры персонала на предприятии 33
2.3 Анализ показателей динамики состава персонала 39
3. Пути совершенствования системы управления персонала кондитерской фабрики «Амта» 41-48
3.1. Разработка системы планирования кадров 41
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию работы кадров ЗАО «Амта» 46
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложения 53
Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от множества факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, являются кадры (персонал) предприятия.
Управление персоналом является одним из важнейших направлений в деятельности различных организаций и считается основным критерием её экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий и модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора – иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.
Происходящие изменения в экономике преобразуют и подходы в области управления человеческими ресурсами. Появляются руководители нового типа, мышление и стиль работы которых в определённой мере соответствуют новым задачам и условиям развития организаций. Значительно повышается роль кадровых служб, которые должны более активно вовлекаться в процесс подготовки и реализации стратегии организации в направлении кадрового менеджмента.
Цель данного курсового проекта состоит в том, чтобы выявить особенности совершенствования системы управления персоналом предприятия.
В соответствии объектом и целью исследования, будем решать следующие задачи:
В пищевой промышленности в настоящее время насчитывается более 30 подотраслей и свыше 25 тыс. предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства неизменно составляет 11-12%. В отраслевой структуре промышленного производства она занимает 4-е место после топливной промышленности (20%), металлургии, машиностроения и металлообработки (по19%)1.
Пищевая промышленность и перерабатывающая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания. В совокупности с сельским хозяйством по общему объему производства продукции эти отрасли занимают второе место в экономике страны, а пищевая промышленность среди отраслей, производящих промышленную продукцию, - третье, уступая лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке.
В период с 1999г. рост индекса физического объема производства продукции пищевой промышленности в целом по годам колебался в пределах 4-8%. В 2005 г. он составил 4,4%. По сравнению с 1998г. этот показатель вырос на 56,7%. Прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигала уровня 35,4-56 млрд. руб. в год.
При росте производства практически всех важнейших видов пищевых продуктов по отдельным продуктам превысил уровень производства 1990г. Так, в 2005г. уровень 1990г. превышен по сахару-песку в 1,5 раза, маслу растительному - в 1,9, пиву – в 2,6 , минеральной воде – в 5,6, безалкогольным напиткам – в 1,7, папиросам и сигаретам – в 2,7, плодоовощным консервам – в 1,6 раза.
Следует отметить, что темпы роста промышленного производства
в России в 2006-2008 годах составят 4,4-4,8%. Такие
данные содержатся в уточненном прогнозе
социально-экономического развития РФ
на 2006 год и основных параметрах прогноза
до 2008 года, опубликованных на официальном
сайте Минэкономразвития. Согласно плану,
при таких темпах роста в 2008 году объем
промышленного производства увеличится
по сравнению с 2004 годом на18,8% . Относительно
невысокий темп роста промышленности
вызван снижением динамики сырьевых и
экспортно-ориентированных отраслей экономики,
не способных в долгосрочной перспективе
развиваться темпами выше 2-4%, при этом
отрасли промышленности, способные расти
с темпом выше 6% (лесоперерабатывающая,
строительные материалы, часть машиностроения,
химии, пищевой и высокотехнологичные
отрасли) занимают в структуре промышленности
примерно одну четверть2.
Для предприятий кондитерской отрасли
характерна устойчивая тенденция роста
объемов производства. Доля рынка, занимаемая
кондитерскими производителями в этом
секторе в республике, составляет 55%. Удельный
вес кондитерской продукции в объеме товарной
продукции пищевой промышленности составляет
12%. В структуре потребления кондитерских
изделий наблюдается тенденция увеличения
спроса на недорогую и качественную продукцию.
Количество произведенной продукции можно рассмотреть на рис. 1.:
Рис.1. Производство продукции в пищевой отрасли, %
Динамичное развитие производства основных пищевых продуктов стало результатом целенаправленной работы федерального центра и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению возникающих проблем, самое главное развитие производства невозможно без персонала предприятия, (таблица 1.1.1.)
Таблица 1.1.1
Годы |
Численность всего населения на начало года |
В том числе население в возрасте | |||
млн.чел |
% |
моложе трудоспособного |
трудоспособного |
старше трудоспособного | |
1996 |
148,3 |
100,0 |
24,1 |
56,6 |
19,3 |
2000 |
148,7 |
100,0 |
24 |
56 |
20 |
2004 |
147,5 |
100,0 |
22,5 |
56,9 |
20,6 |
2006 (прогноз) |
146,1 |
100,0 |
20,1 |
59,9 |
20,3 |
Для более углубленного изучения численности персонала рассмотрим динамику численности персонала в пищевой отрасли, которая представлена в таблице 1.1.2
Таблица 1.1.2.
Возраст |
Численность |
% |
до 30 лет |
248 |
23% |
30-50 лет |
614 |
57% |
старше 50 лет |
214 |
20% |
из них пенсионеров |
204 |
19% |
Произошла адаптация работников агропродовольственной сферы к рыночным условиям, изменилась психология хозяйствования. Повысилось внимание коммерческих банков, зарубежных и частных инвесторов к производству продуктов питания. Шире и активнее стали применяться меры отечественных производителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов.
Подводя итоги данного параграфа, можно сказать, что пищевая промышленность остается самой крупной и жизненно важной отраслью экономики. В условиях рыночной экономики эффективность отраслей пищевой промышленности достигается за счет высокой специализации производства и совершенствования его управления. Углубление специализации требует не только обеспечение производства технологиями с использованием современных достижений научно-технического прогресса, но и осуществление контроля за качеством сырья и готовой продукции. В связи с этим повышается роль соответствующих органов - Госстандарта, Госторгорганизации и самих предприятий, как предприятий производителей сырья, так и перерабатывающих продукцию и лицензирование их производства.
В условиях рыночных отношений для большинства предприятий на первый план выходит проблема конкурентоспособности. Здоровье предприятия определяется именно по этому показателю. В наше время не надо доказывать, что основа конкурентоспособности любого предприятия – это люди, которые в ней работают. И если руководство предприятия озабочено не только собственным благополучием, но и благополучием своего предприятия, оно, безусловно, вынуждено обратить внимание на то, с какой отдачей трудятся представители важнейших профессиональных групп.
Для небольшого предприятия (численностью не более 20 – 40 человек) не составляет труда определить отдачу, которую она получает от каждого сотрудника. Однако для средних и крупных компаний вопрос оценки эффективности работы персонала – задача намного более сложная. И дело не только в том, что возрастает численность работников. Для ее решения в первую очередь необходимо желание первых лиц предприятия максимально полно использовать в процессе управления сведения об эффективности трудовой деятельности сотрудников. Казалось бы, польза от такой информации несомненна, и заинтересованность использовать ее при принятии управленческих решений должна быть самая высокая. Парадокс в том, что в действительности у руководства большинства российских предприятий часто присутствует стремление оценить отдачу персонала и готовность к направленным усилиям по увеличению отдачи от работников организации.
Но зачастую руководители предприятий, не задумываются о трудовой деятельности персонала, для них важен результат. В системе приоритетов руководства эта проблема стоит далеко не на первом месте. Финансы, производство, информационные технологии, продажи – с точки зрения многих руководителей являются гораздо более важными задачами.
Эффективность работы персонала во многом зависит от значительного числа факторов. При этом наиболее существенную роль играют действия высшего руководства и руководителей всех уровней. Если руководители имеют возможность регулярно получать сведения о том, как работают их подчиненные, то это дает им важную информацию, которая может быть использована не только для повышения отдачи от подчиненных, но и для внесения необходимых корректив в собственную работу.
Трудно рассчитывать на то, что завтра предприятие выйдет на новый уровень показателей по важнейшим направлениям своей деятельности, если не принять меры к тому, чтобы ее персонал работал лучше. Однако пути улучшения работы разных категорий персонала наметить невозможно, не зная того, как они трудятся сегодня и как они трудились вчера. Для того, чтобы хотя бы в общих чертах наметить пути повышения отдачи от сотрудников организации, следует регулярно оценивать ту отдачу, которую предприятию удается получить от разных категорий персонала.
В последние годы появилось огромное число публикаций, описывающий опыт работы с персоналом лучший компаний мира. Даже беглое знакомство с этим опытом показывает, что лучшие компании уделяют большое внимание вопросам контроля эффективности труда работников и обеспечение условий для максимальной отдачи от своего персонала. Опыт таких компаний, как Хьюлетт – Паккард, Сони и других, доступен любому, кто хочет добиться успехов в этой области.3
Высокая отдача работников от организации – это результат целенаправленных усилий в области кадрового менеджмента. Невозможно рассчитывать на максимально полное раскрытие потенциала персонала без обеспечения высокой эффективности управления персоналом.
Оценка эффективности управления персоналом включает в себя два вида оценки:
Для выработки первоочередных
мер, призванных повысить отдачу работников
за счет большей эффективности
1. Критерии
эффективности управления
Среди показателей, которые могут использоваться при оценке эффективности управления, можно выделить три группы:
Рассмотрим далее:
1. Показатели, характеризующие качество персонала:
Информация о работе Основные направления повышения эффективности использование персонала предприятия