Основные направления повышения эффективности использование персонала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 09:39, курсовая работа

Описание

Цель данного курсового проекта состоит в том, чтобы выявить особенности совершенствования системы управления персоналом предприятия.
В соответствии объектом и целью исследования, будем решать следующие задачи:
рассмотреть современное состояние пищевой отрасли;
рассмотреть основные метода повышения эффективности работы персонала;
произвести анализ системы управления персоналам в ЗАО «Амта».

Содержание

Введение 3
1. Управление персоналом как фактор повышения эффективности предприятия предприятии 5-27
1.1. Современное состояние пищевой промышленности в России 5
1.2. Оценки эффективности управления персоналом 10
1.3 Основные методы повышения эффективности работы персонала 17
2. Анализ системы управления персоналом ЗАО «Амта» 28-40
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 28
2.2. Анализ структуры персонала на предприятии 33
2.3 Анализ показателей динамики состава персонала 39
3. Пути совершенствования системы управления персонала кондитерской фабрики «Амта» 41-48
3.1. Разработка системы планирования кадров 41
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию работы кадров ЗАО «Амта» 46
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложения 53

Работа состоит из  1 файл

Основные направление повышения эффективности использование персонала предприятия- с изменениями.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

Основные направления повышения эффективности использование персонала предприятия

Содержание:

Введение

 

 

Производство каждой страны и каждой отрасли зависит  от множества факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, являются кадры (персонал) предприятия.

Управление персоналом является одним из важнейших направлений  в деятельности различных организаций  и считается основным критерием  её экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий и модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора – иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.

Происходящие изменения  в экономике преобразуют и  подходы в области управления человеческими ресурсами. Появляются руководители нового типа, мышление и  стиль работы которых в определённой мере соответствуют новым задачам  и условиям развития организаций. Значительно повышается роль кадровых служб, которые должны более активно вовлекаться в процесс подготовки и реализации стратегии организации в направлении кадрового менеджмента.

Цель данного курсового проекта состоит в том, чтобы выявить особенности совершенствования  системы управления персоналом предприятия.

В соответствии объектом и целью исследования, будем решать следующие задачи:

    1. рассмотреть  современное состояние пищевой отрасли;
    2. рассмотреть основные метода повышения эффективности работы персонала;
    3. произвести анализ системы управления персоналам в ЗАО «Амта».

Глава 1. Управление персоналом как фактор повышения эффективности предприятия предприятии

1.1. Современное состояние пищевой промышленности в России

 

В пищевой промышленности в настоящее время насчитывается более 30 подотраслей и свыше 25 тыс. предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме  промышленного производства неизменно составляет 11-12%. В отраслевой структуре промышленного производства она занимает 4-е место после топливной промышленности (20%), металлургии, машиностроения и металлообработки (по19%)1.

Пищевая  промышленность и перерабатывающая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания. В совокупности с сельским хозяйством по общему объему производства продукции эти отрасли занимают второе место в экономике страны, а пищевая промышленность среди отраслей, производящих промышленную продукцию, - третье, уступая лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке.

В период с 1999г. рост индекса  физического объема производства продукции  пищевой промышленности в целом  по годам колебался в пределах 4-8%. В 2005 г. он составил 4,4%. По сравнению с 1998г. этот показатель вырос на 56,7%. Прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигала уровня 35,4-56 млрд. руб. в год.

При росте производства практически всех важнейших видов  пищевых продуктов по отдельным продуктам превысил уровень производства 1990г. Так, в 2005г. уровень 1990г. превышен по сахару-песку в 1,5 раза, маслу растительному - в 1,9, пиву – в 2,6 , минеральной воде – в 5,6, безалкогольным напиткам – в 1,7, папиросам и сигаретам – в 2,7, плодоовощным консервам – в 1,6 раза.

Следует отметить, что темпы роста промышленного производства в России в 2006-2008 годах составят 4,4-4,8%. Такие данные содержатся в уточненном прогнозе социально-экономического развития РФ на 2006 год и основных параметрах прогноза до 2008 года, опубликованных на официальном сайте Минэкономразвития. Согласно плану, при таких темпах роста в 2008 году объем промышленного производства увеличится по сравнению с 2004 годом на18,8% . Относительно невысокий темп роста промышленности вызван снижением динамики сырьевых и экспортно-ориентированных отраслей экономики, не способных в долгосрочной перспективе развиваться темпами выше 2-4%, при этом отрасли промышленности, способные расти с темпом выше 6% (лесоперерабатывающая, строительные материалы, часть машиностроения, химии, пищевой и высокотехнологичные отрасли) занимают в структуре промышленности примерно одну четверть2.  
           Для предприятий кондитерской отрасли характерна устойчивая тенденция роста объемов производства. Доля рынка, занимаемая кондитерскими производителями в этом секторе в республике, составляет 55%.  Удельный вес кондитерской продукции в объеме товарной продукции пищевой промышленности составляет 12%. В структуре потребления кондитерских изделий наблюдается тенденция увеличения спроса на недорогую и качественную продукцию.

 

 

 

 

         Количество  произведенной продукции можно  рассмотреть на рис. 1.:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Производство продукции  в пищевой отрасли, %

 

         Динамичное развитие производства основных пищевых продуктов стало результатом целенаправленной работы федерального центра и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению возникающих проблем, самое главное развитие производства невозможно без персонала предприятия, (таблица 1.1.1.)

Таблица 1.1.1                                                                         

Годы

Численность всего населения на начало года

В том числе население в возрасте

 

млн.чел

%

моложе трудоспособного

трудоспособного

старше трудоспособного

1996

148,3

100,0

24,1

56,6

19,3

2000

148,7

100,0

24

56

20

2004

147,5

100,0

22,5

56,9

20,6

2006 (прогноз)

146,1

100,0

20,1

59,9

20,3


 

Для более углубленного изучения численности персонала рассмотрим динамику численности персонала в пищевой отрасли, которая  представлена в таблице 1.1.2                  

Таблица 1.1.2.

Возраст

Численность

%

до 30 лет

248

23%

30-50 лет

614

57%

старше 50 лет

214

20%

из них пенсионеров

204

19%


 

Произошла адаптация  работников агропродовольственной  сферы к рыночным условиям, изменилась психология хозяйствования. Повысилось внимание коммерческих банков, зарубежных и частных инвесторов к производству продуктов питания. Шире  и активнее стали применяться меры отечественных производителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов.

Подводя итоги данного параграфа, можно сказать, что пищевая  промышленность остается самой крупной и жизненно важной отраслью экономики. В условиях рыночной экономики эффективность отраслей пищевой промышленности достигается за счет высокой специализации производства и совершенствования его управления. Углубление специализации требует не только обеспечение производства технологиями с использованием современных достижений научно-технического прогресса, но и осуществление контроля за качеством сырья и готовой продукции. В связи с этим повышается роль соответствующих органов - Госстандарта, Госторгорганизации и самих предприятий, как предприятий производителей сырья, так и перерабатывающих продукцию и лицензирование их производства.

1.2. Оценки эффективности управления персоналом

 

 

В условиях рыночных отношений для большинства предприятий на первый план выходит проблема конкурентоспособности. Здоровье предприятия определяется  именно по этому показателю. В наше время не надо доказывать, что основа конкурентоспособности любого предприятия – это люди, которые в ней работают.  И если руководство предприятия  озабочено не только собственным благополучием, но и благополучием своего предприятия, оно,  безусловно, вынуждено обратить внимание на то, с какой отдачей трудятся представители важнейших профессиональных групп.

Для небольшого предприятия (численностью не более 20 – 40 человек) не составляет труда определить отдачу, которую она получает от каждого  сотрудника. Однако для средних и  крупных компаний вопрос оценки эффективности  работы персонала – задача намного более сложная.  И дело не только в том, что возрастает численность работников. Для ее решения в первую очередь  необходимо желание первых лиц предприятия максимально полно использовать в процессе управления сведения об эффективности трудовой деятельности сотрудников. Казалось бы, польза от такой информации несомненна, и заинтересованность использовать ее при принятии управленческих решений должна быть самая высокая. Парадокс в том, что в действительности у руководства большинства российских предприятий  часто присутствует стремление оценить отдачу персонала и готовность к направленным усилиям по увеличению отдачи от работников организации.

Но  зачастую руководители предприятий, не задумываются о трудовой деятельности персонала, для них важен результат. В системе приоритетов руководства эта проблема стоит далеко не на первом месте. Финансы, производство, информационные технологии, продажи – с точки зрения многих руководителей являются гораздо более важными задачами.

Эффективность работы персонала  во многом зависит от значительного числа факторов. При этом наиболее существенную роль играют действия высшего руководства и руководителей всех уровней. Если руководители имеют возможность регулярно получать сведения о том, как работают их подчиненные, то это дает им важную информацию, которая может быть использована не только для повышения отдачи от подчиненных, но и для внесения необходимых корректив в собственную работу.

Трудно рассчитывать на то, что завтра предприятие выйдет на новый уровень показателей по важнейшим направлениям своей деятельности, если не принять меры к тому, чтобы ее персонал работал лучше. Однако пути улучшения работы разных категорий персонала наметить невозможно, не зная того, как они трудятся сегодня и как они трудились вчера. Для того, чтобы хотя бы в общих чертах наметить пути повышения отдачи от сотрудников организации,  следует регулярно оценивать ту отдачу, которую предприятию удается получить от разных категорий персонала.

В последние годы появилось  огромное число публикаций, описывающий опыт работы с персоналом лучший компаний мира. Даже беглое знакомство с этим опытом показывает, что лучшие компании уделяют большое внимание вопросам контроля эффективности труда работников и обеспечение условий для максимальной отдачи от своего персонала. Опыт таких компаний, как Хьюлетт – Паккард, Сони и других, доступен  любому, кто хочет добиться успехов в этой области.3

Высокая отдача работников от организации – это результат  целенаправленных усилий в области  кадрового менеджмента. Невозможно  рассчитывать на максимально  полное раскрытие потенциала персонала без обеспечения высокой эффективности управления персоналом.

Оценка эффективности  управления персоналом включает в себя два вида оценки:

  1. Оценка экономической эффективности:
    • производительность;
    • себестоимость;
    • рентабельность;
    • качество труда персонала.
  2. Оценка социальной эффективности:
    • приверженность персонала к своему предприятию;
    • настрой работников на работу с высокой отдачей в ее интересах;
    • степень удовлетворения основных потребностей работников.

 

Для выработки первоочередных мер, призванных повысить отдачу работников за счет большей эффективности управления человеческими ресурсами, в первую очередь нужно рассмотреть критерии эффективности использования человеческих ресурсов организации.  Это и будут критерии той отдачи, которую предприятие получает от своих работников. Рассмотрим подробнее:

 

1. Критерии  эффективности управления персоналом.

Среди показателей, которые  могут использоваться при оценке эффективности управления, можно выделить три группы:

  • Показатели, характеризующие качество персонала;
  • Показатели, отражающие реальные затраты на персонал:
  • Показатели, оценивающие отдачу, которую организация получает от своих работников;

Рассмотрим далее:

 

1. Показатели, характеризующие качество персонала:

  • Коэффициент текучести среди разных категорий персонала, оценивается в отношении уволившихся работников и среднесписочного числа работников:

Информация о работе Основные направления повышения эффективности использование персонала предприятия