Планирование бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание

Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принято определять с помощью термина “Бюджетирование”. Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным. В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех, входных и выходных, денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени – месяц, квартал, год

Содержание

Введение 3
1. Технология формирования бюджета 6
1.1. Концептуальная схема формирования бюджета 6
1.2. Методика расчета бюджета 20
1.3. Информационная база бюджетного планирования 29
2. Обоснование бюджетных факторов 31
2.1. Планирование производственных параметров 31
фаза планирования 33
2.2. Определение ресурсоемкости выполнения производственного плана 36
3. Формирование планового бюджета подразделения 42
3.1. Расчет операционного бюджета затрат 42
3.2. Оценка сбалансированного бюджета 47
заключение 55
список использованной литературы 57

Работа состоит из  1 файл

планирование бюджета.doc

— 357.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принято определять с помощью термина “Бюджетирование”. Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным. В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех, входных и выходных, денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени – месяц, квартал, год. При этом каждый из указанных промежутков разбивается на менее продолжительные периоды, например, год разбивается на 12 месяцев. Основная цель такого планирования состоит в том, чтобы оценить нехватку денежных ресурсов и предусмотреть пути дополнительного финансирования. Бюджетирование является вторым шагом в сложной проблеме планирования деятельности предприятия, после анализа безубыточности и целевого планирования прибыли. Существенно отметить, что в качестве конечного результата рассматривается не прибыль, а чистый денежный поток.

Бюджетное управление - это  система планирования, учета, контроля и анализа деятельности ОАО «Сибирский научно-аналитический центр» в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов ОАО «СибНАЦ» для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

В условиях жесткой конкуренции, руководители компаний задумываются о завтрашнем дне. Какими финансами будет располагать их организация в определенный период времени? Как оптимальнее использовать ресурсы? Как спланировать и распределить прибыль? Как сократить издержки? Эти и другие вопросы, связанные с управлением финансами ОАО «СибНАЦ» решаются постановкой и автоматизацией системы бюджетного управления. 

 Для того чтобы построить на ОАО «СибНАЦ» систему бюджетного управления, необходимо заложить методологию управления финансами. Сначала прорабатываются и регламентируются структура центров финансового учета ОАО «СибНАЦ», структура бюджетов и другие важные методологические области. Далее наступает черед автоматизации, который заключается в выборе и внедрении программного решения, которое станет надежным инструментом поддержки построенной системы управления финансами ОАО «СибНАЦ». Первым шагом в нелегком пути построения системы формирование бюджета ОАО «СибНАЦ» может стать теоретическая и практическая подготовка специалистов ОАО «СибНАЦ» по вопросам постановки и автоматизации формирование бюджета ОАО «СибНАЦ». Для этих целей разработана специальная программа обучения.

В итоге, финансовые потоки ОАО «СибНАЦ» становятся для руководителя прозрачными. Вы имеете возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности ОАО «СибНАЦ» в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы ОАО «СибНАЦ»; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности ОАО «СибНАЦ» и отдельных ее бизнесов. ОАО «СибНАЦ» получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.

Цель исследования –  определить сущность и методику планирования бюджета предприятия на примере ОАО «СибННАЦ».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть технологию формирования бюджета: схему, методику и информационную базу формирования бюджета;
  • Произвести обоснование бюджетных факторов;
  • Произвести анализ формирования планового бюджета подразделения.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

1. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА

 

1.1. Концептуальная схема формирования бюджета

 

Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления  основного бюджета выделяют две  составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

  • Подготовка операционного бюджета;
  • Подготовка финансового бюджета.

Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается  следующим списком:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет производственных запасов;
  • бюджет прямых затрат на материалы;
  • бюджет производственных накладных расходов;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов;
  • прогнозный отчет о прибыли.

К числу финансовых бюджетов относятся

  • инвестиционный бюджет;
  • бюджет денежных средств;
  • прогнозный баланс.

Последовательность формирования основного бюджета удобно представить  в виде блок-схемы (рис. 1). Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.

Рис. 1. Блок-схема формирования основного бюджета

При сборе исходной информации предусматривается ответственность структурных подразделений по предоставлению информации с целью взаимоувязки показателей.

Бюджет состоит из двух разделов: “Доходы” и “Расходы”1. Статья “Доходы” состоит из доходов от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках. Для большинства промышленных предприятий именно этот вид дохода имеет наибольший удельный вес. Он включает в себя:

доход, полученный в планируемом  периоде за продукцию, ранее отгруженную, но не оплаченную (дебиторская задолженность);

доход, полученный за оплаченную готовую продукцию, отгружаемую в планируемом периоде со склада готовой продукции в соответствии c заключенными контрактами;

доход, полученный за оплаченную в  планируемом периоде готовую  продукцию, изготовленную по плану  производства и отгруженную в соответствии с заключенными контрактами.

Объем реализованной продукции  определяется в разрезе у.е., включая  прочие работы и услуги, производимые в соответствии с заключенными договорами.

Прочая реализация включает доходы от реализации оборудования, транспортных средств, недвижимости, прочего имущества ОАО «СибНАЦ», доходы, получаемые от участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, проценты по вкладам, облигациям, векселям и т.п.

Отличительной чертой данной модели формирование бюджета ОАО «СибНАЦ» является обоснование объемов кредитов. С одной стороны, согласно теории гибкого развития привлечение кредитов позволяет влиять на рентабельность собственных активов, основываясь на теории эффекта финансового рычага. С другой стороны, заемные средства восполняют недостаток средств от реализации продукции в определенные сроки планируемого периода. В связи с этим модель формирование бюджета ОАО «СибНАЦ» предусматривает в рамках кредитной политики ОАО «СибНАЦ» разработку нескольких вариантов привлечения средств, по которым рассчитываются2:

необходимая кредитная масса и  число кредитов;

сроки получения и погашения  кредитов;

сумма, сроки и источники (себестоимость  или прибыль) выплаты процентов  и погашения кредитов.

Слишком большое привлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость ОАО «СибНАЦ», а слишком малый объем заемных средств не позволяет ОАО «СибНАЦ» развиваться. Поэтому при формировании проекта бюджета предусматривается проведение анализа эффективности использования привлекаемых средств на основании данных отчетного и планового периодов согласно разработанного на ОАО «СибНАЦ» научно-обоснованного порядка расчета оптимального и предельно допустимого уровней кредитной массы. Для этого службами ОАО «СибНАЦ» проводится расчет рентабельности активов на основе оптимизации уровня финансового рычага. Допустимый уровень финансового рычага определяется тем, что цена заемных средств не должна превышать цену собственных средств3.

Оптимальный и предельно допустимый уровни кредитной массы определяются путем многократного перебора вариантов с постепенным приближением к оптимальной величине. Для их поиска в разработанной системе формирование бюджета ОАО «СибНАЦ» предусматриваются специальные схемы и алгоритмы. При этом рассчитываются финансовые издержки по обслуживанию кредитов ОАО «СибНАЦ», показатель эффекта финансового рычага (ЭФР). При отрицательном значении показателя ЭФР ОАО «СибНАЦ» следует отказаться от привлечения заемных средств в планируемом периоде и рассмотреть варианты альтернативного финансирования.

Одним из таких вариантов, относимых  в системе формирование бюджета ОАО «СибНАЦ» к прочим источникам доходов, могут служить средства, привлеченные за счет государственного бюджета, местного бюджета, внебюджетных фондов, бюджета программ Международного сотрудничества, хозяйственных договоров, заключенных с другими организациями, ОАО «СибНАЦ». Размер этих поступлений определяется по итогам участия в конкурсных программах после заключения конструкторско-технологической службой ОАО «СибНАЦ» договоров с фондодержателями.

Вторым разделом бюджета являются “Расходы”. Одной из основных статей расходов являются “Затраты на производство”. Определение объемов финансирования по данной статье осуществляется в  соответствии с разработанной экономической моделью, включающей в себя расчеты затрат основных и вспомогательных производств по цеховой себестоимости, общехозяйственных и коммерческих расходов, распределения накладных расходов по у.е. Себестоимость товарной продукции определяется исходя из установленного экономической службой плана производства, цен на материалы, полуфабрикаты и комплектующие, топливно-энергетических расходов, расходов на заработную плату, расходов на обслуживание производственного процесса, обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, содержание и эксплуатацию средств природы.

Затраты на производство товарной продукции  рассчитываются исходя из себестоимости  товарного выпуска по ОАО «СибНАЦ» и изменения (прирост или снижение) незавершенного производства по изделиям в разрезе у.е. согласно разработанным в ОАО «СибНАЦ» методическим материалам.

Сумма оборотных средств по незавершенному производству может быть фактическая, т.е. по состоянию на определенную дату и расчетная (нормативная)4. Кроме этого для повышения достоверности расчетов необходимо учитывать особенности формирования оборотных средств на конкретном ОАО «СибНАЦ», а также влияние внешних факторов. Примером определения такого влияния может служить расчет инфляционных ожиданий. К возмущениям со стороны внешних источников для ОАО «СибНАЦ» можно отнести и требования поставщиков о закупках материалов определенными партиями, часто превышающими нормативные потребности ОАО «СибНАЦ». В связи с влиянием указанных факторов необходимо корректировать нормативы на коэффициенты инфляции и партионности, применение которых снижает риск ошибки при формировании расходов бюджета.

Общехозяйственные (управленческие) расходы - это расходы на содержание работников аппарата управления и прочего  общезаводского персонала ОАО «СибНАЦ», транспортное обслуживание их деятельности; эксплуатационные расходы по содержанию зданий, сооружений, оборудования, инвентаря общезаводского назначения; командировочные расходы; расходы на содержание охраны, на подготовку кадров, на охрану труда; расходы по оплате консультационных, информационных, аудиторских, банковских услуг, услуг других сторонних организаций; отчисления во внебюджетные фонды; установленные законодательством налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Коммерческие (внепроизводственные) расходы — это расходы по сбыту продукции (упаковка, хранение, транспортировка до станции или порта отправления и погрузка, если это включено в условия поставки), представительские и рекламные расходы.

Общая потребность в средствах на выпуск установленного объема товарной продукции рассчитывается с учетом оборотных средств, имеющихся на начало периода и запланированных на его конец.

Следующим шагом является расчет результатов производственно-хозяйственной  деятельности ОАО «СибНАЦ» без учета налогообложения, что позволяет сократить сроки прогнозирования платежей в бюджеты всех уровней и, соответственно, уменьшить до минимума издержки, связанные с возможными в этой части ошибками.

К обязательным платежам, отражаемым в бюджете ОАО «СибНАЦ», относятся проценты по кредитам, штрафные санкции, пени, дивиденды и проценты по облигациям, выплачиваемые в планируемом периоде, погашение кредиторской задолженности.

Информация о работе Планирование бюджета