Планирование бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание

Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принято определять с помощью термина “Бюджетирование”. Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным. В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех, входных и выходных, денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени – месяц, квартал, год

Содержание

Введение 3
1. Технология формирования бюджета 6
1.1. Концептуальная схема формирования бюджета 6
1.2. Методика расчета бюджета 20
1.3. Информационная база бюджетного планирования 29
2. Обоснование бюджетных факторов 31
2.1. Планирование производственных параметров 31
фаза планирования 33
2.2. Определение ресурсоемкости выполнения производственного плана 36
3. Формирование планового бюджета подразделения 42
3.1. Расчет операционного бюджета затрат 42
3.2. Оценка сбалансированного бюджета 47
заключение 55
список использованной литературы 57

Работа состоит из  1 файл

планирование бюджета.doc

— 357.00 Кб (Скачать документ)

Плановые бюджеты и финансовые отчеты составляются как за определенный период (квартал, месяц и т. п.), так  и на дату нарастающим итогом с  начала года (начала исполнения проекта, контракта и т. п.). Сопоставление  данных текущего учета и совокупного  результата показывает, намечается ли общая тенденция или имеет место временное колебание показателей; упрощает анализ причин отклонений; повышает эффективность принимаемых противодействующих мер.

Менеджер в каждый момент времени  должен иметь возможность увидеть состояние поставок и отгрузок, состояние расчетов по ним, уровень затрат и результатов и т. п. с любой необходимой степенью детализации: по фирме, ЦФО, проекту (сделке), партии товара, периоду вплоть до конкретной поставки и платежа.

В этих целях в систему формирование бюджета ОАО «СибНАЦ» введены и натуральные показатели12. Это дает возможность в рамках одной формы (плановой или отчетной) отслеживать исполнение проекта не только по стоимостным показателям: по статьям издержек, финансовым результатам, по движению денежных средств, по срокам; но и в натуральном выражении - объемам закупок, отгрузок, продаж, по движению товара. Формы (таблицы), включающие и натуральные, и стоимостные показатели, используются на уровне минимальной ячейки планирования и анализа - проект в рамках одной фирмы.

Система «Бюджетное управления» ориентирована  на выявление и "расшивку" "узких  мест" в деятельности ОАО «СибНАЦ». Отклонение фактических показателей от запланированных является сигналом для внесения корректировок и принятия управленческих решений. Однако не каждое отклонение имеет одинаковое значение. Выявляются отклонения, имеющие значительные абсолютные величины, или отклонения, по которым необходимы срочные действия по исправлению сложившейся ситуации. По этим отклонениям формируется оперативная таблица существенных отклонений фактических показателей от запланированных. Таким образом, менеджер имеет оперативную информацию о ходе выполнения контрактов и проектов, о возникновении "узких мест" в деятельности ОАО «СибНАЦ». По выявленным "узким местам" проводится анализ причин их возникновения и разрабатывается план мероприятий, направленных на их ликвидацию.

 

1.3. Информационная база бюджетного планирования

 

В настоящее время  бюджет ОАО «СибНАЦ» представляет собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния ОАО «СибНАЦ» и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета. При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.

Данная система не только содействует повышению эффективности работы ОАО «СибНАЦ», обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и позволяет:

выявить и проконтролировать все  финансовые потоки ОАО «СибНАЦ»;

эффективнее управлять затратами на производство, оборотными средствами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью;

оптимизировать налогообложение;

управлять документооборотом внутри ОАО «СибНАЦ»;

осуществлять контроль эффективной  работы подразделений и их руководителей на всех стадиях реализации бюджета.

Формирование бюджета осуществляется по схеме, предусматривающей взаимодействие “верхов” и “низов”. Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование “снизу” и составление бюджета “сверху” представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных уровней управления предприятием.

В связи с тем, что  формирование проекта бюджета осуществляется в условиях нестабильности и неполноты  информационных потоков с целью  повышения обоснованности расчетов экономической службой ОАО «СибНАЦ» для определения основных показателей деятельности ОАО «СибНАЦ», с учетом присущих для них особенностей разработаны методические материалы по расчету оптимального уровня кредитной массы и эффективности привлечения средств; расчету оборотных средств; определению финансового результата работы ОАО «СибНАЦ»; расчету базовых (нормативных) показателей, используемых при анализе рентабельности продаж; расчету оборачиваемости активов и рентабельности активов; расчету амортизационных отчислений.

 

 

2. ОБОСНОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ  ФАКТОРОВ

 

            2.1. Планирование производственных параметров

 

Производство организуется в соответствии с планом, разработанным  в фазе планирования и отражающем модель выпускаемой продукции. В  процессе функционирования производства на него оказывают влияние внешние возмущающие воздействия U, что приводит к отклонению от параметров, заданных планом.

Можно выделить несколько  фаз управления производством (рис. 2).

Рис. 2. Фазы управления производством

 

Фиксация текущего состояния  производства производится в фазе учета. На фазе анализа определяется степень отклонения производства от заданного плана и вырабатывается стратегия устранения возникшего отклонения. Непосредственное воздействие на производство, регулирование его параметров осуществляется в фазе регулирования, которая позволяет вернуть производство на заданную траекторию движения.

На разных фазах управления производством приходится решать многочисленные функциональные задачи управления, которые агрегируются в комплексы функциональных задач (КФЗ). При решении функциональных задач средствами информационной технологии (СИТ) они должны быть преобразованы в вычислительные задачи, запрограммированы и введены в ЭВМ. Функциональные задачи формируются на основе информационных моделей управления.

Общая математическая модель управления дает комплексы взаимосвязанных  функциональных задач, определяющих проблематику фаз управления. Частные математические модели управления (ЧММУ), вытекающие из общей, порождают функциональные задачи (ФЗ)Ю выделяемые из комплексов.

На основе концептуальной модели (КМ) решения и функциональной модели формируется вычислительная задача (ВЗ), пригодная к решению  средствами информационной технологии. Однако для решения задачи управления на ЭВМ необходимо иметь алгоритм (А) её решения, который разрабатывается на основе логической модели (ЛМ). Эта взаимосвязь моделей и задач управления показана на рис. 3.

Рис. 3. Модели и задачи управления

 

Каждая фаза управления производством включает ряд комплексов задач, описываемых соответствующими математическими моделями. Решение этих задач дает информацию, необходимую для следующей фазы.

Фаза планирования

На этой фазе управления в различных временных режимах  решается несколько комплексов функциональных задач планирования: перспективное планирование (на 3-5 лет), годовое и оперативное (менее года). Комлексы задач и соответствующие им модели приведены на рис. 4.

Математические модели перспективного планирования призваны описать стратегию развития и состояние производственного предприятия через 3-5 лет. Такие планы являются прогнозными, и для их создания привлекаются математические методы и модели, позволяющие анализировать поведение управляемого объекта при различных прогнозируемых параметрах как самого объекта, так и окружающей среды.

В качестве внутренних параметров прогнозируются ресурсы производства, его организационная структура  и т.д. На разработку перспективного плана сильнейшее влияние оказывает  прогноз состояния внешней среды: спрос на производимую продукцию, рынки сбыта продукции, состояние конкуренции, политическая и экономическая ситуация в стране, изменение вкусов и обеспеченности потребителей и т.п. Точно спрогнозировать значение внешних параметров на перспективу в 3-5 лет невозможно, поэтому используются вероятностные методы и методы математической статистики, позволяющие выявить тенденции изменения параметров внешней среды, влияющих на состояние предприятия. При этом широко пользуются производственными функциями как аппаратом моделирования и имитационными моделями13.

В комплексе задач  годового планирования используются детерминированные  модели, поскольку определить значения производственных параметров и параметров внешней среды на ближайшую перспективу можно с достаточной степенью точности.

Для разработки годового плана производства используются модели производственного баланса и математического программирования.

Стратегической входной  информацией этого комплекса  является перспективный план. Результатом решения комплекса задач годового планирования является бизнес-план предприятия, в котором должны быть представлены в сбалансированном виде ресурсные, производственные и маркетинговые возможности предприятия, объединенные сквозной целью.

Если комплекс задач перспективного планирования решается в основном для предприятия в целом и оперирует агрегированной информацией, то комплекс задач годового планирования решается в различных модификациях как для предприятия в целом, так и для его производственных подразделений. На оперативном уровне планирования производства используются модели календарного планирования, управления запасами, теории массового обслуживания, сетевые модели, модели математического программирования. Результатом решения задач этого комплекса являются планы и графики работ производственных подразделений.

 

 

Рис. 4. Комплексы задач и модели фазы планирования

 

Параметры производства, заданные в фазе планирования, неизбежно  испытывают возмущающее воздействие окружающей среды и отклоняются от запланированных значений. Для того, чтобы возвратить производство  в очерченные планом рамки, необходимо его оперативное регулирование. Оно возможно лишь при наличии резервов производственных ресурсов. Содержание резервов (запасов) ресурсов приводит к издержкам, увеличивая себестоимость продукции, поэтому точность решения комплексов задач годового и особенно оперативного планирования имеет большое значение.

Для эффективного регулирования  производства требуется знание направления  и степени воздействия на производство, поскольку как недорегулирование, так и перерегулирование приводит к неустойчивости производственного процесса. Поэтому в управлении предприятием важное значение приобретают фазы учета и анализа.

Фаза учета необходима для определения истинного состояния параметров производства. Фаза анализа позволяет определить размер и направление отклонений значений этих параметров, а также предугадать тенденции изменений.

 

2.2. Определение ресурсоемкости выполнения производственного плана

 

До сих пор на многих ОАО «СибНАЦ» оценка ресурсоемкости осуществляется на основе традиционного калькулирования полной ресурсоемкости по данным бухгалтерского учета. Причина этого понятна — в условиях "ручного" учета иная, более оперативная, технология контроля за ресурсоемкости трудноосуществима, поскольку сбор, регистрация и обработка данных производится слишком медленно. Но даже и с применением компьютерных систем, позволяющих автоматизировать процесс решения локальных задач бухгалтерского и оперативно-технического учета, качественно улучшить технологию управления ресурсоемкости часто оказывается невозможным. Дело в том, что при внедрении подобного рода "лоскутных" программных систем обычно консервируется фактически сложившаяся до автоматизации, неэффективная технология решения задач. Плановый отдел в начале каждого периода формирует оценку плановой ресурсоемкости, во многом исходя из нее формируется бюджет, сбытовая политика, цены на продукцию, определяется порядок взаимоотношений с контрагентами. Фактические же оценки могут быть получены только по завершении учетного периода, что предопределяется классической цикличностью работы бухгалтерии. То есть реальный контроль в течении периода не осуществляется. Поэтому бывает трудно вовремя оценить фактические затраты и при низкой рентабельности в результате колебаний цен на материалы может возникнуть ситуация, когда выручка от реализации определенных видов продукции не покрывает ресурсоемкости ее производства.

На самом же деле компьютерные системы способны дать существенно больший эффект при решении задач управления ресурсоемкости. Благодаря оперативности процедур обработки данных может быть изменен сам характер технологии контроля за ней. Однако для этого система автоматизации должна комплексно увязывать процедуры обработки массивов плановой и фактической информации, формируемые в разных подразделениях системы управления. Программные средства, ориентированные исключительно на решение учетных задач, такой взаимоувязки обеспечить не могут. Именно поэтому их внедрение не дает того эффекта, на который потенциально способны компьютерные системы. А ведь во многом именно благодаря им на ОАО «СибНАЦ» развитых стран вся цепочка сбыт-производство-реализация работает "как часы". И там не жалеют средств на внедрение компьютерных систем организационно-экономического управления, видя в них важный резерв повышения эффективности работы ОАО «СибНАЦ». Достаточно сказать, что по данным многих аналитиков, спрос на специалистов по внедрению сложных систем комплексной автоматизации управления огромен и продолжает расти. 
Каким же образом может быть реализована эффективная технология управления ресурсоемкости? Основа продуктивного подхода к этой проблеме — ориентация на полнофункциональную комплексную систему автоматизации управления, связывающую все подразделения и службы ОАО «СибНАЦ» в единый организм и реализующую концепцию единого информационного пространства ОАО «СибНАЦ»14.

Информация о работе Планирование бюджета