Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа
Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принято определять с помощью термина “Бюджетирование”. Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным. В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех, входных и выходных, денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени – месяц, квартал, год
Введение 3
1. Технология формирования бюджета 6
1.1. Концептуальная схема формирования бюджета 6
1.2. Методика расчета бюджета 20
1.3. Информационная база бюджетного планирования 29
2. Обоснование бюджетных факторов 31
2.1. Планирование производственных параметров 31
фаза планирования 33
2.2. Определение ресурсоемкости выполнения производственного плана 36
3. Формирование планового бюджета подразделения 42
3.1. Расчет операционного бюджета затрат 42
3.2. Оценка сбалансированного бюджета 47
заключение 55
список использованной литературы 57
Такая система, во-первых, должна развернуто поддерживать решение задач планирования ресурсоемкости по всем или большинству основных видов продукции. Реалистичная оценка ресурсоемкости в сопоставлении с отпускными ценами на нее является отправной точкой для выбора ассортимента производимой продукции или закупаемых товаров. Уже здесь можно выявить те позиции, по которым нужно осуществлять наиболее пристальный контроль, задуматься о правильности выбора поставщиков, взаимозаменяемых материалов и проч. Эти оценки, естественно, должны базироваться на фактических учетных показателях, но и не замыкаться полностью на них. Поэтому система автоматизации должна предоставлять инструменты прогнозирования поведения важнейших составляющих ресурсоемкости с учетом существующих рыночных тенденций. Мы специально говорим об инструментах автоматизации выполнения подобного рода расчетов, поскольку при получении большого числа перспективных оценок затрат материалов не всегда можно полагаться только на оценки специалистов, полученные методом "пристального разглядывания". Тут, что называется, легко попасть пальцем в небо.
Во-вторых, необходим постоянный мониторинг как фактической, так и плановой ресурсоемкости. К примеру, в системе "Галактика" мониторинг плановой ресурсоемкости реализуется за счет увязки нормативных данных о потребности в различных видах ресурсов в расчете на единицу выпускаемых видов продукции, запланированных объемов производства и цен ресурсов. На основе этой информации постоянно производится оценка плановой ресурсоемкости выпуска и мониторинг уровня затрат по данным о фактическом выпуске. При изменении стоимости ресурсов производится пересчет плановой (прогнозной) ресурсоемкости выпуска, основанный на нормативах ресурсоемкости изделий, с учетом фактически произведенной продукции и уровня текущих запасов каждого вида ресурсов. Без использования комплексной автоматизированной системы управления выполнение подобного рода оперативных расчетов практически неосуществимо вследствие высокой трудоемкости.
За счет отслеживания динамики стоимости ресурсов система "Галактика" позволяет автоматически проводить пересчет прямой ресурсоемкости на каждый день. Эта информация может быть дополнена оценочными данными по накладным расходам, что дает возможность получения оценки полной ресурсоемкости, которая складывается в результате функционирования ОАО «СибНАЦ» на текущий момент. Благодаря наличию таких оценок создаются предпосылки для оперативной корректировки планов выпуска продукции и согласования цен с ее потребителями. Немаловажно и то, что контроль изменений плановой ресурсоемкости может позволить вовремя задуматься о перспективности перехода к использованию иных видов ресурсов в случае их взаимозаменяемости.
Комплексная система
автоматизации позволяет
Например, в "Галактику" входит модуль "Фактические затраты", который позволяет "собирать" и анализировать затраты в любых необходимых разрезах без привязки к бухгалтерским счетам. В этом случае в модулях бухгалтерского контура можно вести только ту аналитику, которая необходима бухгалтерии, например, для осуществления налогового учета, а детальный управленческий учет затрат можно вести в модуле "Фактические затраты", но аналитику, необходимую для налогового учета не вести - там она не нужна. Это позволяет экономисту анализировать себестоимость сразу по факту получения и вводу в систему первичной информации без необходимости ее обработки бухгалтерией, что дает возможность осуществлять контроль соответствия фактических затрат плановым более оперативно. Еще раз обращаем внимание на возможность оперативного контроля соответствия нормативных затрат плановым. Его наличие позволяет сразу выявлять факты нерационального использования ресурсов, а то и прямые злоупотребления.
Нужно отметить, что в комплексных автоматизированных системах за счет применения специального инструментария информация оперативной оценки ресурсоемкости сразу же может быть доступна высшим менеджерам ОАО «СибНАЦ». На ОАО «СибНАЦ» создана и введена в эксплуатацию информационная система руководителя, с помощью директор ОАО «СибНАЦ» может мгновенно получать сводную информацию о количестве сырья, поступившего за истекшие сутки и за любой период времени, объеме произведенной продукции, затратах топлива и химикатов на ее производство и других важных параметрах15.
Третьим необходимым компонентом оценки ресурсоемкости в компьютерных системах является блок калькуляции полной фактической ресурсоемкости. Это достаточно традиционный компонент компьютерных систем учета. Система должна предоставлять возможность выполнения расчета полной ресурсоемкости по различным методикам, в частности, с использованием различных баз распределения накладных расходов. Большинство тиражных продуктов поддерживают только 2-3 самых распространенных метода. Однако, опыт внедрения информационных систем показывает, что на ОАО «СибНАЦ» различных отраслей порой используются весьма сложные схемы распределения накладных расходов, использующие разную базу. Если программа не поддерживает нужного метода распределения, то бухгалтерия вынуждена выполнять расчет полной ресурсоемкости вспомогательными средствами и потом переносить результаты расчетов в систему. В результате полная себестоимость калькулируется только по окончании периода. Опыт создания отраслевых решений на ОАО «СибНАЦ» позволил встроить в систему самые разные способы распределения. К тому же они являются настраиваемыми и их можно "откатить". Благодаря этому расчет полной ресурсоемкости можно выполнять многократно в течении отчетного периода.
В заключение еще раз
подчеркну, что ключ к решению
задачи эффективного Оценка ресурсоемкости выполнения
производственной
программы — в применении полнофункциональной
комплексной системы автоматизации управления
ОАО «СибНАЦ», связывающей все участки
учета в едином информационном пространстве.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНОВОГО БЮДЖЕТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
3.1. Расчет операционного бюджета затрат
Для того чтобы выполнить расчет операционных бюджетов предприятия необходимо подготовить следующие бизнес прогнозы:
1. Индексы изменения цен
На данном этапе необходимо составить перечень цен по основным статьям бюджета предприятия: готовая продукция; сырье и материалы; энергетика и т.д., а также охарактеризовать прогнозные колебания стоимости вышеуказанных бюджетных статей.
Наиболее важная задача этапа – определение ценовой политики предприятия, которая должна предусматривать ориентацию на выявление и укрепление его положения на рынке, на последовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности и всемерное использование современных методов хозяйствования и средств управления.
Ценовую политику предприятия рекомендуется использовать для достижения следующих целей:
- максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;
- максимизации рентабельности
чистого собственного капитала
предприятия (то есть
- максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);
- стабилизации цен,
прибыльности и рыночной
- достижение наиболее высоких темпов роста продаж.
2. Курсы валют и инфляция
В финансовом менеджменте постоянно приходится считаться с фактором инфляции, которая с течением времени обесценивает стоимость находящихся в обращении денежных средств.
Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит относительное занижение стоимости отдельных материальных активов, используемых предприятием (основных средств, запасов товарно-материальных ценностей и т.п.); снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов (дебиторской задолженности, нераспределенной прибыли, инструментов финансового инвестирования и т.п.); занижение себестоимости производства продукции, вызывающее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налоговых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т.п. Особенно сильно фактор инфляции сказывается на проведении долгосрочных финансовых операций предприятия.
Стабильность проявления фактора инфляции и его активное воздействие на результаты финансовой деятельности предприятия определяют необходимость постоянного учета влияния этого фактора в процессе финансового менеджмента16.
3. Складские запасы и незавершенное производство
Цель данного этапа
– определить целесообразность обеспечения
остатков на складах по любому наименованию
соответствующих бюджетных
Кроме нормируемых запасов необходимо спрогнозировать объем ресурсов, которые будут на складах на начало планового периода.
Потребность предприятия
в нормируемых запасах
Ро = Нз + Ннп +Нгп,
где Нз – нормативная потребность в материалах;
Ннп – норматив незавершенного производства;
Нгп – норматив готовой продукции;
Нормирование материалов.
Норматив оборотных средств по запасам сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов исчисляется на основании их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.
Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при равномерном характере производства — на 360 дней).
Средняя норма оборотных средств определяется как средневзвешенная величина исходя из норм оборотных средств на отдельные виды или группы сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов и их однодневного расхода.
Норма оборотных средств по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А) и подготовительном (Д) запасах.
Текущий запас — основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок материалов по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой материалов несколькими поставщиками и в разные сроки.
Страховой запас — второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонении в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.
Транспортный запас сознаётся в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.
Технологический запас создается в случаях, когда данный вид сырья нуждается в предварительной обработке, выдержке для придания определенных потребительских свойств. Этот запас учитывается в том случае, если он не является частью процесса производства. Например, при подготовке к производству некоторых видов сырья и материалов необходимо время на подсушку, разогрев, размол и т.д.
Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования производственных запасов. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.
Норматив оборотных средств в запасах сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов (Н), отражающий общую потребность в оборотных средствах по этому элементу производственных запасов, исчисляется как сумма норм оборотных средств в текущем, страховом, транспортном, технологическом и подготовительном запасах. Полученная общая норма умножается на однодневный расход по каждому виду или группам материалов.
Нз= Р * (Т+ С+ М + А + Д).
В производственных запасах нормируются также оборотные средства в запасах вспомогательных материалов, топлива, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.
Нормирование незавершенного производства
Величина норматива
оборотных средств в
Объем производимой продукции непосредственно влияет на величину незавершенною производства: чем больше производится продукции при прочих равных условиях, тем больше будет размер незавершенного производства. Изменение состава производимой продукции по-разному влияет на величину незавершенного производства.
4. Производственные мощности предприятия
Основное назначение
данного этапа – характеристика
производственной специфики предприятия:
определение максимальных возможностей
по выпуску продукции в