Планирование товарных запасов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание

Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.

Содержание

Введение 3
1. Сущность товарных запасов и их планирование на предприятии. 4
2. Анализ товарных запасов предприятия ОАО «ПРОГРЕСС». 10
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Прогресс». 22
2.2 Состояние товарных запасов на предприятии ОАО 24
«Прогресс». 24
2.3 Факторы влияющие на планирование товарных запасов
предприятия ОАО «Прогресс». 32
3. Планирование товарных запасов на предприятии
ОАО «ПРОГРЕСС». 40
Заключение. 43
Список использованных источников 45
Приложение А 47
Приложение Б 49
Пиложение В 50

Работа состоит из  1 файл

прогресс 2011 (восстановлен)1.docx

— 157.80 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический  университет

(УрГЭУ) 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по  теме: Планирование товарных запасов на предприятии

  
 
 
 
 

Факультет заочный

Специальность

Экономика на предприятиях торговли и общественного питания

Кафедра

Экономика на предприятиях торговли и общественного питания

Защита

Оценка 

Исполнитель Кучер Д.А.

Группа ЭТ-06

Научный руководитель

   
 

Екатеринбург 2011

Содержание: 

Введение 3

1. Сущность товарных запасов и их планирование на предприятии. 4

2. Анализ товарных запасов предприятия ОАО «ПРОГРЕСС». 10

2.1 Характеристика предприятия ОАО «Прогресс». 22

2.2 Состояние  товарных запасов на предприятии  ОАО 24

«Прогресс». 24

2.3 Факторы влияющие на планирование товарных запасов

предприятия ОАО  «Прогресс». 32

3. Планирование  товарных запасов на предприятии

 ОАО «ПРОГРЕСС». 40

Заключение. 43

Список использованных источников 45

Приложение А 47

Приложение Б 49

Пиложение В 50

 

Введение

       Ни  одно торговое предприятие не может  существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко  реагируют на любые изменения  рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.

       Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.

       Управление  товарными запасами направленно  на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно  предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение  объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.

 

  1. Сущность  товарных запасов  и их планирование на предприятии.
 

       Товары, которые вовлекаются в сферу  товарного обращения, проходят в  ней немалый и нередко сложный  путь. На каждый момент времени в  сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные  товары через некоторое время, необходимое  для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и  предприятиям. В зависимости от звенности  товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условии они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.

       Товарный  запас—это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализаций.

       Образование и хранение товарных запасов требуют  определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения.

       В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком  объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.

       На  размеры товарных запасов оказывает  влияние целый ряд факторов: равномерность  и частота завоза, транспортные условия, материально-техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т. д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.

       Отклонение  фактических товарных запасов от установленного норматива служит ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы становятся ниже норматива—это сигнал для завоза соответствующих товаров. Увеличение же товарных запасов сверх установленного норматива говорит о необходимости изучения причин, вызвавших такое нежелательное явление. Таким образом, товарные запасы призваны играть важную роль в организации товародвижения. Они находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности торговых предприятий. Это и определяет задачи, стоящие перед статистикой товарных запасов.

       Систематическое наблюдение за величиной товарных запасов, сопоставление их с действующими нормативами и выявление на этой основе отклонений является первой основной задачей статистики товарных запасов.

       В прямой зависимости от товарных запасов  находится важнейший показатель хозяйственной деятельности торговых предприятий — розничный товарооборот. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота и удовлетворении потребностей населения. Но иногда бывает и так, что имеется вполне достаточное количество товаров для обеспечения нормальной торговли, но из-за несоответствия качества и ассортимента этих товаров требованиям покупателей они оседают в товаропроводящей сети, а спрос покупателей остается неудовлетворенным.

       Второй  основной задачей статистики товарных запасов является изучение ассортиментной структуры товарных запасов в сопоставлении со структурой товарооборота, изучение динамики товарных запасов и сдвигов, происходящих в их структуре.

       В статистике торговли товарные запасы классифицируются по различным признакам: по месту нахождения, назначению и  товарному составу.

       По  месту нахождения выделяются следующие  группы товарных запасов: товарные запасы у производителей, на складах оптовых торговых баз, на складах заготовительных организаций, в розничной торговле, в пути.

       В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного хранения, досрочного завоза.

       Товарные  запасы текущего хранения—это товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.

       Для обеспечения торговли в тех случаях, когда поступление товаров в  силу условий производства или изменения  спроса на отдельные виды товаров  в разные периоды года носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения. Без сезонных запасов невозможно обеспечить бесперебойное снабжение населения в течение года, например, сахаром, картофелем, овощами. Производство их имеет ярко выраженный сезонный характер, а потребление в течение года изменяется незначительно. Другой пример: производство большинства непродовольственных товаров осуществляется равномерно в течение всего года, спрос же на них порой подвержен сезонным колебаниям (спортивный инвентарь, одежда и обувь для определенных сезонов года и др.). Товарные запасы сезонного хранения концентрируются в основном на складах оптовых или заготовительных организаций и предприятий. Отсутствие или неправильное формирование товарных запасов сезонного хранения влечет за собой перебои в товароснабжении.

       Товарные  запасы досрочного завоза образуются у организаций, торгующих в районах, куда доставка товаров возможна не во всякое время года. Предназначены товары для расходования в будущие периоды. Так, в горные и таежные районы, а также в районы Крайнего Севера и со слабым развитием сети дорог вся масса товаров, необходимая для обеспечения товарооборота, завозится в период возможной доставки. Товарные запасы досрочного завоза концентрируются в основном на складах розничных торговых организаций.

       Сведения  о количественном и качественном составе товарных запасов можно  получить на основе данных учета и  отчетности по товарным запасам. Поскольку  объем и структура товарных запасов постоянно изменяются, учет их производится на определенные моменты времени. Основные способы учета товарных запасов следующие: инвентаризация, оперативный учет остатков товаров, балансовый метод. Повседневный контроль за товарными запасами осуществляется посредством текущего бухгалтерского учета.

       Инвентаризация—это  сплошная перепись товаров. Порядок  проведения инвентаризации материальных ценностей определяется специальными инструкциями. В результате инвентаризаций уточняются учетные данные об остатках товаров в ассортиментном разрезе, выявляются неходовые, неполноценные или совершенно некачественные товары, а также дается расшифровка сверхнормативных запасов. По инвентаризационным описям можно изучить структуру товарных запасов.

       Оперативный учет остатков товаров состоит в  том, что по каждому товару подсчитывается количество мест в стандартной упаковке: ящиков, мешков и т. д. Количество мест умножается на установленный по стандарту объем места и к полученному результату прибавляется количество товара в нестандартной упаковке. Установленное в натуре наличие товаров оценивается в действующих розничных ценах. Оперативный учет от других видов учета отличается тем, что представляет собой устные сообщения по телефону, телеграфу, радио. Его сведения используются главным образом в пределах одного предприятия, в целях оперативного управления торговлей.

       С помощью балансового метода можно  определить расчетным путем общую  сумму запасов товаров на определенную дату. Для этого используется следующая  зависимость:

Зн + П = Р + В + Зк(1)

Зн = Р + В + Зк - П;      (2)

Зк - Зн + Я - Р - В,         (3) 

       где  Зн, Зк — стоимость запасов товаров соответственно на начало и конец периода; П — стоимость поступивших за период товаров; Р — сумма выручки за проданные товары; В —прочее выбытие товаров.

       Балансовый  метод и инвентаризация, дополняя друг друга, позволяют выявить недостачи и растраты товаров в торговой сети.

       В зависимости от практических целей  абсолютная величина товарных запасов  определяется в натуральном или  денежном выражении. Натуральные единицы измерения преобладают в торговле продовольственными товарами. Однако одних абсолютных величин недостаточно, чтобы судить о степени обеспеченности товарооборота товарными запасами. Если просто сопоставить торговые предприятия с одинаковой товарной номенклатурой, то в большем объеме окажется товарный запас на предприятии, имеющем больший товарооборот. Определить же, у какого из предприятий выше обеспеченность запасами, можно, лишь исчислив относительный показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами. Расчет производится по формуле 

               Средний товарный запас

Обеспеченность (в днях) = ——————————————                                                    

               Однодневный товарооборот 

Информация о работе Планирование товарных запасов на предприятии