Планирование товарных запасов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание

Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.

Содержание

Введение 3
1. Сущность товарных запасов и их планирование на предприятии. 4
2. Анализ товарных запасов предприятия ОАО «ПРОГРЕСС». 10
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Прогресс». 22
2.2 Состояние товарных запасов на предприятии ОАО 24
«Прогресс». 24
2.3 Факторы влияющие на планирование товарных запасов
предприятия ОАО «Прогресс». 32
3. Планирование товарных запасов на предприятии
ОАО «ПРОГРЕСС». 40
Заключение. 43
Список использованных источников 45
Приложение А 47
Приложение Б 49
Пиложение В 50

Работа состоит из  1 файл

прогресс 2011 (восстановлен)1.docx

— 157.80 Кб (Скачать документ)

    Таблица 2.2 Расчет степени колебания продаж

     ,

    где Х – объем продаж за квартал, тыс. руб.;

    Хср – среднеквартальный уровень, тыс. руб.;

    П – количество кварталов.

    2008 г.:

     = 15,96 млн. руб.

    Коэффициент вариации (V) составит:

    V = = 15,96 * 100 / 84,4 = 18,9.

    Коэффициент равномерности (Кр) составит:

    Кр = 100 – V = 81,1.     
 

    2009 г.:

     = 23,3 млн. руб.

    Коэффициент вариации (V) составит:

    V=  23,3 * 100 / 161,7  = 14,4.

    Коэффициент равномерности (Кр) составит:

    Кр = 100 – 14,4 = 85,6.

    По  расчетам можно отметить, что степень  колебания продаж в 2009 г. ниже, чем  в 2008 г. на 4,5, в связи с чем коэффициент равномерности возрос на 4,5.

    Проведенный анализ позволяет сделать вывод  об увеличении темпов роста товарооборота, расширении ассортимента реализуемых  товаров, но отмечается ухудшение обслуживания. Основными причинами создавшегося положения стали недостающиеся ритмичность и равномерность выполнения плана товарооборота в течение нескольких кварталов. План товарооборота не выполнен во втором и третьем квартале, незначительно перевыполнен в первом и четвертом квартале. Отсутствие ритмичности в работе предприятия подтверждается удельным весом каждого квартала. Самым низким он был во втором квартале (20%), самым высоким – в четвертом квартале (30%). Это подтверждает и отсутствие равномерной нагрузки.

    Основной  вклад в увеличение товарооборота  внесло увеличение складской площади  и рост эффективности ее использования.

    Негативным  моментом является падение в структуре  товарооборотов доли товаров, которые  бы увеличили его размер – каши, пюре овощные, пюре фруктовые. Такая  тенденция в развитии товарооборота  – результат снижения покупательской способности населения и др. причины.

    Низкая  эффективность управления оптовым  предприятием подтверждается нарушенной индексной цепочкой взаимосвязи  показателей как в 2008 г., так и  в 2009 г. Высокий темп роста валового дохода (таблица 1) при более низком темпе роста товарооборота свидетельствует о росте цен. Вместе с тем все увеличивающиеся темпы роста издержек обращения не позволили реализовать возможности роста цен.

Анализ  издержек обращения

    Рассмотрим  состав и структуру издержек обращения (таб.2.3).

    Таблица 2.3 Состав и структура издержек обращения
Показатели 2008 2009 Отклонение Темп  роста, %
млн. руб. Уд.вес млн. руб. Уд.вес млн. руб. Уд.вес
Условно-переменные издержки, всего 70,8 40,1 135,1 41,1 64,3 1 191
В том  числе:

-транспортные  расходы

18,1 10,2 35,4 10,8 17,3 0,6 196
-расходы  по хранению и подготовке товаров  к продаже 15,8 8,9 31,3 9,5 15,5 0,6 198
-расходы  по оплате труда 29,1 16,5 46,6 14,2 17,5 -2,3 160
-отчисления  от ФОТ 7,8 4,4 21,8 6,6 14 2,2 279
Условно-постоянные издержки, всего: 105,7 59,9 193,6 58,9 87,9 28 183
В том  числе:

-аренда

34,1 19,3 68,9 21 34,8 1,7 202
-расходы  по содержанию и текущему ремонту  основных средств 31,4 17,7 44,7 13,6 13,3 -4,1 142
Расходы на рекламу 40,2 22,8 80 24,3 39,8 1,5 199
Всего 176,7 100 328,7 100 152 - 186
 

    Из  таблицы 2.3 видно, что на протяжении 2008 – 2009 гг. в структуре издержек преобладают условно-постоянные издержки, их величина в 2009 г. составила 193,6 млн. руб., что на 83% больше, чем в 2008 г.

    Условно-переменные издержки также увеличиваются, составив в 2009 г. 135,1 млн. руб., что на 64,3 млн. руб. или на 91% больше, чем в 2008 г.

    Как в 2008 г., так и в 2009 г. значительной статьей в расходах являются расходы  на рекламу, соответственно, 22,8% и 24,3%.

    По  всем статьям расходов происходит увеличение, причем наибольшими темпами растут отчисления отФОТ и расходы по аренде (за счет увеличения ставок арендной платы).

    В общем же издержки обращения возросли на 86%.

    Анализ  валового дохода

    Основной  целью анализа валовых доходов  является поиск резервов их роста  и достижения на этой основе оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.

    С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение оптового предприятия, оплаты труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой  доход.

    Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа  относится: оценка абсолютных, относительных  и средних величин, метод сравнения, группировка, индексный, графический, метод ценных подставок, балансовый.

    Состав  и структура валового дохода ОАО  «Прогресс» представлены в таблице 2.4

 

    Таблица 2.4 Состав и структура валового дохода

Показатели Ед. изм. 2008 2009 Отклонения Темп роста, %
Валовой доход, всего млн. руб. 67,14 435,8 368,66 649,2
В том  числе:

1.Валовой доход  от реализации товаров

млн. руб. 58,2 414 355,8 761
Удельный  вес в общей сумме валовых  доходов  % 86,7 95 8,3 -
2.Прочие  доходы от неосновной деятельности млн. руб. 8,9 20,9 12 234
2.1аренда млн. руб. 4,9 9,4 4,5 192
2.2. охранная  деятельность млн. руб. 4,0 11,5 7,5 288
Удельный  вес в общей сумме валового дохода % 13,3 4,8 -8,5 -
Уровень валового дохода (в % к обороту) % 20 67,4 47,4 337
 

    Из  представленных данных видно, что сумма  валовых доходов увеличилась  почти в 6,5 раз, составив 435,8 тыс. руб.

    Общая сумма валового дохода на анализируемом  оптовом предприятии формируется  за счет доходов, полученных от реализации товаров, а также за счет доходов  от прочей не основной деятельности. При  этом, наибольший удельный вес в  составе валового дохода как в 2008 г., так и в 2009 г. приходится на доходы от основной деятельности – реализации товаров. Их удельный вес в 2009 г. составил 95% от общей суммы валового дохода, что на 8,3% больше, чем в 2008 г.

Доля  доходов от неосновной деятельности снижается в 2009 г. на 8,5%, составив всего 4,8%. Но в стоимостном выражении  доходы возросли более чем в 2 раза, причем в основном за счет роста  доходов от услуг по охране, которые  возросли почти в три раза, доходы от аренды возросли на 92%.

Величина  валового дохода зависит от ряда факторов, основными из которых являются: объем  товарооборота и уровень валовых  доходов к товарообороту.

Анализ  прибыли и рентабельности.

В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы  их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая  сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.).

Анализ  прибыли проведем по данным таблицы 2.5

Из таблицы 2.5 видно, что показатели, характеризующие прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль от реализации товаров увеличивается в 2009 г. на 813%. Но снижается прибыль от неосновной деятельности на 5,9 тыс. руб. или 72%, хотя ранее мы определили, что доходы от неосновной деятельности возросли более чем в 2 раза. Значительно снизились доходы по этой статье расхода, поэтому снижается прибыль. В связи с этим сумма балансовой прибыли возросла на 725%.

 

Таблицы 2.5 Анализ прибыльности

Показатели 2008г. (млн. руб.) 2009г. (млн. руб.) Отклонения (млн. руб.) Темпы роста, %
Товарооборот 335,7 646,7 311 193
Валовые доходы 67,14 435,8 368,66 649,2
Уровень валового дохода, % 20 67,4 47,4 337
Издержки  обращения 167,7 328,7 152 186
Уровень издержек, % 52,6 50,8 -1,8 96,6
НДС, тыс. руб. 4,2 7 2,8 167
Прибыль от реализации 39,1 318 278,9 813
Прибыль от неосновной деятельности 4,6 -1,3 5,9 28
Балансовая  прибыль 43,7 316,7 273 725
Налог на прибыль 16,6 120,3 103,7 725
Чистая  прибыль 27,1 196,4 169,3 725
Фонд  накопления (45%) 12,2 88,38 76,2 724
Фонд  потребления (35%) 9,5 68,7 59,2 723
Резервный фонд (20%) 5,42 39,3 33,88 725
 

Балансовая  прибыль, уменьшилась на величину налога на прибыль, дает чистую прибыль, которая увеличилась на 725%.

Чистая  прибыль распределяется между тремя  фондами в следующем процентном соотношении:

фонд потребления  – 35%,

фонд накопления – 45%,

резервный фонд – 20%.

На величину прибыли от реализации оказали влияние  следующие факторы:

1. рост товарооборота  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 311 млн. руб. (с 335,7 до 646,7 млн.  руб.) увеличил балансовую прибыль  на 152,39 млн. руб. (311 * 49 / 100).

    2. увеличение среднего уровня валового  дохода с 20% до 67,4% способствовало  росту прибыли на 174,7 млн. руб. (368,66 * 47,4 / 100).

    3. рост издержек обращения на 86% привел к снижению прибыли  на 11,6 млн. руб. (646,7 * (-1,8) / 100 = -11,6). Знак  минус в данном случае обусловлен  тем, что уменьшение издержек  обращения и прибыли находится  в обратной зависимости, то  есть снижение издержек ведет  к росту прибыли, и, наоборот, их рост – к ее уменьшению.

    4. общее влияние факторов на  прибыль от реализации:

    152,39 + 174,7 – 11,6 – 27,5 = 278,9 млн. руб.

    Снижение  прибыли от прочей деятельности с 4,6 млн. руб. до (-1,3 млн. руб.) привело к  соответствующему снижению величины балансовой прибыли.

    Общее влияние на сумму чистой прибыли  складывается из влияния факторов на объем прибыли от реализации, снижения прибыли от прочих операций, роста  налога на прибыль:

    278,9 – 5,9 – 103,7 = 169,3 млн. руб.

    С положительной стороны работу оптового предприятия характеризуют показатели рентабельности. По сравнению с 2008 г. рентабельность продаж возросла более  чем в 4 раза (по прибыли от реализации) и на 36% (по балансовой прибыли) –  более чем в 3,7 раза и на 22,3% или  более чем в 3,8 раза (по чистой прибыли).

    Рентабельность  затрат, соответственно, возросла на 74,6% (или более чем в 4,4раза).

    Прибыль в расчете на кв. м. складской площади  увеличилась на 0,9%, хотя по значениям  это относительно небольшие цифры.

    На  каждого работника в 2009 г. приходится на 14,2% прибыли больше, чем в 2008 г.

    Таблица 2.6 Показатели рентабельности

Информация о работе Планирование товарных запасов на предприятии