Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:14, курсовая работа
Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.
Введение 3
1. Сущность товарных запасов и их планирование на предприятии. 4
2. Анализ товарных запасов предприятия ОАО «ПРОГРЕСС». 10
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Прогресс». 22
2.2 Состояние товарных запасов на предприятии ОАО 24
«Прогресс». 24
2.3 Факторы влияющие на планирование товарных запасов
предприятия ОАО «Прогресс». 32
3. Планирование товарных запасов на предприятии
ОАО «ПРОГРЕСС». 40
Заключение. 43
Список использованных источников 45
Приложение А 47
Приложение Б 49
Пиложение В 50
Выраженный в днях товарооборота товарный запас показывает, за сколько дней может быть продана масса товаров, составляющая товарный запас. Этот показатель может быть исчислен как по отдельным товарам и товарным группам, так и в целом по торговой организации.
Для
полной оценки обеспеченности розничного
товарооборота товарными
O
(Зн: —— ) — N(4)
Д
— товарные запасы в днях или
O
Зн— ( N * —— ) (5)
Д
— товарные запасы в сумме, где О—розничный товарооборот за период; Д—число дней в периоде; N—норматив товарных запасов в днях.
Превышение фактических товарных запасов над плановым нормативом говорит о том, что предприятие обеспечено товарными запасами и имеет сверхнормативные запасы. Если фактические запасы ниже нормативных запасов, это говорит о том, что план товарооборота не обеспечен товарными запасами. При этом надо учесть, что плановый норматив товарных запасов устанавливается в расчете на кредитуемый товарооборот, т. е. тот товарооборот, который соответствует товарным запасам текущего хранения.
Одной из важнейших задач статистики торговли является изучение показателей скорости и времени товарного обращения. Период, в течение которого товары находятся в сфере обращения и проходят путь от производства до конечного потребления, представляет собой время товарного обращения.
Уже отмечалось выше, что товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и стабильности процессов расширенного воспроизводства. Товары должны определенное время находиться в сфере обращения. Однако торговля заинтересована в том, чтобы они как можно быстрее доходили до своих потребителей. Причина здесь вполне очевидная: чем быстрее совершается товарооборот, тем меньше требуется оборотных средств для организации товарного обращения, лучше сохраняется качество товаров, относительно ниже издержки обращения, выше производительность труда торговых работников.
Время
товарного обращения измеряется
показателем
Количество оборотов товарной массы, взятой в объеме среднего товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.
Товарные
запасы определяются в натуральном
стоимостном выражении, в процентах к
товарообороту и в
днях товарооборота
(ЗД). Последние характеризуют
обеспеченность планового периода товарными
запасами в днях и вычисляются по следующей
формуле:
З1
ЗД = —— (6)
Тпл
где ∑З1- сумма запасов текущего хранения на отчетную дату;
Тпл- однодневный плановый кредитуемый товарооборот.
Запасы текущего хранения определяют, вычитая из всей суммы запасов стоимость товаров сезонного хранения и досрочного завоза и прибавляя стоимость товаров в пути в розничных ценах.
Однодневный
плановый кредитуемый
оборот (весь розничный оборот за минусом
оборота в районах досрочного завоза,
продажи хлеба и хлебобулочных изделий,
комиссионной торговли) определяется
делением кредитуемого оборота на число
дней в периоде (в месяц-30, квартале-90, году-360).
В таблице 1 представлены показатели торгово-экономической деятельности предприятия за 2008 – 2009 гг.
Из таблицы 1 видно, что в 2009 г. предприятие значительно улучшило показатели всей деятельности. Так, видно, что товарооборот увеличился на 93%. Валовой доход увеличился почти в 6,5 раз, в связи с чем уровень валового дохода к товарообороту в 2009 г. составил 67,4%, что на 47,4% больше, чем в предыдущем году.
Более чем в 8 раз увеличилась прибыль от реализации товаров. Уровень рентабельности возрос на 37,6%, составив в 2009 г. 49,2%.
Сумма издержек обращения увеличилась на 86%, положительным моментом является снижение уровня издержек в процентах к обороту на 1,8%.
Внереализационные
доходы снизились ровно на половину, одновременно
в 3,5 раза возросли внереализационные
расходы.
Таблица 1 Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности, млн. руб.
Показатели |
2008 | 2009 | Отклонение | Темп роста, %% |
Товарооборот, сумма | 335,7 | 646,7 | 311 | 193 |
Валовой доход, сумма | 67,14 | 435,8 | 368,66 | 649,2 |
Уровень | 20 | 67,4 | 47,4 | - |
Издержки обращения, сумма | 176,7 | 328,7 | 152 | 186 |
Уровень | 52,6 | 50,8 | -1,8 | - |
Прибыль от реализации товаров, сумма | 39,1 | 318 | 278,9 | 813 |
Уровень рентабельности | 11,6 | 49,2 | 37,6 | - |
Внереализационные доходы (прибыль) | 5,8 | 2,9 | -2,9 | 50 |
Внереализационные расходы | 1,2 | 4,2 | 3,0 | 350 |
Балансовая прибыль | 43,7 | 316,7 | 273 | 725 |
Исходя из этого, сумма балансовой прибыли в 2009 г. увеличилась на 273 млн. руб., или более, чем в 7 раз.
Основу
коммерческой деятельности оптового торгового
предприятия на потребительском
рынке составляет процесс продажи
товаров. Экономическое содержание
этого процесса отражает товарооборот,
который является одним из основных
экономических показателей
Общий объем товарооборота (выручка от реализации товаров) за 2008 – 2009 гг. представлен в таблице 1, из этой таблицы видно, что сумма товарооборота в 2009 г. составила 646,7 млн. руб., что на 93% больше, чем в 2008 г.
Предприятие реализует детское питание: сок, пюре фруктовые, пюре овощные, пюре мясные, десерт фруктовый, каши сухие, каши готовые, вода детская, вода питьевая.
В таблице 2. представлен состав и структура реализации по видам товаров.
Из таблицы 2. видно, что наибольший удельный вес в объеме розничного товарооборота магазина в 2008-2009 гг. приходится на сок, их доля, соответственно, составила 61,4% и 67,6%, то есть происходит увеличение в структуре на 6,2%.
Таблица 2. Объем и структура оптового товарооборота
Наименования | 2008 | 2009 | Отклонение | |||
млн. руб. | удельный вес, % | млн. руб. | удельный вес, % | млн.руб. | % | |
Пюре фруктовые |
19,04 | 5,64 | 47,89 | 7,42 | 28,85 | 1,78 |
Вода |
5,6 | 1,66 | 21,99 | 3,4 | 16,39 | 1,74 |
Пюре овощные |
3,34 | 0,99 | 15,97 | 2,47 | 12,63 | 1,48 |
Пюре мясное |
1,01 | 0,3 | 4,3 | 0,67 | 3,3 | 0,37 |
сок |
207,2 | 61,4 | 437,2 | 67,6 | 230 | 6,2 |
Вода питьевая |
8,9 | 2,64 | 19,8 | 3,06 | 10,9 | 0,42 |
Десерт фруктовый |
10,6 | 3,15 | 51,2 | 7,92 | 40,6 | 4,77 |
Каши сухие |
44,9 | 13,3 | 23,3 | 3,6 | -21,6 | -9,7 |
Каши жидкие | 17,9 | 5,3 | 11,83 | 1,83 | -6,07 | -3,47 |
Каши густые | 19,04 | 5,64 | 13,64 | 2,11 | -5,5 | -3,53 |
Итого |
337,5 | 100 | 646,7 | 100 | 309,2 | - |
Рост объема реализации наблюдается практически по всем товарам, за исключением каш сухих(снижение составило – 9,7%), каши жидкие (объем их реализации снизился на 6,07 тыс. руб., а удельный вес – на 3,7\47%) и каши густые (удельный вес их снизился на 3,53%).
Как
известно, на объем розничного товарооборота
оказывают влияние факторы
Таблица 2.1 Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием основных фондов
Показатели | 2008 | 2009 | Отклонение | Влияние на товарооборот |
Товарооборот, млн. руб. | 337,5 | 646,5 | 309,2 | 309,2 |
Складская площадь, кв. м. | 2521,7 | 3012 | 490,3 | 657 |
Товарооборот на 1 кв. м., млн. руб. | 1,34 | 2,15 | 0,81 | 2439,7 |
Благоприятное влияние на товарооборот оказывает прирост торговой площади и более рациональное ее использование.
Расчет влияния:
А. изменение торговой площади:
1,34 * 490,3 = 657 тыс. руб.
Б.
изменение эффективности
0,81 * 3012 = 2439,7 тыс. руб.
В. общее влияние:
657 + 2439,7 = 3096,7 тыс. руб.
Далее следует провести расчет степени колебания продаж, коэффициента рентабельности товарооборота. Такой расчет для оптимального планирования объема закупок и определения потребности в оборотных средствах.
Степень
колебания продаж в течение года
по отдельным кварталам определим
на основе расчета среднего квадратического
отклонения:
Кварталы | Объем продаж, млн. руб. | |||
2008 г. | Удельный вес, % | 2009 г. | Удельный вес, % | |
1 | 84,4 | 25 | 168,1 | 26 |
2 | 64,1 | 19 | 129,3 | 20 |
3 | 80,3 | 23,8 | 155,2 | 24 |
4 | 108,7 | 32,2 | 194,0 | 30 |
Всего за год | 337,5 | 100 | 646,7 | 100 |
Среднеквартальный уровень | 84,4 | 25 | 161,7 | 25 |
Информация о работе Планирование товарных запасов на предприятии