Планирование товарных запасов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание

Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.

Содержание

Введение 3
1. Сущность товарных запасов и их планирование на предприятии. 4
2. Анализ товарных запасов предприятия ОАО «ПРОГРЕСС». 10
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Прогресс». 22
2.2 Состояние товарных запасов на предприятии ОАО 24
«Прогресс». 24
2.3 Факторы влияющие на планирование товарных запасов
предприятия ОАО «Прогресс». 32
3. Планирование товарных запасов на предприятии
ОАО «ПРОГРЕСС». 40
Заключение. 43
Список использованных источников 45
Приложение А 47
Приложение Б 49
Пиложение В 50

Работа состоит из  1 файл

прогресс 2011 (восстановлен)1.docx

— 157.80 Кб (Скачать документ)
Показатели 2008г. (млн. руб.) 2009г. (млн. руб.) Отклонение (млн. руб.) Темпы роста
Рентабельность  продаж, % 11,6 49,2 37,6 424
Рентабельность  затрат, % 22,1 96,7 74,6 438
Фондорентабельность, % 0,06 0,33 0,27 550
Прибыль в расчете на один кв. м. торговой площади, млн. руб. 0,16 1,06 0,9 663
Прибыль в расчете на одного торгового  работника 1,7 15,9 14,2 935

    Это говорит о том, что в 2009 г., деятельность предприятия была эффективнее, чем  в 2008 г. 

    1.   Характеристика предприятия ОАО «Прогресс».

       ОАО «ПРОГРЕСС» - динамично развивающаяся  российская производственная компания, являющаяся лидером на отечественном  рынке детского питания. Ранее входила  в состав ОАО «Лебедянский».

       Компания  производит и продвигает детское  питание «Фруто Няня» (лидирует на рынке  в категориях «соки» и «фруктовые пюре»).

    Основной  производственной площадкой компании является завод «Прогресс», расположенный в городе Липецк. Завод оснащен самым современным оборудованием ведущих мировых производителей. Техническое оснащение производственной площадки:

  • 10 асептических линий розлива компании производства “Тетра Пак”  (Швеция)
  • 2 линии для розлива воды в ПЭТ бутылку, производства компании “Сидель” (Франция)
  • 1 линии для   розлива воды в ПЭТ бутылку, производства компании “Борпак” (Россия)
  • 1 линия по переработке и производству полуфабрикатов из свежего сырья (пюре и соки прямого отжима), укомплектованная  оборудованием асептического розлива производства компаний “Тетра Пак” (Швеция), стерилизации/пастеризации  производства “Пилачини” (Италия), сепаратором и декантером производства “Вестфалия” (Германия) и другим вспомогательным оборудованием.
  • 1 линия производства сухих каш компании «Гауда» (Голландия)
  • 3 линии по производству пюре и соков прямого отжима в стеклянной таре от компаний «Симпак» (Италия) и одна линия «Сидель» (Франция).

    Завод оснащен самым современным оборудованием  ведущих мировых производителей. Производительность завода – 322 671 600 упаковок в год.

    В настоящее время компания осуществляет продажи детского питания и минеральной  воды через своих дистрибьюторов и непосредственно через розничные  торговые сети по всей России и в  странах СНГ.

    В сентябре 1990 года компания выпустила  свою первую продукцию: яблочный концентрированный  сок и соки в пакетах TetraPak. На тот момент это было передовым направлением в производстве сока, это был первый в стране сок в упаковке Tetra Рак. И практически одновременно начинается экспорт концентрированного сока на Западный рынок.

    Основные  бренды, представляющие компанию «ПРОГРЕСС» на рынке - «ФрутоНяня» и «Липецкий Бювет».

    Целью данного предприятия является извлечение прибыли, оно имеет гражданские  права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Главным дистрибьютером компании в г. Екатеринбурге является ЗАО «Компания Юнилэнд – Екатеринбург» 

    2.2 Состояние товарных запасов на предприятии ОАО

    «Прогресс».

       При формировании товарных запасов использовались исключительно собственные средства предприятия. Если заимствования и  имели место, то они были настолько  краткосрочными, что не осуществляли значительного влияния на финансовое состояние предприятия. Потери экономической  прибыли от неиспользования заемных  средств компенсируются высоким  уровнем платежеспособности предприятия.

       Основным  элементом планирования товарных запасов, являются их нормирование.

       Нормированию  подлежат запасы текущего хранения

       Нормативы товарных запасов, во многом предопределяют запасы других, их закладывают в  расчеты товарного обеспечения, используют в расчетах при определении  кредитов.

       Норматив  товарных запасов, это оптимальный  размер товарных запасов обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.

       Расчет  нормативов на конец планируемого периода, устанавливаются в днях и в  сумме. Норматив товарных запасах в днях. Определяется путем деления планируемой суммы товарных запасов на планируемый товарооборот.

       Наиболее  часто используется при планировании, опытно- статистического метода и экономико-статистического метода. Эти методы заключаются в экстраполяции тенденции развития запасов и обуславливающих их факторов с учетом возможных изменений в будущем.

       В управлении товарными запасами используются модели позволяющие определить, объем  поставок, интервал поставок и частоту завоза товаров, оптимальная партия поставки товара может быть проведена по модели Уилсона которая учитывает затраты на осуществление заказа и затраты на хранение запасов.

       Расходы на формирование заказа включают в  себя расходы на поиск поставщиков, расходы на ведение переговоров, расходы на транспортировку, приемку товаров, на погрузочно-разгрузочные товары. Использование математической, экономических моделей по управлением товарными запасами.

      Определим норматив товарных запасов предприятия  ОАО «Прогресс»:

      на  основе информации.

      Т02006 = 96 804,7 тыс.руб.

      Т02007 = 112 302,1 тыс.руб.

      Т02008 = 118 803,5 тыс.руб.

      Т02009 = 121 505,14 тыс.руб.

      Товарные  запасы на конец года

        Т32007 = 41 324,6 тыс.руб.

      Т32008 = 54 227,96 тыс.руб.

      Т32009 = 98 402,61 тыс.руб.

      Определяем  товарный запас на конец года в  днях

      ТЗдн = ТЗк*360/ТО

      Т32007 =41 324,6*360/112 302,1 = 132,5

      ТЗпр.год =54 227,96*360/118 803,5 = 164,3

      ТЗотч.год = 98 402,61*360/121 505,14 = 291,6

      Рассчитываем  скользящие средние

      К1 = 132,5+164,3/2= 148,4

      К2 = 164,3+291,6/2= 227,95

      КЗ = 132,5+148,4/2= 140,5

      К4 = 148,4+227,95/2= 188,2

      К5 = 140,5 + 188,2/2 = 164,35

      Рассчитываем  среднегодовое изменение товарных запасов в днях на конец года.

      164,35 - 148,4 / 4 = 3,9

      Определяем  норматив товарных запасов в днях на кцнец прошлого периода. 

      ТЗ  дн К4 + Ср год.изм. = 291,6+3,9=295,5

      Предположим, что объем товарооборота на 2010 год составит 125150 тыс.руб. Тогда норматив товарных запасов в сумме на конец планового года составит

      Норматив  ТЗ в сумме = норматив ТЗдн * 1дн ТОпл = 295,5*125150/360 = 102 727,3 тыс.руб. 

Рассчитаем  среднегодовое изменение удельного  веса по формуле:

     

    И занесем  получившиеся значения в таблицу  4

 

    Таблица 4 - Структура товарооборота ОАО «Прогресс»

   
 
Товарная  группа
    Уд.вес, %
Скользящие  средние Средне

годовое изменение удельного веса

Удельный

вес на планируе

мый период 2010,%К4

Товарообо рот 2010, тыс.р.
2007 2008 2009
К1 К2 КЗ
Соки  для детей 25 23 24 24 23,5 24,5 0,25 25 31287,5
Пюре  для детей 30 32 31 31 31,5 30,5 -0,25 22,6 28342,1
Каши  для детей 11 15 16 13 15,5 13,5 0,25 11,08 13867,9
Мясо  для детей 17 18 16 17,5 17 16,5 -0,5 14,64 18324,6
Вода  для детей 17 12 13 14,5 12,5 15 0,25 26,6 33327,9
Всего 100 100 100 100 100 100   100,00 125150
 

   Основным  фактором развития товарооборота торгового  предприятия является рациональное и эффективное использование  товарных ресурсов. Под товарными  ресурсами торгового предприятия  в данном случае понимаются товарные запасы, т.е. запасы товаров, предназначенные  для продажи.

   Анализ  товарных ресурсов компании ОАО «Прогресс» начнем с составления и изучения товарного баланса (таблица 5).

   

Таблица 5 - Товарный баланс торгового отдела в действующих ценах, тыс. р.

Показатель 2008г.
    2009г.
Отклонние Влияние на динамику товарооборота
Запасы  товаров на начало периода 18487,94 54227,96 35740,02 35740,02
Поступление товаров 175733,1 217206,11 41473,01 41473,01
Выбытие товаров 3038,0 881,8 -2156,2 2156,2
Запасы  товаров на конец периода 54227,96 98402,61 44174,65 -44174,65
Розничная реализация товаров (товарооборот) 136955, 1 174851,3 37896,2 -

   Розничный товарооборот по компании вырос на 37896,2 тыс. р. в результате увеличения запасов товаров на начало периода  на 35740,02 тыс. р., на 2156,2 тыс. р. в результате сокращения выбытия товаров результате их порчи. Наибольшее влияние на увеличение товарооборота оказал фактор увеличения поступления товаров.

   Увеличение  товарных запасов на конец периода  на 44174,65 тыс. р. привело к сокращению объема реализации. Между тем, запасы на конец периода являются одновременно запасами на начало следующего периода, а развитие торговой деятельности требует увеличения запасов. Торговая деятельность компании ОАО «Прогресс» активно развивается - это показал проведенный выше анализ. Следовательно, увеличение товарных запасов в данном случае нельзя считать отрицательным фактом, причем увеличение происходит незначительное по причине отсутствия складских площадей.

Информация о работе Планирование товарных запасов на предприятии