Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа
Данная работа содержит 48 страниц, 29 использованных источника, 5 таблиц, 37 формул.,3 схемы.
Перечень ключевых слов: ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ, ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ.
Цель работы: провести анализ методов определения прибыли и рентабельности на предприятии.
Объект исследования: прибыль и рентабельность предприятия.
Методы исследования: экономико-статистические, экономико-математические, сравнительно-экономический анализ.
Полученные результаты: рассмотрена система получения прибыли на примере предприятия ОАО “Саранский Хлебокомбинат”, проведен анализ по формированию прибыли и дальнейшего распределения ее на процветание предприятия в дальнейшем, а также выявлены факторы, которые влияют на изменение прибыли предприятия, понятие рентабельности и коэффициенты рентабельности.
Область применения: в практике подготовки студентов экономических специальностей.
Введение 3
1. Теоретические основы производственного планирования на предприятии 6
1.1 Сущность производственного планирования и его задачи 6
1.2 Система производственного планирования на предприятии 10
1.3 Показатели производственной деятельности предприятия 18
2. Оценка уровня производственного планирования
ОАО «Хлебозавод» №5 22
2.1 Характеристика производственной деятельности
ОАО «Хлебозавод» №5 22
2.2 Анализ производственной программы предприятия 27
2.3 Оценка эффективности производственного
планирования на предприятии 33
3. Совершенствование процесса производственного планирования ОАО «Хлебозавод» №5 36
Заключение 38
Список использованных источников 39
В планах производства при необходимости можно также устанавливать основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и срокам поступления денежных средств. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязывают с общим планом предприятия. По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.
1.2 Система производственного планирования на предприятии
Каждое предприятие разрабатывает и взаимоувязывает отдельные планы в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Планы производства должны быть в свою очередь согласованы с планами по труду и инвестициям. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной социально-экономической деятельности предприятия. Иначе говоря, создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационных, социальных и других факторов, направленных на достижение общей цели предприятия. В комплексном плане производства предприятия предусматриваются, кроме того, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки постановки продукции, а также ответственные исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности.
Термин «система» охватывает большой круг понятий, которые используются для выделения явлений, объектов, методов, правил из окружающей нас природы. Понятие системы может быть использовано для определения некоторой совокупности в живой и неживой природе. Это могут быть: система знаний в определенной области науки, система материальных объектов, система показателей, т. е. все то, что может представлять собой совокупность элементов, находящихся во взаимной связи и взаимодействии.
В производственной системе планирования предприятия выделяются следующие подсистемы:
- социальная — комплекс отношений между людьми как организационное проявление системы;
- производственно-техническая — материальные средства: комплекс машин и оборудования, материалов, инструментов, энергии;
- подсистема информации — информационные элементы и их взаимосвязи.
Каждая из перечисленных подсистем имеет признаки системы, но не обладает обособленностью, присущей самостоятельным системам. Нельзя назвать системой группу работающих на предприятии людей без материальных средств, и наоборот.
Подготовка производства — это процесс непосредственного приложения труда коллектива работников в целях разработки и организации выпуска новых видов продукции или модернизации изготовляемых изделий.
Процесс подготовки производства представляет собой особый вид деятельности, совмещающий выработку научно-технической информации с ее превращением в материальный объект — новую продукцию.
Производственный план промышленного предприятия – основная цель: доказательство потенциальным партнерам способности фирмы качественно и в срок производить товар и услуги, т.е. показать эффективность работы предприятия.
Приведем основные задачи производственного планирования на современном промышленном предприятии:
- выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
- обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
- формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
- структуризация целей инновационной деятельности;
- комплексное обеспечение выполнения планов;
- формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
- координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;
- стимулирование выполнения планов.[3]
Вся система производственного планирования состоит из нескольких этапов работы специалистов в отделах по различному направлению работы. Во-первых ставится основная цель, исходя из которой выходят дальнейшие задачи планирования производства, соответственно и дальнейшая деятельность. Примерами таких целей могут служить следующее:
1. Обеспечить долговременные конкурентные преимущества и выживаемость предприятия в перспективе.
2. Определить важнейшие параметры производственно-хозяйственно деятельности на долгосрочную перспективу.
Следует отметить также, что планы могут составляться как всего на год, так и на несколько лет вперед.
Далее определяются задачи:
1. Использование сильных сторон предприятия для того, чтобы реализовать возможности, которые появились во внешней среде.
2. Преодоление слабостей предприятия за счет появившихся возможностей.
3. Устранение угроз внешней среды за счет сильных сторон предприятия.
4. Максимизация прибыли.
5. Завоевание рынков сбыта.
6. Увеличение стоимости предприятия.
7 Формирование инновационной и инвестиционной стратегии.
8. Разработка эффективной политики закупок.
9. Разработка стратегии ценообразования.
Далее определяется наиболее выгодный способ достижения целец производственного планирования. Установление баланса между внешней средой и внутренней структурой предприятия. Оптимизация использования ресурсов предприятия.
За этим следует определение методов, которые будут использоваться в планировании. Интеллектуальные техники планирования, SWOT-анализ, матричное позиционирование. Преимущественно формальные методы.
Далее принимается во внимание оценка эффективности решений, такими оценками могут быть: быстрота и адекватность реагирования на изменения во внешней среде, эффективность использования ресурсов.
Далее принимается во внимание концентрация внимания планового персонала, она может быть: преимущественно внешняя среда, преимущественно внутренняя структура предприятия.
Далее следует определить объекты планировании:
1. Конкурентные преимущества
2. Конкурентные барьеры
3. Продукция
4. Потребители
5. Поставщики
6. Партнеры
7. Мотивация
8. Ресурсы
9. Эффективность
10. Активы предприятия
11. Структура предприятия
12. Имидж предприятия
13. Производственная программа, сбыт
14. Маркетинг
15. Нормы и нормативы
16. Инвестиции и капитальные вложения
17. Материально-техническое обеспечение
18. Инновации
19. Внешнеэкономическая деятельность
20. Издержки, прибыль
21. Использование ресурсов
22. Персонал и оплата труда
Производственное планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача — обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.
Технология планирования стратегии
Процесс производственного планирования включает следующие этапы:
- оценку текущей стратегии;
- анализ портфеля продукции;
- выбор стратегии;
- оценку выбранной стратегии;
- разработку стратегического плана;
- разработку системы бизнес-планов. Рассмотрим эти этапы.
Оценка текущей стратегии производственного планирования.
Она должна дать представление о том, в каком состоянии находится фирма, какие стратегии она реализует и насколько они эффективны. В процессе анализа необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какова структура потребностей, порождающих спрос в данной отрасли?
2. Какие характеристики продукции способствуют успеху на рынке?
3. Какие входные и выходные барьеры существуют в отрасли?
4. Какие ключевые факторы успеха есть в отрасли?
На основе приведенных критериев необходимо провести сравнительный анализ отраслей и рынков, в которых работает предприятие, в целях оценки риска, их потенциальной прибыльности и выявить, насколько существующая на предприятии деловая стратегия планирования производства соответствует возможностям и специфике хозяйствования в этих отраслях.
2. Анализ портфеля продукции.
Он дает наглядное представление о том, как отдельные части бизнеса связаны между собой. Анализ продукции дополняет и детализирует сведения, полученные при оценке текущей стратегии. Выделяют несколько этапов алгоритма анализа: выбор уровней анализа; выделение объектов анализа; определение показателей, применяемых при анализе портфеля продукции; сбор, систематизация и анализ данных; комплексная оценка существующего портфеля продукции предприятия.
3. Выбор стратегии.
Он осуществляется на основе трех составляющих: ключевых факторов успеха, характеризующих стратегию; результатов анализа портфеля продукции; альтернативных вариантов стратегий. Среди ключевых факторов, характеризующих успех применяемой стратегии, можно выделить: преимущества фирмы и отрасли, в которой фирма осуществляет свою деятельность; цели фирмы; интересы и отношение к стратегии собственника и высшего руководства; финансовые ресурсы; квалификацию менеджерского персонала; обязательства фирмы; степень зависимости фирмы от внешней среды; фактор времени и т.д.
4. Оценка выбранной стратегии.
Она осуществляется в виде анализа того, как учтены решающие факторы при ее формировании. Анализ позволяет определить, приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. Если стратегия соответствует целям, проводится дополнительный анализ, чтобы установить:
- соответствие стратегии состоянию и требованиям окружающей среды (динамике рынка, жизненному циклу изделия, конкурентным барьерам и конкурентным преимуществам и другим факторам);
- соответствие потенциалу и возможностям фирмы (другим стратегиям, которые уже реализуются фирмой, структуре фирмы, потенциалу);
- приемлемость риска, заложенного в стратегии (реалистичность предпосылок, негативные последствия, насколько оправдан риск).
5. Разработка производственного плана.
Принятая стратегия служит основой для составления стратегического плана фирмы. В зависимости от комбинаций выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. Наступательный план предполагает деловое развитие предприятия. Он создается крупными фирмами, обладающими высоким потенциалом, и предполагает освоение новой продукции, выход на новые рынки, значительные инвестиции в расширение хозяйственной деятельности и т.д. Оборонительный план нацелен на удержание достигнутых на рынке позиций и содержит меры, предупреждающие негативные последствия рынка и банкротство предприятия.
В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и
показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Тем не менее в последнее время наметилась общепринятая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как фирма и ее структурные подразделения распоряжаются своими ресурсами.
Производственный план может включать следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции
6. Разработка системы бизнес-планов.
Бизнес-план является составной частью стратегического плана. На практике часто бизнес-план заменяет собой стратегический план. Различия между стратегическим и бизнес-планированием состоят в следующем. Во-первых, в отличие от стратегического плана бизнес-план содержит не весь комплекс общих целей фирмы, а только некоторые из них, реализация которых требует определенного объема инвестиций. Во-вторых, в отличие от стратегических планов бизнес-планы имеют четко очерченные временные границы, обусловленные сроками реализации планируемого мероприятия. С помощью бизнес-плана должно быть обосновано каждое мероприятие стратегического плана, требующее инвестиционных ресурсов для своей реализации.[4]