Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа
Данная работа содержит 48 страниц, 29 использованных источника, 5 таблиц, 37 формул.,3 схемы.
Перечень ключевых слов: ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ, ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ.
Цель работы: провести анализ методов определения прибыли и рентабельности на предприятии.
Объект исследования: прибыль и рентабельность предприятия.
Методы исследования: экономико-статистические, экономико-математические, сравнительно-экономический анализ.
Полученные результаты: рассмотрена система получения прибыли на примере предприятия ОАО “Саранский Хлебокомбинат”, проведен анализ по формированию прибыли и дальнейшего распределения ее на процветание предприятия в дальнейшем, а также выявлены факторы, которые влияют на изменение прибыли предприятия, понятие рентабельности и коэффициенты рентабельности.
Область применения: в практике подготовки студентов экономических специальностей.
Введение 3
1. Теоретические основы производственного планирования на предприятии 6
1.1 Сущность производственного планирования и его задачи 6
1.2 Система производственного планирования на предприятии 10
1.3 Показатели производственной деятельности предприятия 18
2. Оценка уровня производственного планирования
ОАО «Хлебозавод» №5 22
2.1 Характеристика производственной деятельности
ОАО «Хлебозавод» №5 22
2.2 Анализ производственной программы предприятия 27
2.3 Оценка эффективности производственного
планирования на предприятии 33
3. Совершенствование процесса производственного планирования ОАО «Хлебозавод» №5 36
Заключение 38
Список использованных источников 39
1.3 Показатели производственной деятельности предприятия
Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход.
Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Коренное свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом спроса, или кривой спроса.
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по низкой. Равновесие между величиной и ценой достигается в точке пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В этой точке при равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и покупке продукции.
Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хотят приобрести, а производители предложить при соответствующей рыночной цене, действующей в данное время. Когда цены достигают равновесной величины, они определяют такой объем товаров, что все потребители, которые хотят их покупать по рыночной цене, получают к ним свободный доступ. В то же время производителя, которые хотят продать свой продукт или услугу по данной цене, также могут легко найти покупателя для своих товаров. Таким образом, точка равновесия отражает планы производителей товаров и запросы потребителей, которые совпадают при действующих ценах и соответствующих объемах производства и продажи товаров и услуг.
Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. При определении объемов выпуска конкретной продукции и включении ее в годовой план производства необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его роста, уровень рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние конкуренции, издержки производства, возможность снижения себестоимости единицы продукции и другие факторы и условия производства и сбыта изделий. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители продукции.
Натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры, и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов выпуска только одной продукции.
Трудовые измерители являются универсальными и наиболее распространены на производстве. Они характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой технико-экономического, социально-трудового, оперативно-производственного и многих других видов внутрифирменного планирования.
Стоимостные нормативы характеризуют объем производства продукции в денежном измерении. Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать, суммировать объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существующий уровень изменения рыночных цен при планировании и измерении объемов выпущенной в разное время продукции.
Поэтому сейчас в ходе планирования производства продукции предприятию предпочтительнее применять натуральные и трудовые нормативы, от которых легко перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой или выпущенной в соответствующем периоде времени.
Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства. Новой в мировом промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение одного – трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих зарубежных промышленных фирмах задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж.
Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всем предприятиям и фирмам. Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей, и в первую очередь оценочных или экономических.[5]
2. Оценка уровня производственного планирования ОАО «Хлебозавод» №5
2.1 Характеристика производственной деятельности ОАО «Хлебозавод» №5
Открытое акционерное общество ОАО «Хлебозавод», завод по производству хлебобулочных изделий. Находится по адресу: 430032, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Энгельса, 11. Генеральный директор ОАО «Хлебозавод» - Осипова В. И., главный бухгалтер — Воробьева В. И., главный инженер — Ликинов П. И., юрисконсульт — Попкова Н. Н., заместитель генерального директора по коммерции Осипов С. М.. Номера контактных телефонов завода — (8342) 32-11-07,32-22-89, факс (8342) 32-22-64.
Зарегестрирован Постановлением Главы Администрации города Саранска от 15.04.1993 г. № 553 ОГРН 1021300975827, 07.10.2002г., Инспекция МНС России по ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия. Срок существования завода с даты его государственной регистрации составляет 14 лет. Завод создан на неопределенный срок.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий. Добровольных объединений государственных предприятий в акционерное общества» № 721 от 01.07.1992 г., на основании Приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Саранска от 30.03.1993 г. №12 и Постановление Главы Администрации города Саранска от 15. 04.1993 г. 3 553 муниципальное предприятие «Саранский хлебозавод № 52 был преобразован в акционерное общество открытого типа «Хлебозавод».
Идентификационный номер налогоплательщика завода — ИНН 1325126047/КПП 132601001.
Филиалы и представительства завода — отсутствуют.
Основная хозяйственная деятельность завода — производство хлеба и мучных кондитерских изделий.
Доля выручки завода от основной хозяйственной деятельности в общей сумме полученных доходов составляет по состоянию на 2 квартал 2008 года — 85,8%.
Основным видом сырья завода является мука. Её доля в общем объеме поставок сырья составляет 78,8%.
Поставщики, на которых приходится не менее 10% всех поставок сырья (материалов) завода:
1. ОАО «Мордовский комбинат хлебопродуктов», Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Добролюбова, 1-61,1% поставок сырья.
2. И. П. Родин Н. С.. Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Есенина, 20-116 — 1.,7% поставок сырья.
3. Доля импорта в поставках завода — 1%.
У завода имеется в наличии лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных объектов, также существует лицензия на выполнении работ с микроорганизмами 4 группы патогенности, также имеется в наличии лицензия на эксплуатацию взрывоопасных объектов.
Совместная деятельность завода в период с 01.01.2003 г. по 30.06.2008 г. не осуществлялась.
Завод не участвует в промышленных, банковских и финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях.
Дочерние и зависимые хозяйственные общества отсутствуют.
Размер уставного капитала завода составляет 10 тыс. рублей за пять предыдущих лет не изменялся, резервный фонд завода составляет 402500 рублей.
Общая сумма капитала завода по состоянию на 2 квартал 2008 года составляет 47974279 рублей.
Органами управления завода являются:
1.Общее собрание акционеров.
2. Совет директоров общества.
3. Генеральный директор.
4. Правление.
Органы контроля общества — ревизионная комиссия.
Для усиления материальной заинтересованности всех работников в выполнении договорных обязательств, повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции на предприятии действует система премирования за основные и текущие результаты хозяйственной деятельности.
Средняя зарплата по всем видам выплат и компенсаций за 2 квартал 2008 г. члена Советов директоров составила 55473 руб. в месяц.
Средняя зарплата по всем видам выплат и компенсаций за 2 квартал 2008 г. члена правления составила 32167 руб. в месяц.
Основными ценными бумагами завода являются акции, обыкновенные именные, бездокументальной формы. Номинальная стоимость каждой акции — 1 рубль. У завода существует персональный состав совета директоров, а также персональный состав коллегиального испольнительного органа завода. Лицо исполняющее функции единоличного исполнительного органа завода (генеральный директор):
Осипова Вера Ивановна.
Завод сотрудничает с банками: Саранский филиал банка «Возрождение» (ОАО), акционерный коммерческий банк «Актив-банк».
У завода существует заключенный договор с аудиторами. Например независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой отчетности аудитором проводилась за 2007, 2006, 2005, 2004, 2003, 2002 гг.
Основной сферой деятельности ОАО «Хлебозавод» является выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий. Хлебобулочные изделия являются продуктом повседневного потребления. В городе Саранске производством хлебобулочных изделий занимаются только два хлебопекарных предприятия и пекарни различных форм собственности.
В связи с этим, наблюдается высокая конкуренция среди заводов выпускающих хлебобулочные изделия.
ОАО «Хлебозавод» зарегистрировано в качестве налогоплательщика и осуществляет свою деятельность на территории России в республике Мордовия.
Основными видами финансовых рисков завода являются риски, связанные с изменением курса валют, уровнем инфляции, повышением ставки рефинансирования ЦБ РФ.
На таблице, представленной ниже, представлены данные о численности и обобщенные данные об образовании и составе сотрудников (работников) эмитента, а также об изменении численности сотрудников (работников) эмитента.[6]
Наименование показателя | 3 кв. 2008 г |
Среднесписочная численность работников, чел. | 416 |
Объем денежных средств, направленных на оплату труда, тыс.руб. | 18909 |
Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение, тыс.руб. | 294 |
Общий объем израсходованных денежных средств, тыс.руб. | 19203 |