Производственный потенциал предприятия (на примере ОАО "Спартак"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследовать производственный потенциал СП ОАО «Спартак» и разработать конкретные предложения по повышению эффективности использования производственного потенциала предприятия.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- теоретические основы формирования и оценки производственного потенциала предприятия;
- анализ производственного потенциала СП ОАО «Спартак»;
- разработка рекомендации по повышению эффективности производственного потенциала предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)
    • потребность, которую хочет удовлетворить работник;
    • благо, позволяющее удовлетворить эту потребность;
    • трудовое действие, необходимое для получения блага;
    • цена или издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

В разных трудовых ситуациях структура мотиваций  различна. У работников, занятых малосодержательным трудом, ведущим мотивом выбора работы является размер заработной платы. У работников, занятых более содержательными видами труда, значимость отдельных мотивов выравнивается. Это касается и таких мотивов, как заработная плата и содержание труда. На различия и изменения структуры мотивов оказывает большое влияние возможность удовлетворения потребностей как в самой сфере труда, так и в других сферах жизнедеятельности. Так, стимулирующее влияние заработной платы ослабляется до тех пор, пока в обществе не перекрыты каналы получения нетрудовых доходов.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Мотивы труда с содержанием самого труда, как правило, не связаны. Они имеют сугубо материальный характер (оплата труда, сохранение рабочего места) либо связаны непосредственно с условиями труда, которые устраивают работника (например, близость места работы к дому, занятость неполный рабочий день и т. п.). Труд, содержание которого строго регламентировано, нуждается в дополнительной мотивации.

Разгосударствление  собственности и наделение ею работников стимулирует у них  личную заинтересованность в результатах  труда, в получении дохода.

Анализ  использования трудовых ресурсов во многом зависит от интенсивности труда, главным измерителем которой является производительность труда. Производительность труда определяется как отношение объема реализации продукции (работ, услуг) к среднесписочной численности занятых. Анализ производительности труда может быть осуществлен в три этапа. На первом этапе определяются основные факторы, влияющие на уровень и динамику производительности труда [6,с.17].

На втором этапе осуществляется расчет влияния  данных факторов на изменение производительности труда. Третий этап предполагает выбор оптимального варианта экономического обоснования роста производительности труда за счет определенного подбора групп факторов.

Анализ  динамики заработной платы осуществляется по следующим этапам.

Анализ  системы оплаты труда на предприятии. Данный этап начинается с изучения приказов о штатном расписании, решений трудового коллектива, коллективного договора, специально разработанного положения об оплате труда. В этих документах определяется система оплаты труда, используемая на предприятии, устанавливаются тарифы, расценки, система вознаграждения. Оплата труда может быть основана или на отработанном времени (повременная система), или на объеме выполненной работы (сдельная система), или увязана со сроками, качеством и объемом выполненной работы (сдельно-премиальная система). В соответствии с категорией, видом и сложностью работ используют различные ставки и расценки оплаты труда. Как правило, оплата труда дифференцируется в зависимости от профессии, квалификации, условий труда;

Анализ  динамики заработной платы во временном  и профессионально-квалификационном разрезе. Этот вид анализа выполняется  на основании ведомостей на оплату труда, данных лицевых счетов работников. Устанавливается зависимость между уровнем оплаты труда и количеством отработанного времени, сложностью и качеством труда, профессиональной квалификацией работника;

Анализ  зависимости заработной платы от качества труда. При этом качество труда  подразделяется на высокое, среднее и низкое.

Стимулирование  трудовых ресурсов включает систему  оплаты труда, поощрения, различные  виды социальных льгот и выплат. Традиционная тарифная система оплаты труда и ключевые элементы ее организации  в виде гарантированных ставок и должностных окладов пришли в противоречие с рыночными условиями хозяйствования и не только не выполняют стимулирующей роли в повышении результативности труда и производства, но и сдерживают эти процессы. Различного рода премии, доплаты и надбавки превратились в механическую прибавку к тарифным ставкам и окладам, слабо увязываются с конечными результатами деятельности предприятия.

Денежная  мотивация является важным, но, естественно, не единственным элементом организации  стимулирования высокопроизводительного труда. Заработная плата, которая является основной частью совокупного дохода работника, в последние годы в значительной мере утратила свою стимулирующую роль. В существующих формах она не восприимчива к научно-техническому прогрессу, не заинтересовывает работников в росте качества продукции, экономии ресурсов, максимальной реализации своих потенциальных возможностей, а трудовые коллективы - в использовании внутренних резервов производства. Как правило, уровень оплаты труда слабо увязывается с его результативностью. Имеет место уравнительность в распределении, незначительны различия в дифференциации доходов от трудовой деятельности рабочих и специалистов, работников разной квалификации.

Опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы должны обеспечивать реализацию ее стимулирующей роли. Мера, качество, напряженность и интенсивность труда должны соответствовать его оплате. Основная цель системы стимулирования труда – реализация интересов предприятия, к которым относятся повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, интенсификация сбыта. Но для достижения этого требуется согласование интересов предприятия и интересов работников (признание результатов их труда, причем не только в материальном выражении, возможность самореализации и т.п.).

Оценка  экономического потенциала с позиции  эффективности использования ресурсов организации является наиболее применимой в современных условиях. Однако на экономический потенциал большое  влияние оказывает внешняя среда, и к этому в первую очередь следует отнести уровень конкуренции. Особенно это актуально для розничных торговых предприятий, где помимо ресурсного потенциала на первое место выходит качество обслуживания покупателей, уровень и квалификация специалистов маркетинга и менеджмента.

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Технико-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»

 

Кондитерская фабрика  «Спартак» (торговые марки СПАРТАК™, Melanie™, Konfetoff™) является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Беларуси. Фабрика была создана 4 июня 1924 года и первоначально называлась «Просвет». Своё нынешнее название фабрика получила 8 ноября 1931 года. Входит в состав концерна «Белгоспищепром».

В 1994 году было проведено акционирование кондитерской фабрики, а в 1998 году создано совместное белорусско-американское предприятие. Акционерами выступают:

  • физические лица — 50,78 % акций,
  • «Double Star International» Ltd, иностранное предприятие — 36,13 %,
  • Фонд государственного имущества Министерства экономики РБ — 13,09%,

Основной деятельностью  фабрики является производство и  реализация кондитерских изделий. На февраль 2009 в наменклатуре фабрики присутствуют следующие виды изделий:

  • шоколад и шоколадные батончики
  • конфеты
  • коробки и наборы конфет
  • карамель
  • вафли и вафельные батончики
  • печенье
  • торты и тортики
  • продукция на фруктозе

Основное производство имеет высокий уровень технического развития. Практически полностью  автоматизированы линии по производству шоколада, печенья, карамели, вафель. Стратегия развития фабрики также предусматривает значительное изменение ассортимента продукции и повышение её качества за счёт сети цеховых и центральных лабораторий, оснащённых современным оборудованием, где осуществляется строгий входной контроль сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Продукция предприятия  сертифицирована по международной  системе стандартов:

  • ISO 9001 (система менеджмента качества),
  • ISO 14001 (система менеджмента окружающей среды),
  • HACCP (система анализа опасностей).

Около 100 наименований продукции  прошли испытания на показатели безопасности в США и получили положительные результаты на всю партию продукции, что позволяет сделать вывод о высокой конкурентоспособности на рынке дальнего зарубежья и стабильном качестве продукции на протяжении последних лет.

  • Золотая медаль «Лучший Продукт года'2007»
  • Золотая медаль «Interfood Astana'2007»
  • Интернет-премия «TIBO'2007»
  • Золотая медаль «Лучший продукт 2007»
  • Диплом «Продукт года 2006»
  • Диплом «Густ 2006»
  • Диплом «Лучшая продукция года 2004»
  • Золотая медаль «Нижегородская ярмарка 2004»
  • Диплом «Продукт года 2004»
  • Диплом и Золотая медаль «Лучший продукт 2006»
  • Диплом и Бронзовая Медаль «Бренд года 2003»
  • Диплом и Золотая Медаль «Лучший продукт — 2003»
  • Диплом «Продукт года 2003»
  • Диплом «Бренд года 2002»
  • Диплом и Золотая Медаль «Лучшая продовольственная продукция 2002»
  • Золотая медаль «Нижегородская ярмарка 2002»
  • Серебряная медаль «Нижегородская ярмарка 2002»
  • Диплом «Лучшая продукция года 2002»
  • Диплом «Продэспо 2002»
  • Диплом и Медаль «УралАгроФуд — 2001»
  • Диплом «Кондитерские изделия XXI века»
  • Диплом «Продукт года — 2001»
  • Диплом «Торты и пирожные 2000»
  • Диплом и Золотые Медали «PETERFOOD / WORLDFOOD 99»
  • Диплом «Кондитерские изделия 99»
  • Диплом и Золотая медаль «Продсиб 99»
  • Диплом «Кондитерские изделия 98»
  • Серебряная Медаль «Нижегородская ярмарка 98»
  • Бронзовая Медаль «Нижегородская ярмарка 98»
  • Диплом «FoodExpo 97»

Кондитерская фабрика  «Спартак» является крупнейшим производителем кондитерских изделий в Беларуси. Ассортимент предприятия насчитывает  более 350 наименований продукции, в  их числе шоколад и шоколадные батончики, конфеты, коробки и наборы конфет, карамель, вафли и вафельные батончики, печенье, торты. Продукция предприятия сертифицирована по международной системе стандартов: ISO 9001, ISO 14001, HACCP. Кондитерские изделия «Спартак» экспортируется в 12 стран мира, в том числе США, Германию, Россию, Азербайджан и другие.

Основные технико-экономические показатели СП ОАО «Спартак» представлены в таблице 2.1

 

 

 

 

 

Таблица  2.1 -  Технико-экономические показатели СП ОАО «Спартак» за 2008 - 2010 гг.

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонение (+;-)

Темп роста,%

2009 г. от 2008 г.

2010 г. от 2009 г.

2009 г. от 2008 г.

2010 г. от 2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Объем ТП, млн. руб.

207294

211880

235062

4586

23182

102,2

110,9

2. Выручка от реализации  продукции , млн р.

192739

232435

268326

39696

35891

120,6

115,4

3. Себестоимость реализованных товаров, млн. р.

137134

161227

192605

24093

31378

117,6

119,5

4. Расходы на реализацию, млн.р.

7625

9198

14246

1573

5038

120,6

154,9

5. Прибыль (убыток) от  реализации продукции, млн р.

22300

33367

29563

11067

-3804

149,6

88,6

6. Чистая прибыль (убыток), млн.р.

12374

17151

21956

4777

4802

138,6

128,0

7. Рентабельность реализованной продукции , %

15,4

19,6

14,3

4,2

-5,3

127,3

72,9

8. Производство кондитерских изделий, тн

25020

25062

24846

42

-216

100,2

99,1

9. Наличие основных  средств, млн р.

118820

133493

154679

14673

21186

112,3

115,9

10. Экспорт, тыс $

9527,4

9249,9

12614,8

-277,6

3365

97,1

136,4

11.Импорт, тыс $

32323,7

23455,1

26282,12

-8868,6

2827

72,6

112,1

12.Среднесписочная численность работников, чел.

2169

2115

2115

-54

0

97,5

100

13.Производительность труда, тыс.р.

107742

115600,7

130808,2

7859

15207,5

107,3

113,2

14.Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

846,1

1028,8

1297,6

183,0

269,0

121,6

126,1

15.Дебиторская задолженность, млн. руб.

35745

33025

39131

-2720

6106

92,4

118,5

16.Кредиторская задолженность, млн. руб.

37102

38912

28736

1810

-10176

104,9

73,8


Источник: ПРИЛОЖЕНИЯ А, Б, В, Г, Д.

 

Из таблицы 2.1 видно, что работа предприятия за анализируемый период нестабильна. Это можно проследить по объемам реализованной продукции. За период 2008 – 2010 гг. выручка выросла на 75587 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении производительности труда за последний период на 21%.

Наблюдается рост реализованной продукции и себестоимости, которая возросла с 2008 года и продолжает возрастать умеренными темпами.

Стоимость основных средств  предприятия возросла. Сильный рост произошел с 2009 по 2010 год.

Прибыль от реализации отражает результат деятельности предприятия. По данным можно видеть, что прибыль за анализируемый период нестабильна. В 2009 году по сравнению с 2008 году она увеличилась на 11067 млн.руб. а в 2010 году, мы видим уменьшения прибыли по сравнению с 2009 годом.

СП ОАО «Спартак» является финансово устойчивым, обеспеченно собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и имеет достаточно денежных средств для поддержания нынешнего уровня производства.

В целом, результаты производственно-хозяйственной деятельности СП ОАО «Спартак» можно считать удовлетворительными. Но предприятию необходимо обратить внимание на снижения себестоимости продукции, увеличение отдачи от вкладываемых в производства средств.

 

2.2 Оценка производственно  потенциала СП ОАО «Спартак»

 

Рассмотрим  финансовые результаты деятельности ОАО «Спартак» за 2008-2010 годы по данным отчетности. Показатели финансово-экономической деятельности представлены в таблице 2.2.

По данным таблицы видно, что выручка от продажи товаров в 2009 г. увеличилась на 21%, а в 2010 г. еще на 15% и составила 268326 млн.руб.

 

Таблица 2.2 – Экономические показатели работы ОАОА «Спартак», млн.руб

Показатель

Годы

Темпы роста, (%)

2008

2009

2010

2009/2008

2010/2009

Выручка от продажи товаров

192739

232435

268326

120,6

115,4

Себестоимость проданных товаров

137134

161227

192605

117,6

119,5

Валовая прибыль

29925

42565

43809

142,3

102,9

Прибыль (убыток) от продаж

22300

33367

29563

149,6

88,6

Чистая  прибыль 

12374

17151

21956

138,6

128,1

Рентабельность  реализованной продукции, %

15,4

19,6

14,3

127,3

73,0

Информация о работе Производственный потенциал предприятия (на примере ОАО "Спартак"