Пути повышения рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявление причин недостатков в работе, отрицательно влияющих на деятельность предприятия, а также разработка мероприятий по повышению эффективности работы предприятия, его рентабельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ………………………………………………………..
6
1.1 Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………
6
1.2 Цели, задачи и источники анализа финансовых результатов………… 8
1.3 Система показателей для оценки рентабельности....…………………. 10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ЗАО «АНДРИАНОВСКИЙ ЛЕСПРОМХОЗ»)……………………………………
15
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………….. ….. . 15
2.2 Финансово-экономическая характеристика предприятия……………. 17
3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ………………….. 25
3.1 Анализ прибыли…………………………………………………………. 25
3.2 Анализ показателей рентабельности…………………………………… 27
3.3 Мероприятия по повышению рентабельности предприятия……. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………… 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………. 48

Работа состоит из  1 файл

Пути повышения рентабельности предприятия.docx

— 402.84 Кб (Скачать документ)

             

     11,26 % - 11,75 % = - 0,27 %;

     11,2 % - 11,26 % = - 0,06 %;

     6,54 % - 11,21 % = - 4,67 %.

     Общее снижение рентабельности составляет

     - 5 = (-0,27) + (- 0,06) + (- 4,67),

     что соответствует общему изменению  рентабельности по сравнению с прошлым  годом.

             Основными источниками увеличения  прибыли и рентабельности являются: увеличение объема реализованной продукции, повышение цен, снижение себестоимости, повышение качества.

     Важным  аспектом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и  расчет факторов, влияющих на ее состояние (влияние цены продукции и ее себестоимости). В этих целях используется следующая  аналитическая таблица (таблица  9).

     Расчет  влияния изменения цены и себестоимости  продукции определяется методом  цепных подстановок.

  1. Расчет изменения рентабельности продаж в 2008 году за счет снижения выручки от реализации (ΔВР) относительно 2007 года:
 

      где ВР0 и ВР1 – выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах;

             С0 – себестоимость реализованной продукции в базисном периоде. 

     Таблица 9 -  Расчет рентабельности объема продаж

Показатели 2006 2007 2008 Отклонения
от 2006 от 2007
1.Выручка  от реализации продукции, тыс.  руб. 57249 67100 66159 8910 - 941
2.Себестоимость  реализации продукции, тыс. руб. 55045 64263 64974 9929 711
3.Прибыль  от реализации товаров, тыс.  руб. 2204 2837 1185 - 1019 - 1652
4.Рентабельность  объема продаж 3,8 4,2 1,8 - 2 - 2,4
 
 
     
  1. Расчет  изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости реализации (ΔС) в 2008 году по сравнению с 2007 годом:
 

      где С0 и С1 – себестоимость реализованной продукции в базисном и отчетном периодах; 

  1. Общее влияние  двух факторов: - 1,4 + (- 1) = - 2,4 %.

     Таким образом, относительно 2007 года рентабельность продаж снизилась более чем в 2 раза. На данное снижение повлияло как  снижение выручки от реализации продукции, так и повышение себестоимости.

     Далее определяется влияние изменения  цены и себестоимости продукции  относительно 2006 года.

  1. Расчет изменения рентабельности продаж в 2008 году за счет увеличения выручки от реализации (ΔВР) относительно 2006 года:
 

      где ВР0 и ВР1 – выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах;

             С0 – себестоимость реализованной продукции в базисном периоде. 

     
  1. Расчет  изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости реализации (ΔС) в 2008 году по сравнению с 2006 годом:
 

      где С0 и С1 – себестоимость реализованной продукции в базисном и отчетном периодах; 

  1. Общее влияние  двух факторов:  13 + (- 15) = - 2 %.

     Таким образом, за счет увеличения выручки  от реализации  рентабельность продаж увеличилась на 13 %, однако рост себестоимости  привел к снижению показателя рентабельности на 15 %.

     Другим  важным аспектом анализа является изучение взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости  активов: 

     где  Ра – рентабельность активов, %;

                 БП – бухгалтерская  прибыль;

                 А – стоимость  активов за расчетный период;

                 ВР – выручка  от реализации продукции.

     Исходные  данные для такого анализа представлены в таблице 10.

     Данный  показатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена как ценовой  политикой предприятия, так и  уровнем затрат на производство продукции. Через рентабельность активов можно  оценить и деловую активность предприятия посредством показателя оборачиваемости активов. 

     Таблица 10 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов

Показатели 2006 2007 2008 Отклонение
от 2006 от 2007
1.Выручка  от реализации продукции, тыс.  руб. 57249 67100 66159 8910 - 941
2.Стоимость  активов, тыс. руб. 27205 27985 28900 336 10
3.Бухгалтерская  прибыль, тыс. руб. 2356 3282 1897 - 459 - 1385
4.Оборачиваемость  активов, число оборотов 2,1 2,4 2,3 0,2 - 0,1
5.Рентабельность  продаж, % 4,1 4,5 2,9 - 1,2 - 1,6
6.Рентабельность  активов, % 8,6 10,8 6,67 - 1,93 - 4,13
 
     
  1. Изменение рентабельности активов относительно 2007 года за счет ускорения их оборачиваемости  определяется по формуле:
 

      где  - изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости;

             - оборачиваемость  активов в базисном  и отчетном периодах;

             - рентабельность продаж  в отчетном периоде. 

  1. Изменение рентабельности активов за счет колебания  доходности продаж:
 

      где - изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж;

             - рентабельность продаж  в базисном и  отчетном периодах, %;

             - оборачиваемость  активов в базисном  периоде. 

  1. Общее влияние  двух факторов: (-0,29) + (- 3,84) = - 4,13%

     Относительно 2006 года оборачиваемость активов  в 2008 году замедляется на 0,2 оборота. Далее выполнена оценка деловой  активности предприятия.

  1. Изменение рентабельности активов относительно 2007 года за счет ускорения их оборачиваемости определяется по формуле:
 

      где  - изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости;

             - оборачиваемость  активов в базисном  и отчетном периодах;

             - рентабельность продаж  в отчетном периоде. 

  1. Изменение рентабельности активов за счет колебания  доходности продаж:
 

      где - изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж;

             - рентабельность продаж  в базисном и  отчетном периодах,%;

             - оборачиваемость  активов в базисном  периоде. 

  1. Общее влияние  двух факторов:  0,59 + (- 2,52) = - 1,93%
 
 
 
 
    1. Мероприятия по повышению рентабельности предприятия
 

     На  основе повышения эффективности  производства можно обеспечить высокие  и устойчивые темпы развития экономики. Систематический рост эффективности  производства содействует достижению наибольших результатов при наименьших затратах ресурсов на единицу продукции  и работ, что сопровождается повышением производительности труда, наиболее полным использованием имеющихся в распоряжении предприятий средств производства.

         Совершенствование производственно  – хозяйственной деятельности  предприятия – важная задача, стоящая перед ЗАО «Андриановский леспромхоз», так как является главным условием увеличения прибыли и повышения рентабельности. Изучение технических, производственных, организационных, хозяйственных и экономических факторов, влияющих на эффективность производства, позволяет предприятию определить основные направления повышения рентабельности работы и разработать для этого систему организационно – технических мероприятий.

          На основе анализа основных  финансово-экономических показателей и детального обследования действующего ЗАО «Андриановский леспромхоз» разрабатываются мероприятия, направленные на повышение показателей рентабельности предприятия, снижение себестоимости продукции. Наиболее перспективными мероприятиями являются:

  • мероприятия   по   внедрению специального оборудования, требующего минимальных инвестиций и окупающееся в короткий период (в течение года);
  • мероприятия по ресурсосбережению, в первую очередь, сокращение отходов производства, экономия расходов топлива;
  • мероприятия  по повышению качества продукции;
  • мероприятия направленные на стимулирование эффективности трудовых ресурсов.

     Поэтапная реализация всего комплекса мероприятий  позволит повысить рентабельность на 1 – 5%.

     В данной курсовой проекте предлагаются несколько мероприятий, позволяющих снизить себестоимость и получить значительный экономический эффект.

     Мероприятие – внедрение бензопил фирмы «STIHL»

     В настоящее время для валки и раскряжевки деревьев, заготовки и распиловки дров, расчистки площади от леса используются бензопилы «Урал». При эксплуатации они часто выходят из строя: поднашиваются втулки шарнирного соединения; быстрое загрязнение фильтров, что приводит к недостаточному поступлению топлива к карбюратору – двигатель останавливается в резу, перегревание редуктора, повышенная вибрация, шум.

     Согласно  указаниям мер безопасности длительность работы бензопилы «Урал» - 152 мин. (рабочая  смена составляет 7,6 часов), т. е. производительность бензопилы «Урал» за смену 2,5 часа.

     Предлагается, приобрести для опытного образца  бензиновые цепные пилы фирмы «STIHL» модель 066 производства Германии. Одной из последних разработок фирмы является нерегулируемый карбюратор (экономия расхода топлива), а также эффективная автоматическая система смазки цепи, экономящая до 50% масла. Для сравнения основные технико-экономические показатели приведены в таблице 11. 

     Таблица 11 – Основные технико-экономические показатели 

Показатели Модель “Урал” Модель STIHL Отклонение
Объем производства:

Пиловочник, м3

Дрова от лесозаготовок, м3

 
10603,4

1700

 
11780

1940

 
1176,6

240

Норма расхода топлива на 1м3:

Масло

бензин 

 
0,09

1,74

 
0,03

0,09

 
- 0,06

- 1,65

Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятия