Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение путей повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО «Фабрика лозовой мебели».

Содержание

Введени…………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы исследования прибыли и рентабельности……………………………………………………………...6

1.1. Сущность состав и структура прибыли предприятия……………..6

1.2. Нормативно-правовая база формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………………………..14

1.3. Виды прибыли и рентабельности предприятия…………………….22

2. Анализ деятельности при повышении прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……………..27

2.1. Организационно-экономическая характеристика и анализ работы по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……...27
2.2. Анализ прибыли от реализации продукции……………………….31

2.3. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов предприятия……………………………………………………………………...36

2.4. Анализ налогов и сборов при формировании и использовании прибыли…………………………………………………………………………..40

2.5. Анализ чистой прибыли предприятия……………………………..45

2.6. Анализ рентабельности предприятия………………………………51

3. Разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………54

3.1. Оценка резервов роста прибыли и рентабельности предприятия..54

3.2. Система мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………67

Заключение…………………………………………………………...71

Список литературы………………………………………………...76

Работа состоит из  1 файл

Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия.doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ» 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Пути  повышения прибыли  и рентабельности

промышленного предприятия 
 

Специальность  «Экономика и управление на предприятии»

                  Специализация  «Экономика и управление на предприятии» 
         
         
         

Автор работы    

Студентка 5 курса, 3группы             Н.А.Шиманчук 

Руководитель             

Ст.преподаватель      О.В.Пичковская-Шевченко 
 
 
 
 
 

Гродно 2011  

Пути  повышения прибыли  и рентабельности

промышленного предприятия 

     Введени…………………………………………………………………..3

     1. Теоретические основы  исследования прибыли  и рентабельности……………………………………………………………...6

     1.1. Сущность  состав и структура  прибыли предприятия……………..6

     1.2. Нормативно-правовая база формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия………………………………..14

     1.3. Виды прибыли и рентабельности  предприятия…………………….22

     2. Анализ деятельности при повышении прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……………..27

     2.1. Организационно-экономическая характеристика и анализ работы по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»……...27

     2.2. Анализ прибыли от реализации продукции……………………….31

     2.3. Анализ операционных и внереализационных  доходов и расходов предприятия……………………………………………………………………...36

     2.4. Анализ налогов и сборов при  формировании и использовании  прибыли…………………………………………………………………………..40

     2.5. Анализ чистой прибыли предприятия……………………………..45

     2.6. Анализ рентабельности предприятия………………………………51

     3. Разработка мероприятий  по повышению прибыли  и рентабельности промышленного предприятия………………54

     3.1. Оценка резервов роста прибыли и рентабельности предприятия..54

     3.2. Система мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………67

     Заключение…………………………………………………………...71

     Список  литературы………………………………………………...76

     Приложения…………………………………………………………...79

Введение 

     В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется все больше и больше предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов.

     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности [18, с. 37].

     Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.

     Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства  и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

     Прибыль является первоочередным стимулом к  созданию новых или развитию уже  действующих предприятий. Возможность  получения прибыли побуждает  людей искать более эффективные  способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может  возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

     Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность  коммерческого расчета, ценообразования  и других экономических рычагов  хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

     С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

     Особенностью  прибыли в условиях рынка является то что, прибыль ориентирована не на  накоплении ее в денежной форме, а на расходование (инновации, инвестирование). Тем самым обеспечивается экономический рост предприятия и повышается его конкурентоспособность.

     Прибыль является показателем, наиболее полно  отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

     Вследствие  выше перечисленного, анализ прибыли  на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли  позволяет выявить основные факторы  ее роста, эффективное использование  ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

     Цель  данной работы – изучение путей повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ОАО «Фабрика лозовой мебели». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

     изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

      изучить нормативно-правовую базу формирования прибыли и рентабельности промышленного предприятия;

      изучить прибыли и рентабельности предприятия;

      изучить организационно-экономическую характеристика и проанализировать работу по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Фабрика лозовой мебели»;

      проанализировать  прибыль от реализации продукции, операционных и внереализационных доходов  и расходов предприятия, налогов  и сборов при  формировании и использовании  прибыли, чистую прибыль предприятия, рентабельность предприятия;

      оценить резервы роста прибыли и рентабельности предприятия;

      систематизировать мероприятия по повышению экономической  эффективности деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  исследования прибыли  и рентабельности

1.1. Сущность, состав и структура прибыли предприятия

     Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности [18, с. 37].

     Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

     Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников [3, с. 13].

     Рост  прибыли определяет рост потенциальных  возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности предприятия и ее возможностей в будущем.

     В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями [17 с. 44].

     Многоканальное  значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия