Разработка программы мотивации персонала на стадии роста организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда (как основной компонент мотивационной сферы компании), побуждающую каждого конкретного работника (рабочего, техника, инженера, менеджера, служащего) работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели. Разработка системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………………………………………………6
1.1 Трудовая мотивация в системе управления персоналом……………………….6
1.2 Трудовая мотивация персонала организации…………………………………………9
1. 3 Трудовая мотивация на разных стадиях жизненного цикла
организации………………………………………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МОТИВАЦИИ В ЗАО «ОРХИДЕЯ»…………..24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………..24
2.2 Оценка мотивации персонала в организации……………………………………….31
2.3 Разработка и обоснование рекомендаций по совершенствованию трудовой мотивации…………………………………………………………………………………….41
ВЫВОДЫ …………………………..………………………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ МОЙ.docx

— 228.85 Кб (Скачать документ)

        

         Важной категорией в теории мотивации является понятие “вознаграждение” (это все, что человек считает ценным для себя)

 Понятия ценностей  у людей различны, поэтому и  оценки вознаграждения у них  отличаются друг от друга. Различают  внутреннее и внешнее вознаграждение.

         Внутреннее вознаграждение дает  сама работа. Сюда относится чувство  удовлетворения от процесса труда,  достижения намеченного результата  или целей, осознание общественной  значимости труда и возникновение  на этой почве самоуважения. В  процессе труда работник удовлетворяет  свою человеческую потребность  в общении с себе подобными,  т.е. с другими людьми.

         Внешнее вознаграждение дается  организацией, где работает сотрудник.  Зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и  престижа, похвала и признание  коллег и руководства, дополнительные  выплаты, дополнительный отпуск, служебный автомобиль, награды (все  это может быть отнесено к  внешнему вознаграждению).

         Содержательные теории мотивации  приведены ниже. Остановимся более  подробно на характеристике некоторых  из этих теорий.

         Теория А.Маслоу. Потребности делятся  на врожденные и приобретенные   и представляют собой пятиуровневую  иерархическую структуру, в которой  они располагаются в соответствии  с приоритетом. Поведение человека  определяет нижняя неудовлетворенная  потребность иерархической структуры.  После того как потребность  удовлетворена, ее мотивирующее  воздействие  прекращается.

 

Рис.1 Иерархия потребностей А.Маслоу

        

         Теория Д.Мак-Клелланда. Существуют три основные потребности, мотивирующие человека: потребности во власти, успехе и причастности (социальные потребности).

         Потребность во власти выражается  как желание воздействовать на  других людей. Люди с потребностью  во власти - это энергичные, оперативные  и решительные личности, не боящиеся  конфронтации, отстаивающие свои  позиции.

         Потребность в успехе удовлетворяется  процессом доведения работника  до позитивного завершения (получилось  то, что задумывалось), а не только  занятием какой-то желаемой должности.  Люди с потребностью в успехе  рискуют умеренно, берут на себя  инициативу и личную ответственность  за решение проблемы и желают, чтобы достигнутые ими результаты  поощрялись конкретно.

         Потребность в причастности испытывают  люди, которые заинтересованы в  наличии компании знакомых, налаживании  дружеских отношений, оказании  помощи другим. Руководители должны  таким людям  уделять много  времени и периодически собирать  их отдельной группой для общения,  обмена мнениями.

         Двухфакторная модель Ф.Герцберга  удовлетворенности работой предусматривает  деление всех факторов мотивации  на две группы (табл.1).

Таблица 1

Факторы мотивации теории Ф.Герцберга

Гигиенические факторы

Факторы-мотиваторы

1.Политика администрации  фирмы

2.Условия работы

3.Заработок

4.Межличностные отношения  с начальниками, коллегами и подчиненными

5.Степень непосредственного  контроля за работой

1.Успех

2.Продвижение по службе

3.Признание и одобрение  результатов работы

4.Высокая степень ответственности

5.Возможность творческого  и делового роста


 

         Согласно этой теории наличие  гигиенических факторов не может  мотивировать работников. Оно только  предотвратит возникновение чувства  неудовлетворенности работой. Для  того, чтобы мотивировать повышение  эффективности деятельности, необходимо  наличие факторов-мотиваторов. Недостатки  теории – один и тот же  фактор может вызвать у одних  удовлетворение работой и неудовлетворение  у других и наоборот, поскольку  у людей разные потребности.

         Теория ожиданий Виктора Врума. Теория базируется на трех взаимосвязанных: затраты труда – результат (з – р); результат-вознаграждение (р – в); валентность (удовлетворенность вознаграждением.

       Ожидания  в отношении з – р – это  соотношение между затраченными  усилиями и полученными результатами.

        Оптимизация  в отношении р –в – это  ожидания вознаграждения за уровень  полученных результатов.

         Валентность – предполагаемая  степень удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения  определенного вознаграждения. Например, за выполненную работу работник  получил надбавку к зарплате, а он рассчитывал на продвижение  по службе. Мотивы в этом случае  ослаблены.

         Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера включает в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости (схема 2).



 

 


 

 

 

 


 

        

 

Схема 2. Модель Лаймана Портера  и Эдварда Лоулера

          Как видно из схемы, достигнутые  результаты зависят от приложенных  работником усилий, его способностей  и характера, а также оценки  его роли. Уровень приложенных  усилий будет определяться ценностью  вознаграждений и степенью уверенности,  что эти усилия будут должным  образом вознаграждены. Человек  удовлетворяет свои потребности  посредством вознаграждений за  достигнутые результаты (генеральная  связь модели).

         Содержательные теории мотивации  базируются на потребностях и  связанных с ними факторах, определяющих  поведение людей. Процессуальные  теории анализируют то, как человек  распределяет усилия для достижения  различных целей и как выбирает  конкретный вид поведения. В  соответствии  с процессуальными  теориями поведение человека  определяется не только потребностями.  Оно обусловлено также его  восприятием и ожиданием (в  данной ситуации) и возможными  последствиями выбранного им  типа поведения.

         Для того, чтобы подключить человека  к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию,  которая побудила бы его к  действию. И только при соответствующих  мотивациях можно вдохновить  людей на решение сложных и  сверхсложных задач.

         Мотивация – это внутренний  процесс сознательного выбора  человеком того или иного варианта  поведения, определяемого комплексным  воздействием внешних (стимулы)  и внутренних (мотивы) факторов.

         Мотивация персонала - это основное  направление успешной кадровой  политики любой компании.

         К структурным элементам процесса  мотивации относят потребности,  интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы.

         Сущность мотивационного процесса  реализуется через присущие ему 

         функции:

  • Объяснительно-обосновывающая, аргументированная целесообразность поведения субъекта.
  • Регулятивная, блокирующая одни действия и разрешающая другие.
  • Коммуникативная, объясняющая, прогнозирующая общение в сфере труда.
  • Социализации, путем осознания своей социальной роли в микро- и макросреде в трудовом коллективе.
  • Корректирующая, как механизм уточнения старых и формирования новых идеалов, норм, ценностных ориентаций.

         Этапы мотивации как процесса:

Первый - возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.

Второй - осуществляется поиск  путей удовлетворения потребностей.

Третий - определение целей (направлений) действия, т. е. выясняется, что именно и какими средствами можно  сделать, чтобы удовлетворить потребность.

Четвертый - реализация действия, т. е. затрата усилия для осуществления  действия, позволяющего удовлетворить  потребность.

Пятый - получение вознаграждения за реализацию действий. Выполнив определенную работу, человек получает то, что  поможет удовлетворить его потребность.

Шестой - удовлетворение потребности.

         При этом человек или прекращает  деятельность до возникновения  новой потребности или продолжает  искать новые возможности.

         Факторы, от которых зависит  процесс мотивации персонала:

1. соответствие компетентностей  сотрудника должности, которую  он занимает,

2. уровень сложности решаемых  сотрудником задач,

3. определение ведущих  мотиваторов,

4. определение демотиваторов,

5. последовательность процесса  мотивации,

6. статус человека, осуществляющего  мотивацию.

         Фактор 1.Соответствие компетентностей сотрудника должности, которую он занимает.

         Здесь все понятно, "мотивируй  – не мотивируй", должность  требует особых профессиональных  качеств и личностных особенностей. Если у сотрудника они отсутствуют  – пользы от мотивации не  будет. На этапе отбора персонала  четко и понятно определить  те компетенции, которыми обладает  сотрудник для определенной должности.

         Фактор 2.Уровень сложности решаемых сотрудником задач. 

         В случае, если сотруднику на 100% понятны его обязанности и  он с ними справляется –  для компании, конечно, выгодно.  Но! Самому сотруднику в такой  ситуации очень быстро становится  скучно. Существует опасность, что  он может уйти туда, где диапазон  обязанностей шире или где  он сможет развиваться дальше.

         Другой пример, сложность поставленных  для решения задач превышает  более чем на 15% способности сотрудника. В таком случае, человек субъективно  будет часто оказываться в  "ситуации неуспеха" и чтобы  уменьшить их число уйдет.

        Самый  адекватный способ с помощью  этого фактора оказывать влияние  на мотивацию сотрудника –  это 20% задач и обязанностей  сотрудника ставить на уровень  сложности, превышающий его возможности  на 5-12%. Тогда задачи, воспринимаются  как развитие (профессиональное  или личностное), снимается "вопрос  о рутине", число "ситуаций  не успеха" значительно снижается. 

         Фактор 3. Определение ведущих мотиваторов (мотивации сотрудника).

         Мотиваторы можно выяснять как  в беседе, так и письменном  виде.

В такой беседе - еще одно название проективное интервью - задавать вопросы, обращая внимание на содержание ответов сотрудника и его эмоциональные  проявления. Вопросы, к примеру, звучат следующим образом: "Что нравиться  людям в работе?", "Что побудило бы человека достичь поставленной цели?", "Почему человек ходит на работу?".

         В соответствии с полученными  результатами выстраивать краткосрочную  мотивацию и мотивацию на перспективу. 

 

Форма мотивации

Достоинства

Недостатки

Материальная мотивация (оклады, проценты, премии, компенсации, больничный, отпускные)

Ощутимое вознаграждение, всеми приемлемое, принято в обществе.

Если это единственный стимул, который удерживает сотрудника на работе, его легко переманить, предложив большую сумму.

Нематериальная мотивация (обучение, похвалы, грамоты, конкурсы, именные подарки, различные соревнования)

1.Не требует значительных  денежных затрат

2.При умелом и "точечном  попадании" дает длительный  и ощутимый эффект.

Если у сотрудника превалирует  нематериальная мотивация, при потере интереса к ним он также легко  покинет компанию.


 

         Еще две плоскости мотивации.  Первая – направленность сотрудника  либо на себя, либо на дело, либо на поддержание отношений  в коллективе. Вторая – мотивация  "К" и мотивация "От". Рассмотрим подробнее, что скрывается  за каждой из них.

        Мотивация  направлена на "Я" – отражение  ожидания прямого вознаграждения  и удовлетворения безотносительно  работы, которую выполняет, или  безотносительно сотрудников, с  которыми работает. В представлении  такого человека группа является "театром", в котором можно  удовлетворить определенные общие  потребности. 

Информация о работе Разработка программы мотивации персонала на стадии роста организации