Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа
На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда (как основной компонент мотивационной сферы компании), побуждающую каждого конкретного работника (рабочего, техника, инженера, менеджера, служащего) работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели. Разработка системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………………………………………………6
1.1 Трудовая мотивация в системе управления персоналом……………………….6
1.2 Трудовая мотивация персонала организации…………………………………………9
1. 3 Трудовая мотивация на разных стадиях жизненного цикла
организации………………………………………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МОТИВАЦИИ В ЗАО «ОРХИДЕЯ»…………..24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………..24
2.2 Оценка мотивации персонала в организации……………………………………….31
2.3 Разработка и обоснование рекомендаций по совершенствованию трудовой мотивации…………………………………………………………………………………….41
ВЫВОДЫ …………………………..………………………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мотивация направлена на "Дело"
отражает интенсивность, с
Мотивация направлена на "Отношения"
отражает интенсивность, с
Мотивация "К" свидетельствует
Мотивация "От" отражает страх
перед несчастными случаями, перед
неудачами. Люди, которые боятся
неудач, предпочитают малый, или,
наоборот, чрезмерно большой риск,
где неудача не угрожает
Фактор 4. Определение демотиваторов.
Демотиваторы – это полная
противоположность мотиваторов.
На "входе" демотиваторы может выявить с помощью ряда вопросов: "Что абсолютно неприемлемо для человека в работе?", "Сотрудник полностью устраивает компанию, что может побудить его уволиться?", "Из-за чего люди переходят с работы в одной компании в другую?"
Вопросы следует задавать в
хаотичном порядке, чтобы
Наиболее часто встречаются
Фактор 5. Последовательность процесса мотивации.
В процессе поощрения,
Действуя таким образом, Вы
закрепляете в сознании
Фактор 6. Статус человека, осуществляющего мотивацию персонала
Еще один аспект – кто будет
мотивировать сотрудника? HR или руководитель
компании? Каким неформальным статусом
обладает этот человек? Какое
влияние он имеет на
Фигуре, пользующейся уважением
у сотрудников гораздо
Таким образом отметим, не существует плохой мотивации и абсолютно плохих сотрудников. Скорей дело в несоответствии особенностей личности сотрудника и должности, не соответствии мотивации персонала и действующей в компании системы стимулирования.
Не бывает ничего идеального,
не существует идеальной,
Есть определенные способы мотивации, которые каждая компания формирует и сочетает, что называется "под себя".
1.3 Трудовая мотивация на разных стадиях жизненного цикла организации
Прежде чем приступить к разработке системы мотивации, нужно проанализировать массу факторов. Одним из основных является стадия развития компании, т. к. приоритеты системы мотивации для каждой стадии различны (см. рис. 2).
Сегодня комплексная система мотивации любой компании включает три основных составляющих: материальная, социальная и корпоративная мотивация сотрудников.
Можно выделить следующие
1.формирование, становление
2. интенсивный рост
3.стабилизация
4.спад, кризис («хаос»)
6.смерть
Рис.2. Этапы жизненного цикла организации
Характерные черты компании на этапе формирования:
-целеустремленность;
-способность рисковать;
-наличие сотрудников, преданных делу;
-высокая сплоченность и взаимодействие;
-использование директивного
метода руководства,
Продвижение к следующему этапу интенсивного роста требует стабильного обеспечения ресурсами. Полномасштабной системы мотивации в этот период в компаниях, как правило, еще не существует, хотя, возможно, уже присутствуют ее отдельные элементы. Необходимость в материальной мотивации на этой стадии минимальна, а социальная и корпоративная – ограничены ресурсами. Основными задачами системы мотивации на этой стадии являются формирование чувства сопричастности к общему делу и побуждение к разносторонней деятельности.
Характерными чертами следующей стадии – стадии интенсивного роста
– являются:
-неравномерный рост, который чередуется периодами бурной деятельности и затишья;
-дальнейшее развитие
инновационных процессов
-формирование миссии, разработка стратегии компании;
-часто еще неформальные
коммуникации и структура
-внедрение и развитие процессов планирования, бюджетирования, прогнозирования;
-приток новых сил;
-высокая персональная ответственность сотрудников.
Материальная, социальная и корпоративная составляющие системы мотивации представлены на этой стадии широкой палитрой. Приоритетной является материальная мотивация.
Стадия стабилизации компании характеризуется:
-стабильной структурой;
-наличием всевозможных правил и регламентов;
-четкими бизнес-процессами и процедурами;
-увеличением выпуска продуктов/услуг;
-процессы принятия решений
становятся более
-уход какого-либо сотрудника не критичен для компании.
Штатная численность сотрудников на этой стадии становится оптимальной, вводится система грейдов (система должностных окладов), диверсифицируется система мотивации. Несмотря на общую благодушную картину, именно эта стадия является для многих компаний переломным моментом. Именно на ней проявляются организационные слабости, недостатки, скрытые угрозы. И если в этот период компании не удается выйти на новый, более высокий цикл развития, то ее неминуемо ждет стадия спада и в худшем случае – краха.
На стадии стабилизации происходит переоценка всех мотивационных систем. Затраты оптимизируются за счет появления дифференцированных программ мотивации для различных грейдов сотрудников.
Следующая стадия развития компании – стадия спада, старения – характеризуется:
-замедлением темпов роста;
-появлением громоздкой системы контроля;
-бюрократизацией процессов;
-закрытостью для новых идей;
-снижением мотивации сотрудников;
-потерями в организационной эффективности.
Как следствие – упадок спроса на продукцию, конфликты, сокращение персонала, кризисное состояние.
Стадия спада часто сопровождается уходом наиболее профессиональной части персонала. Поэтому основной задачей системы мотивации на этом этапе становится удержание лидеров, профессионалов, лояльных сотрудников, способных переломить ход событий.
Таким образом отметим, что одна из основных функций управления - это мотивация и удержание персонала, поэтому данным процессом необходимо управлять. Квалифицированный менеджмент всегда сможет выявить изменение этапа жизненного цикла компании. И такому изменению должны предшествовать анализ действующей системы мотивации на предмет выявления ее сильных и слабых сторон и внесение необходимых корректив. В противном случае компания рискует потерять ключевых сотрудников. Прежде чем приступить к пересмотру системы мотивации и сообщать об этом, в компании проводить совещания с персоналом, чтобы максимально полно учесть ожидания людей и сделать систему мотивации предельно эффективной. Основная сложность процесса перехода - огромное количество слухов, которые руководители отделов не способны ни подтвердить, ни опровергнуть, так как конкретное решение зачастую еще не принято. Поэтому процесс внедрения новой системы мотивации должен быть проведен в кратчайшие сроки, в противном случае компания рискует столкнуться с оттоком сотрудников, ожидания которых не оправдались.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МОТИВАЦИИ В ЗАО «ОРХИДЕЯ»
2.1.
Организационно-экономическая
Закрытое акционерное общество «Орхидея» является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ. Предприятие занимается художественной росписью на натуральном шелке и шерсти.
Основными видами деятельности ЗАО «Орхидея» являются:
Основа преимущества продукции фирмы «Орхидея»:
Рассмотрим организационную структуру ЗАО «Орхидея».
Схема 3. Организационная структура ЗАО “Орхидея”
Таблица 2
Динамика основных показателей
финансово-хозяйственной
2008 |
2009 |
2010 | |
Выручка |
5793000 |
6523000 |
7253000 |
Себестоимость |
3152000 |
3296000 |
3440000 |
Прибыль |
2641000 |
3227000 |
3813000 |
Рентабельность (%) |
83,8 |
97,9 |
110,8 |
Рис. 1. График прибыли ЗАО «Орхидея» за три года (2008-2010 гг.)
Рис. 2. Рентабельность ЗАО «Орхидея» за три года (2008-2010 гг.)
Анализируя показатели деятельности ЗАО “Орхидея” можно сделать вывод, что оно стабильно развивается. Это связано прежде всего с наличием устойчивого спроса на продукцию и услуги, оказываемые предприятиями, наличием значительной клиентской базы и эффективной системой маркетинга на рассматриваемом предприятии.
Эффективное управление
Информация о работе Разработка программы мотивации персонала на стадии роста организации