Развитие агропромышленного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 07:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление основных проблем и задач развития АПК.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать характеристику основных звеньев АПК;
- определить производственные и экономические связи между отраслями АПК;
- установить направления улучшения работы всех звеньев АПК и повышения продовольственной безопасности страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1.Характеристика основных звеньев АПК………………………………..…...5
2.Производственные и экономические связи между отраслями АПК …….17
3.Продовольственная безопасность страны …………………………............34
Заключение…………………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы……………………………………………… 42

Работа состоит из  1 файл

Курс. Экономика предприятия. Развитие агропромышленного комплекса России (УрГСАХ, Габова).doc

— 480.00 Кб (Скачать документ)

Нынешнее кризисное  состояние отечественного агропроизводства фактически стимулирует зарубежного сельхозтоваропроизводителя на осуществление операций экспорта в Россию продовольствия, зачастую некачественного. Растут объемы этого экспорта.

Назовем причины, вызвавшие кризисное состояние агропродоволь-ственного сектора. Среди причин, не позволяющих России выйти на устойчивое развитие агропродовольственного сектора экономики, выделим следующие[19, с.26].:

-  при переходе к  рынку из-за непродуманной аграрной политики государство не смогло воспользоваться преимуществами рыночных отношений (и как следствие - сокращение посевных площадей на 40 млн. га, выпуска тракторов - в 35 раз, зерноуборочных комбайнов - почти в 10 раз, число занятых в сельскохозяйственном производстве уменьшилось на 3,3 млн. чел.);

- необоснованный уход государства от ответственности за экономику в аграрном секторе, по сути, демонтаж, а не модернизация механизма государственного регулирования. Макроэкономические просчеты привели к обвалу эквивалентных товарно-денежных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями реального сектора экономики, что лишило основную массу сельхозтоваропроизводителей возможности вести не только расширенное, но и простое воспроизводство;

-  за годы современных  агрореформ, по сути, произошло вытеснение сельхозтоваропроизводителей с отечественного рынка продовольствия, снижение их доли доходов в конечной цене продукта; продолжается рост импорта, что негативно сказывается на экономическом положении отрасли;

-  в период перестройки  значительная часть сельхозорганизаций обанкротилась, следствием чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации, исчезновение 13 тысяч деревень;

- затянувшийся кризис в аграрном секторе во многом объясняется отсутствием утвержденной правительством России стратегии развития АПК. Разрабатываемые программы и проекты носят в основном краткосрочный характер; аграрный сектор функционирует пока без агропродовольственной доктрины.

В настоящее время  предпринимаются попытки улучшить сложившуюся ситуацию в аграрном секторе и социальной сфере села. Свидетельством тому могут служить приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Но успех реализации этих программных документов во многом зависит от того, насколько быстро, умело и гибко, с учетом макроэкономических факторов будет осуществляться государственное регулирование агропроизводства, произойдет устранение причин, мешающих выйти на траекторию устойчивого развития, будет выработана четкая агропродовольственная политика, завершено формирование аграрного законодательства.

В Свердловской области разработан и внедряется в практику организационно-экономический механизм регулирования АПК, который сформирован в виде двух подсистем. Это подсистема государственной координации рыночного механизма в АПК и подсистема государственной поддержки предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Разработанный механизм лег в основу концепции обеспечения  продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 года. Она реализуется в три взаимосвязанных этапа .

Первый этап берет свое начало с 2004 года, он был направлен на сглаживание диспаритета цен, формирование механизма управления затратами и результатами, стимулирование перехода на индикативные и стратегические методы планирования [19, с. 23].

Второй этап в реализации концепции приходится на 2006-2010 годы. Он представляет собой сбалансированную модель государственного регулирования и рыночного планирования развития АПК с акцентом на свободном выборе потребителя и свободном предпринимательстве. Интеграционные системы образуются на основе вертикальных взаимосвязей отраслей-поставщиков и потребителей и подразумевают формирование оптимальных вертикальных структур по этапам производственного процесса: поставщики - производители - переработчики - дистрибьюторы - сервисное обслуживание. Экономический анализ предполагает, что при формировании стратегии финансирования каждая отрасль или субсектор должны развиваться системно внутри интеграционной системы. Ключевые отрасли («точки роста») в результате взаимодействия элементов системы способствуют развитию отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, сегментов услуг, принадлежащих интеграционной системе. Средние и мелкие предприятия формируют образования вокруг крупных групп на основе отношений вертикальной интеграции и стратегического партнерства, что повышает эффективность производства.

В этот же период на Среднем Урале приступили к реализации межведомственной программы развития сельских территорий - «Уральская деревня».

Третий этап, рассчитанный на 2011-2015 годы, является этапом социальной направленности инвестиционных ресурсов. Он предполагает закрепление достигнутого на предшествующем этапе уровня взаимодействия институциональной сферы и хозяйствующих субъектов АПК, концентрацию бюджетных инвестиционных ресурсов на решении задач социальной сферы АПК, стабилизацию и положительную динамику в демографических процессах.

Последовательная реализация трех взаимосвязанных этапов концепции позволит оптимизировать соотношение инвестиций производственного и непроизводственного назначения в АПК и сгладить структурные искажения в промышленном и социальном развитии.

На третьем этапе  планируются следующие показатели [19, с.24 ]:

-  объем производства  зерна достигнет 300 кг на душу населения в год;

-  доля импортных  продуктов питания в общем объеме продаж продовольственных товаров составит около 10%;

-  показатель калорийности  дневного рациона условного потребителя превысит 3250 кКал/сут.;

-  индикативный показатель  степени душевого удовлетворения потребности в основных видах сельскохозяйственной продукции в соответствии с медицинскими нормами питания составит 100%;

-  индикативный показатель  степени обеспеченности основными продуктами питания собственного производства достигнет 87,5%. По отдельным продуктам будут достигнуты рациональные нормы питания за счет собственного производства.

Региональные системы  продовольственной безопасности следует рассматривать в качестве подсистем единой государственной системы продовольственной безопасности.

Важнейшим фактором достижения продовольственной безопасности является разработка и использование новых научно-технологических подходов в сельском хозяйстве. Очевидно, что совместные усилия будут связаны с развитием биотехнологии, использованием ее методов при селекции высокоадаптивных сортов и создании современной системы семеноводства сельскохозяйственных культур, что позволит вывести сельское хозяйство на новый уровень - уровень устойчивого поступательного развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с поставленными  задачами в работе рассмотрена деятельность основных звеньев АПК за период с 1990 года по 2009 год, особенно уделено внимание динамике развития последних лет и сравнению их  с 1990 годом. Выводы  сделаны не в пользу проводимых в течение 20 лет аграрных реформ.

В годы перестройки снизились не только темпы роста, но произошло снижение объемов производства в абсолютном выражении, особенно пострадало основное звено АПК - сельскохозяйственное производство, в плачевном состоянии оказалось производство сельскохозяйственного машиностроения.

На основе проведенного анализа работ крупных ученых названы основные причины, вызвавшие кризисное состояние АПК:

-  при переходе к  рынку из-за непродуманной аграрной политики государство не смогло воспользоваться преимуществами рыночных отношений (и как следствие - сокращение посевных площадей на 40 млн. га, выпуска тракторов - в 35 раз, зерноуборочных комбайнов - почти в 10 раз, число занятых в сельскохозяйственном производстве уменьшилось на 3,3 млн. чел.);

-  макроэкономические просчеты привели к обвалу эквивалентных товарно-денежных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями реального сектора экономики, что лишило основную массу сельхозтоваропроизводителей возможности вести не только расширенное, но и простое воспроизводство;

-  за годы современных  агрореформ, по сути, произошло вытеснение сельхозтоваропроизводителей с отечественного рынка продовольствия, снижение их доли доходов в конечной цене продукта; продолжается рост импорта, что негативно сказывается на экономическом положении отрасли;

-  в период перестройки  значительная часть сельхозорганизаций обанкротилась, следствием чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации, исчезновение 13 тысяч деревень;

- затянувшийся кризис  в аграрном секторе во многом  объясняется отсутствием утвержденной правительством России стратегии развития АПК. Разрабатываемые программы и проекты носят в основном краткосрочный характер; аграрный сектор функционирует пока без агропродовольственной доктрины.

В настоящее время  предпринимаются попытки улучшить сложившуюся ситуацию в аграрном секторе и социальной сфере села. Свидетельством тому могут служить приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Но успех реализации этих программных документов во многом зависит от того, насколько быстро, умело и гибко, с учетом макроэкономических факторов будет осуществляться государственное регулирование агропроизводства, произойдет устранение причин, мешающих выйти на траекторию устойчивого развития, будет выработана четкая агропродовольственная политика, завершено формирование аграрного законодательства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Виноградов В.В. Экономика России. Учебное пособие. М.: Юрист, 2007
  2. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. Учебное пособие.  М.: ЮНИТИ-Дана, 2007
  3. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика управления. 2009, №12.
  4. Бондаренко Л.В Российское село в зеркале социологии // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №2.
  5. Гончаров В.Д., Котеев С.В. Молочный подкомплекс России // Энциклопедия российских деревень. М., 2009.
  6. Гончаров В.Д., Рау В.В. Инновационная деятельность в продовольственном комплексе России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №4.
  7. Гордиенко Ю. Что делать // Секрет фирмы. 2009. №12.
  8. Зельднер А.Г. Валовая продукция сельского хозяйства: иллюзия роста и реальная действительность // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №2.
  9. Иванова В.М., Гончарова В.Д. Пищевая промышленность России: проблемы развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №7.
  10. Лачуга Ю.Ф. Возродить отечественное машиностроение для АПК // Экономика сельского хозяйства. 2010. №7.
  11. Оксанич Н.И., Наумкин А.В. Государственное регулирование процессов интенсификации и модернизации отраслей мясного животноводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №7.
  12. Пошкус Б.И. Три проблемы сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства. 2010. №5. 
  13. Петриков А.П. Возродить отечественное машиностроение для АПК // Экономика сельского хозяйства. 2010. №7.
  14. Рыхтикова Н.А. Современные тенденции и факторы развития пищевых производств // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №7.
  15. Стрекозов Н.И., Чинаров А.В. Развитие рынка основных видов мяса в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №7.
  16. Семин А.Н. Эффективное агропроизводство – центральное звено продовольственной безопасности государства: проблемы и решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №1.
  17. Семин А.Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург: УГСХА, 2006.
  18. Семин А.Н. О совершенствовании механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. №11
  19. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России / РАСХН. M., 2010.
  20. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2009. Стат. сб. M.: Росстат, 2009.
  21. Статистический обзор. Животноводство России в 2009 году // Экономика сельского хозяйства России. 2010. №1.
  1. Попов А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения. М.: Экономика, 2003.

  1. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2005.

 

1 Попов А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения. М.: Экономика, 2003. С.189.




Информация о работе Развитие агропромышленного комплекса России