Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 07:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основных проблем и задач развития АПК.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать характеристику основных звеньев АПК;
- определить производственные и экономические связи между отраслями АПК;
- установить направления улучшения работы всех звеньев АПК и повышения продовольственной безопасности страны.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1.Характеристика основных звеньев АПК………………………………..…...5
2.Производственные и экономические связи между отраслями АПК …….17
3.Продовольственная безопасность страны …………………………............34
Заключение…………………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы……………………………………………… 42
Нынешнее кризисное состояние отечественного агропроизводства фактически стимулирует зарубежного сельхозтоваропроизводителя на осуществление операций экспорта в Россию продовольствия, зачастую некачественного. Растут объемы этого экспорта.
Назовем причины, вызвавшие кризисное состояние агропродоволь-ственного сектора. Среди причин, не позволяющих России выйти на устойчивое развитие агропродовольственного сектора экономики, выделим следующие[19, с.26].:
- при переходе к рынку из-за непродуманной аграрной политики государство не смогло воспользоваться преимуществами рыночных отношений (и как следствие - сокращение посевных площадей на 40 млн. га, выпуска тракторов - в 35 раз, зерноуборочных комбайнов - почти в 10 раз, число занятых в сельскохозяйственном производстве уменьшилось на 3,3 млн. чел.);
- необоснованный уход государства от ответственности за экономику в аграрном секторе, по сути, демонтаж, а не модернизация механизма государственного регулирования. Макроэкономические просчеты привели к обвалу эквивалентных товарно-денежных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями реального сектора экономики, что лишило основную массу сельхозтоваропроизводителей возможности вести не только расширенное, но и простое воспроизводство;
- за годы современных агрореформ, по сути, произошло вытеснение сельхозтоваропроизводителей с отечественного рынка продовольствия, снижение их доли доходов в конечной цене продукта; продолжается рост импорта, что негативно сказывается на экономическом положении отрасли;
- в период перестройки значительная часть сельхозорганизаций обанкротилась, следствием чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации, исчезновение 13 тысяч деревень;
- затянувшийся кризис в аграрном секторе во многом объясняется отсутствием утвержденной правительством России стратегии развития АПК. Разрабатываемые программы и проекты носят в основном краткосрочный характер; аграрный сектор функционирует пока без агропродовольственной доктрины.
В настоящее время предпринимаются попытки улучшить сложившуюся ситуацию в аграрном секторе и социальной сфере села. Свидетельством тому могут служить приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Но успех реализации этих программных документов во многом зависит от того, насколько быстро, умело и гибко, с учетом макроэкономических факторов будет осуществляться государственное регулирование агропроизводства, произойдет устранение причин, мешающих выйти на траекторию устойчивого развития, будет выработана четкая агропродовольственная политика, завершено формирование аграрного законодательства.
В Свердловской области разработан и внедряется в практику организационно-экономический механизм регулирования АПК, который сформирован в виде двух подсистем. Это подсистема государственной координации рыночного механизма в АПК и подсистема государственной поддержки предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Разработанный механизм лег в основу концепции обеспечения продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 года. Она реализуется в три взаимосвязанных этапа .
Первый этап берет свое начало с 2004 года, он был направлен на сглаживание диспаритета цен, формирование механизма управления затратами и результатами, стимулирование перехода на индикативные и стратегические методы планирования [19, с. 23].
Второй этап в реализации концепции приходится на 2006-2010 годы. Он представляет собой сбалансированную модель государственного регулирования и рыночного планирования развития АПК с акцентом на свободном выборе потребителя и свободном предпринимательстве. Интеграционные системы образуются на основе вертикальных взаимосвязей отраслей-поставщиков и потребителей и подразумевают формирование оптимальных вертикальных структур по этапам производственного процесса: поставщики - производители - переработчики - дистрибьюторы - сервисное обслуживание. Экономический анализ предполагает, что при формировании стратегии финансирования каждая отрасль или субсектор должны развиваться системно внутри интеграционной системы. Ключевые отрасли («точки роста») в результате взаимодействия элементов системы способствуют развитию отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, сегментов услуг, принадлежащих интеграционной системе. Средние и мелкие предприятия формируют образования вокруг крупных групп на основе отношений вертикальной интеграции и стратегического партнерства, что повышает эффективность производства.
В этот же период на Среднем Урале приступили к реализации межведомственной программы развития сельских территорий - «Уральская деревня».
Третий этап, рассчитанный на 2011-2015 годы, является этапом социальной направленности инвестиционных ресурсов. Он предполагает закрепление достигнутого на предшествующем этапе уровня взаимодействия институциональной сферы и хозяйствующих субъектов АПК, концентрацию бюджетных инвестиционных ресурсов на решении задач социальной сферы АПК, стабилизацию и положительную динамику в демографических процессах.
Последовательная реализация трех взаимосвязанных этапов концепции позволит оптимизировать соотношение инвестиций производственного и непроизводственного назначения в АПК и сгладить структурные искажения в промышленном и социальном развитии.
На третьем этапе
планируются следующие
- объем производства зерна достигнет 300 кг на душу населения в год;
- доля импортных продуктов питания в общем объеме продаж продовольственных товаров составит около 10%;
- показатель калорийности дневного рациона условного потребителя превысит 3250 кКал/сут.;
- индикативный показатель степени душевого удовлетворения потребности в основных видах сельскохозяйственной продукции в соответствии с медицинскими нормами питания составит 100%;
- индикативный показатель степени обеспеченности основными продуктами питания собственного производства достигнет 87,5%. По отдельным продуктам будут достигнуты рациональные нормы питания за счет собственного производства.
Региональные системы продовольственной безопасности следует рассматривать в качестве подсистем единой государственной системы продовольственной безопасности.
Важнейшим фактором достижения продовольственной безопасности является разработка и использование новых научно-технологических подходов в сельском хозяйстве. Очевидно, что совместные усилия будут связаны с развитием биотехнологии, использованием ее методов при селекции высокоадаптивных сортов и создании современной системы семеноводства сельскохозяйственных культур, что позволит вывести сельское хозяйство на новый уровень - уровень устойчивого поступательного развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами в работе рассмотрена деятельность основных звеньев АПК за период с 1990 года по 2009 год, особенно уделено внимание динамике развития последних лет и сравнению их с 1990 годом. Выводы сделаны не в пользу проводимых в течение 20 лет аграрных реформ.
В годы перестройки снизились не только темпы роста, но произошло снижение объемов производства в абсолютном выражении, особенно пострадало основное звено АПК - сельскохозяйственное производство, в плачевном состоянии оказалось производство сельскохозяйственного машиностроения.
На основе проведенного анализа работ крупных ученых названы основные причины, вызвавшие кризисное состояние АПК:
- при переходе к рынку из-за непродуманной аграрной политики государство не смогло воспользоваться преимуществами рыночных отношений (и как следствие - сокращение посевных площадей на 40 млн. га, выпуска тракторов - в 35 раз, зерноуборочных комбайнов - почти в 10 раз, число занятых в сельскохозяйственном производстве уменьшилось на 3,3 млн. чел.);
- макроэкономические просчеты привели к обвалу эквивалентных товарно-денежных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями реального сектора экономики, что лишило основную массу сельхозтоваропроизводителей возможности вести не только расширенное, но и простое воспроизводство;
- за годы современных агрореформ, по сути, произошло вытеснение сельхозтоваропроизводителей с отечественного рынка продовольствия, снижение их доли доходов в конечной цене продукта; продолжается рост импорта, что негативно сказывается на экономическом положении отрасли;
- в период перестройки значительная часть сельхозорганизаций обанкротилась, следствием чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации, исчезновение 13 тысяч деревень;
- затянувшийся кризис в аграрном секторе во многом объясняется отсутствием утвержденной правительством России стратегии развития АПК. Разрабатываемые программы и проекты носят в основном краткосрочный характер; аграрный сектор функционирует пока без агропродовольственной доктрины.
В настоящее время предпринимаются попытки улучшить сложившуюся ситуацию в аграрном секторе и социальной сфере села. Свидетельством тому могут служить приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Но успех реализации этих программных документов во многом зависит от того, насколько быстро, умело и гибко, с учетом макроэкономических факторов будет осуществляться государственное регулирование агропроизводства, произойдет устранение причин, мешающих выйти на траекторию устойчивого развития, будет выработана четкая агропродовольственная политика, завершено формирование аграрного законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Развитие агропромышленного комплекса России