Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – это определить роль гипермаркетов в торговом обслуживании населения Республики Беларусь
Задачами данной курсовой работы являются:
раскрыть сущность гипермаркетов;
выявить положительные и отрицательные стороны как для покупателей, так и для развития торговли в Республики Беларусь;
определить влияние на предприятия розничной торговли сравнительно меньших размеров;
провести анализ работы на примере гипермаркета «BIGZZ»;
определить роль гипермаркетов в торговом обслуживании населения Республики Беларусь.
Введение 3
1. Гипермаркет как тип розничного торгового объекта 5
Сущность понятия «гипермаркет» 5
Роль гипермаркетов в обслуживании населения 6
2. Организация торгового обслуживания населения в гипермаркете «BIGZZ» 12
2.1 Общая характеристика гипермаркета «BIGZZ» 12
2.2 Организация продажи товаров 13
2.3 Организация дополнительного обслуживания покупателей 17
3. Развитие гипермаркетов в торговой сети Республики Беларусь 18
Заключение 21
Список используемой литературы 23
1.1. Сущность понятия «Гипермаркет»
Гипермаркет — тип магазина, объединяющий в себе принципы организации магазина самообслуживания и магазина, разделенного на торговые отделы.
От традиционных магазинов самообслуживания и от супермаркетов гипермаркеты отличаются, прежде всего, масштабностью по всем параметрам. В разных странах к гипермаркетам относят магазины самообслуживания с торговой площадью: в США – от 4 000 м2, во Франции – от 2 500 м2. В Германии гиппермаркетами называют супермаркеты с площадью от 1 500 м2 и универмаги с площадью от 4 000 м2. В соответствии с Номенклатурой типов магазинов для городских поселений, утвержденной Министерством торговли Республики Беларусь от 09.01.2002г. для гипермаркетов четко прописаны торговых площадей – от 5 000 м2. Но в то же время для данного типа характерно не только большие торговые площади, но ещё и громадный ассортимент товаров, относящихся как к продовольственному, так и непродовольственному сегментам рынка розничной торговли, насчитывающий обычно от 40 000 до 150 000 позиций. На непищевую продукцию в гипермаркетах приходится от 35 до 50 % общего ассортимента. Непродовольственный сектор представлен самыми различными группами товаров: одежда и обувь, косметика, бытовая химия, электроника, крупногабаритная бытовая техника, мебель, стройматериалы и многое другое.
Гипермаркеты обладают следующими признаками;
Также
следует отметить, что гипермаркеты
могут послужить основой для
создания розничного торгового центра,
что характерно для «французской»
модели розничных торговых центров. Главной
целью расширения гипермаркета до торгового
центра является привлечение в гипермаркет
большого количества посетителей за счет
расширения комплексности услуг. В качестве
примера следует привести Торговый центр
«Корона», который располагается по адресу
г. Минск, ул. Кальварийская, 24. Он включает
в себя гипермаркет торговой площадью
6200 м2, крупнейший супермаркет бытовой
техники «Корона Техно», детский развлекательный
цент «Дискавери», «Модный Молл» с галереей
магазинов известных мировых марок (21
магазин, торговая площадь магазина варьируется
от 90 до 270 м2), кафе-пиццерию «Амстердам»
и ресторан быстрого питания «Пит-стоп».
В мировой практике гипермаркеты не являются новым явлением в розничной торговле. Например, во Франции первый Гипермаркет «Карфур» начал свою деятельность 15 июня 1963г. в Сент-Женевьев-де-Буа (пригород Парижа), а в 1967г. был открыт первый гипермаркет известной компании «Ашан». Идея постройки первого белорусского гипермаркета родилась в 1997 г. Его предполагалось соорудить на пересечении пр. Дзержинского и ул. Есенина в микрорайоне Малиновка. С такой инициативой выступили инвесторы из Польши. Был создан даже проект торгового комплекса, но этот проект так и был воплощен, а первый Гипермаркет порадовал своим открытием покупателей только в 2005г. За последние 3 года были открыты и успешно работают в Минске «Гиппо» иностранного предприятия «Белвиллесден» с торговой площадью 5 770 м2, «ProStore» совместного ЗАО «Простор-маркет» - 6 200 м2, «Корона» филиала ООО «Табак-инвест», «Biggz» иностранного частного торгового унитарного предприятия «Баниар» торговой площадью более 6 000 м2.По своим размерам отечественные гипермаркеты пока заметно уступают зарубежным аналогам.
Отметим, что 53,5% белорусских покупателей пользуются услугами крупных торговых объектов, в том числе и услугами гипермаркетов (см. прил. А, диаграмма 1). Из них:
Данные сведения показывают, что гипермаркеты в Республике Беларусь являются «магазином выходного дня», где осуществляются не каждодневные покупки, а покупки на неделю или месяц.
Также было проведено исследование в виде социологического анкетирования, направленное на определение популярности 4 гипермаркетов: «Корона», «ProStore», «Гиппо», «BIGZZ». Опрос проводился среди 400 активных пользователей интернета в возрасте от 16 лет и старше. Выборка репрезентирует взрослую интернет-аудиторию РБ. Статистическая погрешность не превышает ±4,1% при ДИ 90.
Как видно из диаграммы 2 (см. прил. А, диаграмма 2), среди посетителей гипермаркетов наибольший интерес вызывает гипермаркет «ГИППО». Более 80% респондентов ответили, что посетили данный гипермаркет хотя бы раз. Скорее всего, это объясняется расположением в пределах города и тем, что он был вторым гипермаркетом, который открылся в РБ.
Гипермаркет BIGZZ, несмотря на то, что он был первым, хотя бы раз посетило 70% респондентов. Но это очень близко к результатам двух других гипермаркетов — Prostore (68%) и «Корона» (68%). Хорошее оформление зала и удачное расположение помогли им догнать BIGZZ, несмотря на то, что открылись они значительно позже.
Но разовое посещение – это не показатель. Далее в анкете следовал вопрос: «Какой гипермаркет Вам нравится больше всего?» (см. прил. Б диаграмма 3). Согласно исследованию, большинству покупателей (37%) нравится гипермаркет «Корона». Данный торговый центр открылся последним, возможно, при его создании были учтены все достоинства и недостатки ранее открывшихся гипермаркетов. Сказывается еще и его удобное расположение — в центре города — по сравнению со всеми остальными гипермаркетами. Однако Prostore и «ГИППО» не сильно отстают от лидера - 29% и 27% соответственно. Гипермаркет BIGZZ, несмотря на то, что он был первым на рынке, значительно отстает по популярности от остальных – он нравится только 19% опрошенных. Позицию «не нравится ни один» выбрали только 1,8% ответивших на анкету.
Следующие вопрос анкеты: «Какой гипермаркет посещаете регулярно?» (см. прил. В диаграмма 4). Согласно исследованию, гипермаркеты «ГИППО» и «Корона» можно назвать самыми посещаемыми. По 28% покупателей регулярно совершают покупки именно в этих двух торговых центрах. Во многом это связано с их расположением в густонаселенных районах Минска, и попасть в них намного проще как на личном, так и на общественном транспорте. За ними следуют гипермаркеты, которые расположены около кольцевой: Prostore - 25% и BIGZZ - 20%.
Как видно, распределение голосов по трем предыдущим вопросам различается. Но почему получается так, что гипермаркет, который нравится большей части покупателей, или который посетило наибольшее количество покупателей, не становится самым посещаемым? Попробуем определить, почему покупатели сделали такой выбор (см. прил. Г диаграмма 5).
Очевидно, что самым главным фактором при выборе гипермаркета является его расположение (73%). Именно от удачного выбора расположения гипермаркета во многом зависит его посещаемость. И это не удивительно, кому захочется ехать через пол города за покупками?
Вторым фактором является широта ассортимента (60%). Именно возможность купить все в одном месте привлекает людей в гипермаркет. Далее следуют примерно равные по количеству ответов позиции : приятная атмосфера (42%), бесплатная парковка (39%) и хорошее оформление зала (39%).
Правда, при этом следует учитывать, что некоторые позиции (бесплатная парковка, бесплатные пакеты и накопительная программа) присутствуют не во всех гипермаркетах, и это значительно влияет на распределение значимости данных показателей для каждого отдельно взятого гипермаркета. Кроме того, стоит отметить, что в зависимости от пола, возраста, дохода покупателя, места жительства и работы во многом зависит: предпочтения в выборе гипермаркета, частота и дни недели посещения, средняя сумма и состав покупок и т.д.
Итак, какой же гипермаркет Минска наиболее популярен? Опираясь на данные проведенного исследования, можно сказать, что явного лидера среди них не наблюдается – все магазины посещаемы и нравятся посетителям.
С учетом размеров гипермаркетов и тенденции к увеличению количества торговых объектов такого типа необходимо определить их роль в обслуживании населения. Для этого следует выделить как положительные, так и отрицательные аспекты, а также причины их возникновения, влияющие как на покупателей, так и на торговлю в целом.
В первую очередь следует рассмотреть положительные стороны:
Также со стороны Мингорисполкома было выдвинуто требование, в соответствии с которым при строительстве гипермаркетов, а также других крупных торговых центров, должны использоваться местные стройматериалы, что благоприятно влияет на экономику Республики Беларусь, и гипермаркеты обязаны отчислять не менее 1% с выручки от реализации продукции и от внереализационных доходов горисполкомам.
Что касается отрицательных сторон, то следует выделить основную: гипермаркеты создают конкуренцию среднестатистическим магазинам. Уже подсчитано, что в радиусе 500 м от гипермаркетов однопрофильный торговый бизнес полностью вымирает, а в радиусе 1.5-2 км несет серьезные потери. Следовательно, с приходом гипермаркетов на белорусский рынок и открытием новых, большинство торговых объектов, находящихся в зоне из расположения, несут убытки. Единственный выход для них – это переквалификация на узкоспециализированную нишу (например, торговля молочными продуктами, хлебом, овощами). В противном случае открытие нового гипермаркета может послужить закрытием работающего довольно продолжительное время более мелкого торгового объекта.
Подсчитано, что 1 рабочее место в гипермаркете убирает 7 рабочих мест в смежных отраслях (торговля, производство, поставщики товаров). А сокращение рабочих мест ведет и к сокращению налогов, начисляемых с заработной платы, и увеличением социальных выплат. Гипермаркеты между собой конкурентами не являются, так как находятся на значительном расстоянии, а розничная сеть как Минска, так и Республики Беларусь, ненасыщенна таким типом торговых объектов как гипермаркет.
В качестве вывода, необходимо отметить, что гипермаркет – яркий пример рыночной экономики, в котором от качества культуры обслуживания населения, степени удовлетворенности покупателей как ассортиментом, так и ценами на предлагаемый товар зависит и прибыль данного типа розничного объекта. Конкуренция со стороны гипермаркетов может послужить толчком для объединения мелких торговых предприятий и создания крупных торговых объектов. В любом случае выигрывает покупатель.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГИПЕРМАРКЕТЕ «BIGZZ»
2.1 Общая характеристика гипермаркета «BIGZZ»
«BIGZZ» - это первый гипермаркет в Республике Беларусь, который располагается на территории ТВЦ «Экспобел», в районе пересечения Минской кольцевой дороги и улицы Мирошниченко. Впервые «BIGZZ» распахнул свои двери для покупателей 10 марта 2005 года, а 17 марта состоялась официальная церемония его открытия.
Информация о работе Развитие гипермаркетов в торговой сети Республики Беларусь