Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:02, контрольная работа
1.1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном значении. Особенности финансов как группы общественных отношений. Их функции.
Финансы – экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они являются экономической категорией, выражающей реально существующие общественные отношения (финансовые отношения). Финансы возникают с появлением денег и государства. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются предпосылкой возникновения финансов.
Иные виды нормативных актов: Соглашения между финансово-кредитными организациями по различным финансовым вопросам (в том числе акты, регулирующие часть отношений, складывающихся на рынке ц/б и на финансовом рынке вообще).
2.1. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.
Финансовая деятельность государства (ФДГ) – деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом этапе общ. развития.
Централизованные фонды денежных средств – денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта (средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование, кредит (государственный и банковский)). При кредите не реализуются властные полномочия (различные виды кредитов могут быть централизованными и децентрализованными фондами денежных средств).
Децентрализованные фонды денежных средств – финансы предприятий и организаций, образуемые за счет собственных ресурсов и бюджетных ассигнований, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.
Финансовые отношения, возникающие
в процессе финансовой деятельности
государства, рассматриваемые в
связи с финансовой системой, охватывают:
бюджетные фонды; государственные
и муниципальные внебюджетные фонды;
государственный им муниципальный
кредит; государственные и
Субъекты финансовой деятельности государства – государство в лице компетентных органов на уровне Федерации и ее субъектов:
1) представительные органы государственной власти (устанавливают налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении);
2) исполнительные органы государственной власти (осуществляют финансовую деятельность государства как часть их общей компетенции, а также специальной) (часть компетенции Правительства РФ (составляет федеральный бюджет), органов исполнительной власти общей компетенции на уровне субъектов РФ, министерств, имеющих централизованные фонды (формируют и выделяют финансовые ресурсы для решения общеотраслевых задач)) (органы исполнительной власти специальной компетенции – Минфин РФ и финансовые органы субъектов РФ (составляют проекты бюджетов и отчеты об их исполнении), Федеральное казначейство РФ (осуществляет казначейское исполнение федерального бюджета и контроль за его исполнением), ФНС РФ (осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов), государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС) (мобилизуют и выделяют финансовые ресурсы для решения социально-экономических задач государства)).
3) органы судебной власти (суды общей юрисдикции и КС РФ осуществляют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб).
4) Центральный Банк РФ (выполняет обязанности по операциям с бюджетами, внебюджетными фондами, обслуживанию государственного долга, производит эмиссию денежных знаков) и коммерческие банки (в случаях, когда они реализуют полномочия в сфере государственных финансов, которыми их наделяет государство – агенты валютного контроля; органы, наделенные властными полномочиями в случае установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций).
Государство как субъект финансовой деятельности воздействует на объект этой деятельности (экономические отношения (отношения собственности), доходы, накопления юридических и физических лиц, собственные финансовые ресурсы государства).
Публичный характер финансовой деятельности
государства в отношении
Функции ФДГ (основные направления):
Разнообразие методов
Методы осуществления финансовой деятельности:
1) методы собирания денежных средств («а» – важнейший);
а) налоговый метод (с его помощью изымаются в обязательном порядке в установленные сроки в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня (аналогично с государственными внебюджетными фондами) – имеет принудительный характер изъятия денежных средств;
б) метод добровольных взносов (покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в кредитных организациях);
в) метод финансовых изъятий (свободного остатка прибыли казенного предприятия – сверх установленных государством финансовых нормативов деятельности);
г) штрафной метод (установление и применение штрафов, пеней, других санкций за нарушение финансово-правовых норм).
2) методы распределения (перераспределения) и использования денежных средств («а» и «б» - важнейшие):
а) метод финансирования (безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств);
б) метод кредитования (выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности, срочности, платности;
в) выделение средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности (бюджетный кредит и бюджетная ссуда);
г) метод процентных отчислений от регулирующих доходов (выделение субъектам РФ и муниципальным образованиям из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей);
д) метод субвенций (выделение сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели);
е) метод дотаций (выделение субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения).
2.2. Правовой режим валютных операции в РФ между
нерезидентами.
Валютные операции (ВО) (п. 9 Статья 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 10.12.2003 №173-ФЗ):
1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
2) приобретение резидентом у нерезидента или нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента или нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ц/б на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ц/б в качестве средства платежа.
ВО (в узком смысле) – юридические действия резидентов и нерезидентов, направленные на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей в отношении валютных ценностей.
Специфическая черта ВО – законодательно закрепленный строгий контроль за ВО требует сопровождения их рядом юридических и фактических действий агентов и органов валютного контроля.
ВО (в широком смысле) – совокупность юридических и фактических действий лиц, участвующих в ее проведении (резидентов, нерезидентов, органов и (или) агентов валютного контроля – участников валютных отношений), направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей на валютные ценности.
ВО между резидентами и